→ Адаптация людей с ограниченными возможностями в социальной среде. Специфика социальной адаптации в обществе молодых людей с ограниченными возможностями здоровья Адаптация лиц ограниченными возможностями здоровья

Адаптация людей с ограниченными возможностями в социальной среде. Специфика социальной адаптации в обществе молодых людей с ограниченными возможностями здоровья Адаптация лиц ограниченными возможностями здоровья

Социокультурная адаптация детей

с ограниченными возможностями здоровья

Социокультурная адаптация относится к числу наиболее актуальных и востребованных сфер общественной практики. Высокая гуманитарная направленность, социальная духовная поддержка незащищенных слоев населения, забота о социальном и культурном обустройстве детей с ограниченными возможностями здоровья, их приобщении к богатствам общечеловеческой культуры, к самодеятельному ремеслу и творчеству всегда были свойственны передовым слоям российского общества.

Из всех проблем, препятствующих полноценному включению лиц с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества, именно проблема социокультурной адаптации является самой острой. Социокультурная адаптация - сложный и многогранный феномен, характеризующийся постоянными трансформациями. Социокультурная адаптация ребенка с ограниченными возможностями протекает в трех звеньях: личность, общество, культура, где постоянно согласовываются требования и ожидания социальной среды к личности «нетипичного» ребенка. Приобретенные в результате социокультурной адаптации знания и навыки дети с ограниченными возможностями направят на удовлетворение жизненных потребностей, что поможет им стать полноценными членами общества.

Для детей с ограниченными возможностями социокультурная адаптация имеет важное значение в дальнейшей интеграции в общество и жизни в целом.

Реализация основных видов и форм вхождения ребенка с ОВЗ в общество осуществляется в рамках пяти концентров адаптации (первый – социокультурное взаимодействие внутри родительской семьи; второй – с ближайшим окружением семьи; третий – в рамках дошкольного образовательного учреждения, во дворе дома; четвертый – в стенах среднего общеобразовательного учреждения, а также в учреждениях культуры, спорта; пятый – в постшкольный период) .

Успешность адаптационных практик напрямую связана с особенностями социокультурной макро- и микросреды, со спецификой государственной социокультурной политики. Благодаря функционированию институтов семьи и образования возможно достижение ребенком адаптационного стандарта, уровень которого можно определить по разработанной критериальной системе готовности индивида к адаптации и его социальной интегрированности.

Сущность социокультурной адаптации лиц с ограниченными возможностями связана, прежде всего, с их «включением» в общество, в обычные межличностные отношения, вследствие расширения прав и возможностей для участия во всех видах и формах социокультурной жизни.

Основным объектом социокультурной адаптации и поддержки являются социально ослабленные и социально незащищенные группы населения, в первую очередь дети с ограниченными возможностями. Значительную часть этих детей объединяет принятая по инициативе Международной организации здравоохранения (ВОЗ) понятие социальной недостаточности, связанная с нарушениями или ограничениями жизнедеятельности. Под термином «социальная недостаточность», или «дезадаптация», подразумевается нарушение или существенное ограничение у человека свойственной ему привычной жизнедеятельности вследствие преклонного возраста, врожденной или приобретенной инвалидности, болезней, травм или расстройств, в результате чего оказываются утраченными привычные контакты со средой обитания, соответствующие возрасту жизненные функции и роли. Производным от него понятием является социально-культурная недостаточность, которая связана с частичной либо полной неспособностью выполнять социально-культурные функции, считающиеся нормальными для лиц данного возраста, пола и ряда других социально-демографических характеристик .

Как свидетельствует практика, достойный образ жизни детей с проблемами физического и психического развития не может гарантироваться принятием только адекватных мер медицинского или психологического вмешательства. Выйти на такой уровень социально-культурной компетенции, который позволил бы этой части населения без особых затруднений вступать в обычные социальные контакты и взаимодействия, ─ такова цель, объединяющая и гражданские институты, и самих детей с ограниченными возможностями.

