→ Сообщение на тему литературный крым. Старый крым в литературе и искусстве. Чехов, Пушкин, Волошин, Грин… Это лишь небольшой перечень великих писателей и поэтов, так или иначе связанных с прекрасной землей Тавриды. Наш краткий тур поможет Вам поближе позна

Сообщение на тему литературный крым. Старый крым в литературе и искусстве. Чехов, Пушкин, Волошин, Грин… Это лишь небольшой перечень великих писателей и поэтов, так или иначе связанных с прекрасной землей Тавриды. Наш краткий тур поможет Вам поближе позна

МБОУ «СОШ №32»

Литературная гостиная:

«КРЫМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

Провела в 10 классе

Учитель русского языка и

Литературы Ширинова Т.Р.

19.03.2016г.

Цель мероприятия:

Разработка мероприятия посвящена воссоединению Крыма и города Севастополя с Россией и направлена на ознакомление с историей Крымского полуострова, основными его достопримечательностями;

Воспитание интереса к истории и литературе, культуре России, гордости за свою Родину и ее народ.

Форма проведения : заочное путешествие по местам Крымского полуострова, описанных а стихах русских поэтов, сопровождающееся презентацией.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Слайд№1

Вступительное слово:

Во глубине веков исторических,
В неизведанной тайной мгле,
Под влияньем лучей космических
Жизнь возникла на Земле.

Мир живой - это тайна великая.
Мир прекрасный, богатый, цветной.
Это книга никем не раскрытая,
Это чудо природы земной.

У каждого из нас есть неотъемлемое право любить свой родной край и утверждать, что нет земли красивее, благодатнее, неповторимей. Только глупец будет спорить, мудрый же человек согласится, хотя и добавит при этом: «Конечно, ты прав, дорогой друг, но моя родина тоже прекрасна...»

Великий чилийский поэт Пабло Неруда назвал «Крым орденом на груди планеты Земля». Не только его, но и многих других творческих людей очаровала красота этого края, который боги создали для себя, но затем подарили людям.

Крым - удивительное место, которое вызывало восхищение у всех, кто здесь побывал. Не оставил он равнодушным и многих писателей, поэтов и художников, побывавших здесь. Восхитительная природа Крыма, его бурная история, многонациональная культура вдохновляли многие поколения творческих людей.

Готовясь к классному часу, я ставила перед собой задачу познакомить вас с произведения классиков, современных поэтов, писателей, журналистов, краеведов, художников, посвященные этому благословенному краю.

Слайд №2

К.Г. Паустовский (1892-