В более узком смысле под социокультурной адаптацией ребенка с ограниченными возможностями подразумевается адресная, личностная помощь, совместное выявление с ним его собственных духовных целей, интересов и потребностей, путей и способов преодоления препятствий. Поиск и мобилизация всех имеющихся у самого ребенка резервов и возможностей, в конечном счете, помогут ему адаптироваться и нормально функционировать в окружающей социально-культурной среде, обучении, общении, творчестве .

Проблема адаптации теснейшим образом связана с проблемой здоровья – болезни. Этот континуум неотъемлем от жизненного пути личности. Многофункциональность и разнонаправленность жизненного пути обусловливают взаимосвязь процессов соматического (отношение к своей телесности, к своему здоровью), личностного (отношения к себе как к личности, отношение к своему поведению, настроению, мыслям, защитным механизмам), и социального (общение, отношение к ситуациям и социальным институтам, деятельность) функционирования.

Социокультурная адаптация предполагает оптимизацию взаимодействия ребенка с ограниченными возможностями и его семьи с социокультурной средой, которая является одним из важнейших факторов и условий развития.

Социокультурная среда выступает детерминирующим фактором реализации его потребностей и запросов, является важнейшим условием раскрытия сущности ребенка. Однако социокультурные нормы и ценности ребенок осваивает только через свой опыт, общение, через непосредственный контакт, благодаря своей активности.

Процесс социокультурной адаптации обеспечивается системой мер социальной защиты, направленных на создание личности условий для ее полной или частичной юридической, политической, экономической, социальной, культурной самостоятельности и равных с другими гражданами возможностей участия в общественной жизни и развитии общества.

Однако перед социальными структурами стоит задача повышения активности среди семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, ведь зачастую дети изолированы от общества самими родителями. Здесь необходимо повышать культуру по отношению к инвалидам не только общества в целом, но и самих инвалидов и их семей.

Система социокультурной адаптации должна способствовать формированию активной жизненной позиции у семей с ограниченными возможностями в целом.

Таким образом, социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями должна рассматриваться в двух аспектах. С одной стороны, ее можно представлять как специфическое средство культуры и искусства, рекомендуемое ребенку с ОВЗ в индивидуальной программе реабилитации для восстановления или компенсации нарушенных или утраченных функций. С другой стороны, следует иметь в виду, что приобщение к ценностям культуры, участие в общих культурно-досуговых мероприятиях наряду со всеми членами общества способствуют повышению эмоционального тонуса, социальным коммуникациям, социальному включению лиц с ОВЗ, что носит общий реабилитационный характер.

Список литературы

1. Ильичев Д. Реабилитация детей с ограниченными возможностями //Социальная работа. - 2003. - № 2.- С. 46

2. Комплексная реабилитация инвалидов. Под ред. Т.В. Зозули. – М., 2005.

3. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка: Социокультурные аспекты. – Саратов, 1996.

4. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизмы реализации. - Кемерово, 1992.


светлана тетерина

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями

здоровья .

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!

Проблема включения людей с в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Проблемы социальной адаптации умственно отсталых учащихся решаются в последние годы все труднее, хотя ее цели и задачи всегда учитывались при определении сути коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Оказание помощи детям, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства.

В последнее время в педагогике для характеристики детей с врожденными дефектами развития получил распространение термин “особые” дети.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети , состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития : нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка .

При работе с детьми с ОВЗ одним из самых важных условий для меня, как классного руковителя, является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы. Дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Существующую социально –педагогическую стратегию воспитания детей , находящихся в детских домах и школах–интернатах, можно оценить как стратегию замены попечения родителей государственным попечением. Характерные черты данной стратегии : государство берет на себя заботу о создании необходимых бытовых условий в период проживания ребенка в интернатном учреждении и на этапе выпуска; государство предоставляет льготы, обеспечивающие возможность получения профессионального образования любого уровня; в государственных учреждениях делается попытка воссоздания домашней психологической атмосферы.

Целью моей работы с детьми, имеющими , является организация помощи детям на основе проведения комплексных мероприятий для получения ими образования и развития личности в целом.

В нашей школе-интернате дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей , а интегрированы в общеобразовательную среду.

Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно . Это помогает в решении следующих задач :

Создание условий для адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями ;

Обучение детей с ограниченными возможностями социальным навыкам ;

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями ;

Снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии;

Формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.


Успешной адаптации и социализации детей с ограниченными условиями здоровья способствует внеклассная работа, которая включает в себя : работу классного руководителя, воспитателя, кружковую работу, физкультурно-оздоровительную , организацию отдыха и досуга.

Наибольший интерес у ребят вызывают игры. Игра имеет большое значение для развития детей и является наиболее любимым видом деятельности. Подвижная игра помогает раскрепощению, объединяет детей , приучает к организованности, посредством выполнения правил. Интеллектуальные игры способствуют развитию умственных способностей, включаются в работу познавательные процессы. Поэтому мы стараемся как можно чаще организовывать с детьми игровые моменты во время занятий, задействуем в общешкольных спортивных соревнованиях, играх, эстафетах, для того, чтобы ребята чувствовали себя полноценными членами школьного ученического коллектива, а также получали моральное удовлетворение от общения со сверстниками.

Одним из важных звеньев являются занятия ручным трудом. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей : развивается мелкая моторика рук, эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность.


Основная цель : приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей. Результатом такого творчества стало множество поделок, выполненных руками ребят с ограниченными возможностями здоровья . Причём если на первоначальном этапе детям было трудно овладевать способами работы с картоном, пластилином, бумагой, кусочками ткани, то в процессе обучения учащиеся овладели различными техниками : это работа с тканью, создание одежды, поделки. В процессе занятий решаются следующие задачи :

Развитие и коррекция основных видов движений;

Развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики;

Развитие способности ориентироваться в пространстве.

Кроме того, в структуру занятия включаются :

Творческие задания, направленные на развитие воображения, детской фантазии;

Комплексные игры различной подвижности и разной направленности;

Релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия.

При организации воспитательной работы мы не разделяем детей , имеющих ограниченные возможности здоровья . И это дает свои положительные результаты : повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличие от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ , воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности . Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т. д., проводимые в школе-интернате, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха.

Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе.

Таким образом, наша школа-интернат делает всё возможное , чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья получали достойное образование и развитие.


Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации , но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

Занятие 7. «Образовательная интеграция и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья как социальная и психолого-педагогическая проблема»

1. Коммуникативная компетенция как ключевое условие социальной адаптации лиц с ОВЗ.

Коммуникативная компетенция названа в современной модели образования одной из базовых компетентностей современного человека (умение эффективно сотрудничать с другими людьми). Интеграция и социальная адаптация учащихся с ОВЗ невозможна без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между индивидом и обществом. Особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Проблема формирования коммуникативной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья как средство наиболее полной и успешной социализации учащихся, имеет огромную значимость и актуальность. Уровень коммуникативных умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяется реально сложившимся узким социальным кругом их общения; недостаточностью их возможностей для формирования коммуникативной компетенции подростков. От уровня коммуникативнойкомпетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и их интеграция в школьное сообщество. Сейчас мы живем в информационном, быстро меняющемся обществе, которое предъявляет к выпускникам школы, а тем более с ОВЗ, более строгие требования. Практическая направленность развития коммуникативных навыков выходит на первый план. Для этого необходима организация общения между учащимися в процессе обучения, проведения совместных мероприятий, занятий в кружках дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками общеобразовательных школ; между обучающимися и их родителями. Учиться общению, общаясь – вот основной принцип коммуникативности. Здесь необходим комплексный подход к развитию устной диалогической речи детей - уделять внимание на всех этапах обучения и воспитания. С этой целью можно разработать модель (инвариативный модуль) ««Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья как основное условие их успешной социализации», состоящуя из блоков: учебная деятельность , воспитательная работа , дополнительное образование, социально - психологическое сопровождение, семья, социум. После этого начать работу по формированию коммуникативной компетенции детей с ОВЗ. Коммуникативная составляющая или его компонент должен включаться в каждый урок и внеклассное мероприятие. К данной деятельности могут быть привлечены следующие участники образовательного процесса: учащиеся, педагоги школы (учителя начальных классов , учителя среднего звена, воспитатели, учителя-дефектологи, педагоги дополнительного образования), педагоги дополнительного образования вне школы, родители. Обучающиеся с ОВЗ принимают участие во всех мероприятиях совместно с учащимися массовых школ.


2. Технологии социальной адаптации в условиях образовательной интеграции .

Технологизация учебного процесса в условиях интеграции требует учета современного видения содержания и задач образования, которое включает не только формирование знаний, умений и навыков, не только передачу от одного поколения к другому социального опыта, но и создание среды для развития личности. В условиях интегрированного обучения это означает обеспечение защищенности личности школьника с ограниченными возможностями. Образовательная среда характеризуется открытостью, целостностью, ориентированностью на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.

Технология социальной адаптации в условиях образовательной интеграции основывается на следующих концептуальных положениях. Требования комплексности задают необходимость разностороннего изучения возможностей и особенностей обучающихся, нуждающихся в коррекционно-образовательных услугах, использования различных методов, методик, приемов и средств из арсенала общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Критически переосмысленные и взятые на вооружение различные подходы могут быть противоречивыми, не всегда применимыми ко всем ученикам класса, но они создают мощный инструмент в руках учителя, благодаря которому он сможет помочь любому ученику и его родителям. Системность решения коррекционно-образовательных задач отражает взаимосвязь достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления актуальных трудностей взаимодействия школьников с различными познавательными возможностями. Системность требует, чтобы учитель не только решал сиюминутные задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимал превентивные меры по оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, по коррекции девиаций поведения, развитию сильных сторон личности ученика. В классе интегрированного обучения необходима системная работа над созданием благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей, принимая во внимание особенности их развития, обусловливающие специфические цели и задачи обучения.

Не менее важным является деятельностный характер обучения, воспитания. Теоретической основой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка и об особой роли ведущей деятельности в формировании психических новообразований. Указанный подход означает, что главным способом осуществления подлинной интеграции является успешность активной деятельности учеников. Только в ней могут быть смоделированы и воспроизведены условия, трудные для ученика, но возможные в жизни, анализ и проигрывание которых могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника.

Коррекция в условиях интегрированного обучения включает в себя не только коррекцию знаний, психических функций, но и коррекцию девиаций взаимоотношений. Это возможно только в рамках деятельности учеников, осуществляемой в тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством. Любая коррекция основывается на том или ином виде деятельности . В ней можно объективировать трудные конфликтные ситуации и направить ориентировку ученика на их конструктивное разрешение. Деятельность позволяет воссоздать ту форму взаимодействия, которая отвечает требованиям социального окружения.

Значимым является развитие механизмов социальной адаптации у детей с разным уровнем развития, вместе с тем желательно, чтобы эти уровни не отличались друг от друга более чем на один шаг (уровень); учащиеся включаются в социальное взаимодействие, содействующее их продвижению; диалоговая форма отношений, коммуникативные связи между участниками учебного процесса становятся внешними побудителями изменений в умственной деятельности, они являются в определенной мере катализаторами развития ребенка. Концептуальным является обеспечение эмоциональной сопричастности к учебному процессу, вызывание у школьников переживаний, чувствований в связи с учебной деятельностью, основываясь на признании того, что именно переживания стимулируют развитие интеллекта и что эмоциональные побуждения более действенны , чем интеллектуальные в связи с большей сохранностью эмоциональной сферы у отдельных категорий детей, имеющих значительные отклонения в интеллектуальном развитии.


Следует признать актуальность индивидуального характера обучения, что позволит при необходимости перевести ребенка с низкого на более высокий уровень развития; оказать индивидуальную помощь по тому или иному предмету, улучшить психологическое здоровье, скорригировать имеющиеся недостатки развития. Весьма важным с позиции образовательной интеграции является принцип рефлексивности, в основе которого - самооценка, самоанализ, самоконтроль, т. е. постоянная рефлексия собственной деятельности, оценка достижений и недостатков. Рефлексия позволяет обеспечить перспективность проводимой работы, ее тональность, что предполагает вовлечение в процесс интеграции всех: руководителя, учителей, родителей, учащихся. Рефлексия дает возможность отслеживать достижения, видеть недостатки на данном этапе развития ученика и его коррекционного обучения.

Позитивный результат во взаимоотношениях школьников в условиях интегрированного обучения, преодоление когнитивного кризиса учащихся с отклонениями в развитии предполагает продуманную системную работу, включающую формирование позитивной установки на учащихся с особенностями психофизического развития, расширение опыта продуктивного общения с ними. Эти задачи могут быть реализованы в системе коррекционных занятий и занятий по учебным предметам, решающим одновременно задачи интеграции, включения. Последний термин достаточно широко используется в иностранной литературе в значении интегрированного (совместного) обучения.

По мнению Гонеева АД., технология в условиях образовательной интеграции характеризуется следующими чертами :

1. проектируется, отбирается актуальное содержание образования детей с ограниченными возможностями, которое освобождается от второстепенного материала и позволяет устранить перегрузку учащихся и многократно обратиться к основному, главному, наиболее существенному в программном материале;

2. признается и обеспечивается открытость содержания специального образования для изменений на основе интегративного подхода к нему на основе учета программных требований, прогрессивных и мировых тенденций в сфере общего и специального образования и положительного локального опыта; обеспечивается реализация коммуникативного компонента образования в условиях интеграции, что предполагает положительное взаимодействие участников образовательного процесса, их позитивное отношение друг к другу, обмен информацией, имеющимся социальным опытом;

3. использование вариативных образовательных программ и определение образовательного маршрута учащихся (в специальной школе или в условиях интеграции) с учетом многих факторов, в том числе и среды обитания, педагогической культуры родителей и познавательных возможностей учащихся, привлечение разнообразных методических средств, являющихся гарантом того, что образовательная среда является средством развития личности.

Социальная адаптация ребенка представляет собой специально организованную непрерывную образовательную процедуру привыкания к сосуществованию с окружающим миром посредством усвоения основных правил и норм поведения в обществе.

Если речь идет о ребенке, получившем психологическую травму, а также о или , то дополнительно требуется соответствующая реабилитация, направленная на выработку нормального поведения в социуме и на воплощение в жизнь различных идей (рабочего или творческого характера).

Определение понятий

В социальном смысле дети-инвалиды – это наиболее проблемная категория, т.к. их возможности привыкнуть и приспособиться весьма ограничены.

Можно выделить следующие причины трудной адаптации :

Статистика говорит о том, что число детей-инвалидов составляет 3% от общего количества малышей в мире и это значение стабильно увеличивается, т.е. требуется разработка эффективных мер для социального приспособления данной группы населения.

Повысить качество жизни ребенка, ограниченного в возможностях, можно путем предоставления ему шанса участвовать в общественной жизни в соответствии с возрастом.

Благодаря успешной социальной адаптации дети быстро приспосабливаются к условиям жизни, восстанавливают свою социальную значимость и т.д.

Законодательный аспект вопроса

Федеральный закон № 181-ФЗ , датированный 1995 г., гласит о том, что семья – это важнейший институт социализации детей с ограниченными возможностями.

Именно в домашней обстановке он обретает ту среду, которая позволяет малышу-инвалиду познать человеческие формы поведения, развить душевные качества и позаботиться об интеллектуальных способностях.

Перечень государственных программ

Современный мир проявляет огромный интерес к пескографии , наблюдается применение многочисленных методик и разработка специальных программ.

Песочная терапия позволяет скорректировать эмоционально-волевую и социальную сферы детей-дошкольников.

Программа «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» базируется на гармоничном развитии детей. Внимание уделяется: психомоторным, художественным и интеллектуальным возможностям в зависимости от возраста и состояния здоровья.

Самым доступным видом художественного творчества является лепка из различного доступного материала . Занятия прививают интерес к эстетическому воспитанию, формируют художественное восприятие, учат видеть и понимать красоту окружающего мира.

Для работы можно использовать разнообразные материалы, но наиболее экологически чистыми и безвредными считаются грязь и соленое тесто.

Занятия ведут к:

  • улучшению сенсорной чувствительности;
  • развитию воображения и пространственного мышления;
  • синхронизации работы рук в паре;
  • улучшению психологического здоровья;
  • умению планировать, достигать поставленных целей и т.д.

Проблемы

Проблема включения человека, ограниченного в психологическом или физиологическом смысле, в реальный мир занимает одно из первых мест по актуальности. Обучение и воспитание детей с нарушенными интеллектуальными возможностями необходимо для оптимального развития потенциально заложенных талантов, а также для подготовки и включения в общество в качестве полноценного его участника.

Социальная адаптация детей с умственной отсталостью проходит с каждым годом все труднее, хотя цели и задачи учитываются при составлении коррекционной программы.

Дети с таким диагнозом, как инвалидность, особенно остро ощущают снижение уровня государственной помощи, что может приводить к необратимым процессам негативного характера и требует незамедлительных действий.

Ребенок, желающий побыть в одиночестве или отдохнуть от общества, может без спроса покинуть родной дом, стать частым посетителем чердаков или подвалов, а также убежать из учебного заведения. Пребывание в укромном месте без присмотра взрослых, может привести к безрассудному или непредвиденному поступку.

Коррекционные и реабилитационные программы направлены на воспитание симпатии в отношении окружающих детей и взрослых, а также на формирование привычек, позволяющих в дальнейшем позаботиться о себе и близких. От взрослого потребуется много терпения и спокойствия. Малыш должен быть уверен, что у него есть серьезная поддержка и понимание в виде родного взрослого человека.

О работе одного из реабилитационных учреждений в Республике Башкортостан смотрите в следующем видеосюжете:

Какие правила социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Основные моменты и действующая правовая база.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

К сожалению, детей с ограниченными возможностями достаточно много. Именно поэтому, государство старается всячески поддержать этот слой населения и их родителей.

Для них существуют дополнительные льготы и финансовая поддержка. А также предлагаются ряд услуг по реабилитации.

Общие моменты

Данная проблема становится актуальной во всем мире. Основной задачей здесь становится воспитание малышей с различными нарушениями интеллекта в социальной среде.

Проблемы социальной адаптации присутствуют всегда. И с каждым годом все сложнее и сложнее реализовывать план в реальность.

Для этого используются различные коррекционные методики, воспитательная работа с умственно отсталыми детьми.

Что это такое

В последнее время в учебники и другую литературу плотно вошло понятие «особые дети». Это все те же ребята с ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому нужно изначально ознакомиться с основными понятиями, которые будут касаться вопроса о социальной адаптации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это малыши, состояние здоровья которых препятствует усвоение стандартной программы вне специализированных условий обучения.

Если говорить о школьниках, то ОВЗ – очень распространенная проблема. Это понятие не однородно.

Определяется это тем, что в нее входят дети с различными нарушениями:

  • слуха;
  • зрения;
  • опорно–двигательного аппарата;
  • речи;
  • интеллекта.

В этом случае самым главным условием становится индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом специфических особенностей.

Социальная адаптация ребенка – специально организованные действия и процедура привыкания к окружающей среде по мере усвоения новой информации.

Методы работы

Система методов адаптации также включает в себя некоторые процедуры технологического процесса по социальной работе.

В частности, могут использоваться следующие методы:

  • информационно–консультативная беседа с трудными детьми или с малышом с ограниченной возможностью;
  • метод поддержки и дальнейшей стимуляции нового навыка, моделирование поведения в соц.среде;
  • метод сказкотерапии, который относится к способу реализации для адаптационного тренинга.

На данный момент социальная адаптация включает в себя проблему патронажа. Особенно если это дети–сироты. Смысл этого – оказание помощи адресного типа.

Нуждаются в данной помощи практически все дети, которые начинают учебу в школе. Некоторые дети самостоятельно могут при помощи взрослых пристраститься к новым условиям.

Систематизированное и профессиональное применение вышеуказанных методов позволяет получить успешную адаптацию личности.

Усвоение программы даже в таком тяжелом положении позволит быстро приспособиться к коллективу и новым условиям.

Действующая законодательная база

Регулирует вопрос несколько правовых актов:

  1. «О социальной защите инвалидов говорит о понятии инвалидности, возможности контроля и обучения, о других особенностях такого статуса».
  2. «О порядке выдачи медэкспертизы и заключения на детей–инвалидов». Оговаривается понятия инвалидности малышей, адаптации.

Условия социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Существует несколько этапов и условий адаптации сложных детей:

Уравновешивание Минимальная степень в процессе адаптации в новой среде. Данный процесс подразумевает ознакомление с новой ситуацией. В этот момент новый человек видит новую обстановку, присматривается к другим детям и устанавливает контакт
Псевдоадаптация Сочетает в себе внешнюю приспособленность с отрицательным отношением психологического характера. Здесь может быть разные убеждения, ориентации и интересы между сторонами. Ребенок не знает как ему дальше действовать в такой неприятной ситуации, отвергает помощь и дружбу, придерживаясь ранним убеждениям
Приноровление Это уже принятие системы ценности при новой ситуации. Например, при уступке одной стороны
Уподобление Это перестройка психики и характера под новую среду в соответствии с установленными порядка

Стоит понимать, что все дети индивидуальны при ограниченных возможностях здоровья. Именно это их и отличает от сверстников. И ясное дело, что процесс адаптации ребенка к обучению является сложным.

Это аргументируется тем, что детский возраст:

  • имеет высокий темп развития всех органов, в том числе и психики;
  • связи физического развития и психического — первое опережает последующие;
  • адаптация зависит напрямую от взрослого родственника или иного .

Порядок проведения процедуры

А данный момент можно выделить несколько этапов социальной адаптации детей:

Самым первым пунктом в данном вопросе по адаптации детей становится проведение экскурсии, которая поможет несколько ознакомиться со средой. Этот прием способствует формированию делового общения.

Сюда можно внести задания практического характера, которые позволяют вступить в отношения с другими детьми, получить необходимую информацию.

Такой пункт позволяет не только ознакомиться с назначением отдельной службы, компании, но применить знания на практике. После проведенной экскурсии, нужно закрепить на практике полученные знания.

Лучше всего если экскурсия будет выступать за территорию школы. Это может быть магазин или аптека.
На практике различают сразу несколько методов обучения – наглядный, практический, воспитания.

Именно поэтому, во всех занятиях используются дидактические игры, что делает процесс обучения и воспитания несколько лучше. Дети интенсивно играют, что позволяет им интересоваться окружающей средой.

Задачами в данном вопросе становятся несколько пунктов:

  • мониторинг за развитием личности ребенка;
  • изменение и преодоление всех возникающих трудностей в процессе обучения малыша;
  • только положительные эмоции от руководства или учителя к ребенку;
  • рассказ учителей об особенностях формирования личности ребенка, его обучении и дальнейшей социальной адаптации в домашних условиях.

Обучение особых детей возможно сразу несколькими способами:

Последний пункт по адаптации – закрепляющий. В этот момент ребенок уже несколько привык к данной среде, может самостоятельно двигаться и учиться.

Родители потихоньку оставляют ребенка на самостоятельное обеспечение, что позволяет ему чувствовать себя несколько уверенным. Окончательный этап не быстрый и предполагает несколько месяцев реабилитации.

Основные причины трудной реабилитации

Адаптация напрямую ослабляется некоторыми обстоятельствами:

По характеру Сюда включаются различные заболевания в виде – нарушение слуха, зрения, психическое заболевание, опорно–двигательного аппарата
Психофизиологические нюансы Сюда стоит вместить биоритм, темперамент, характерная память
При существенном недостатки физического здоровья Часто такие дети страдают болезнями, вовсе не связанными с их инвалидностью в целом. Они болеют даже чаще, чем дети с хронической болезнью. Связано это соматической ослабленностью
Также имеется возможность недостатка псих Развития для общения с другими детьми. Например, при воспитании в закрытом учебном заведении или только в кругу семьи. Часто такое происходит при обучении ребенка на дому или настороженном отношении сверстников
При недостатке финансов для удовлетворения нужд особого ребенка Например, при покупке технических средств для передвижения, слуховых аппаратов
Также действует на психику ограниченные возможности ребенка При участии в деятельности, которая соответствует их возрастной группе. Это может быть как игровая деятельность, так и коммуникативная. А именно это лишает его социальной адаптации
При нахождении малыша с особыми условиями В неизвестном ему месте или незнакомой среде, которая его угнетает
Разнообразные псих Нарушения при ограничении мобильности и независимости малыша

Все вышеперечисленные факторы затрудняют социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями. Именно поэтому, необходимо знать основные особенности при проведении процедуры.

Список государственных программ

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями позволяет воспитать личность и выпустить в общество.

Для этого ребенок учится в общеобразовательной школе, где проходит обучение стандартного типа после реабилитации его на индивидуальных условиях.

Если поведение несколько отличается, то можно получить направление в специализированную школу, где проходит индивидуальное обучение с соответствующим подходом.

Для жизнедеятельности такого особого ребенка очень важен именно индивидуальный подход, иначе никакой социальной адаптации малыша не получится. Ребенок будет просто замкнут.

На данный момент очень эффективным методом является пескография, а также различные методики ведущих специалистов .

Ежегодно разрабатываются дополнительные программы, где отображается воспитание и социальная адаптация особых детей.

Песочная терапия позволяет несколько корректировать эмоции ребенка, а также его волю. Применяется чаще всего к дошкольникам.

Программа адаптации в жизнь ребенка с ограниченными возможностями базируется на гармоничном развитии малыша.

Уделяет внимание как психомоторным возможностям, так и к художественным в зависимости от возрастного ограничения и состояния здоровья.

Доступным видом сейчас становится лепка из различного красочного материала. Прививают такие занятия интерес к эстетике, формирует художественное видение .

Для работы может быть использован любой материал, отвечающий по требованиям ГОСТа. Безвредным становится соленое тесто, грязь.

Занятия преследуют следующие цели:

  • улучшение психики, сенсорной чувствительности;
  • синхронизацию действий в руке;
  • развитие различных типов мышления;
  • умение планировать и достигать назначенные цели.

Коррекционные программы направлены на адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Также целью этого вопроса становится формирование привычек, которые позволят в дальнейшем позаботиться о себе и своих родственниках.

Это позволит им чувствовать на одном уровне с сверстниками, но никак не особыми детьми.

Видео: социальная адаптация детей

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

 

 

Это интересно: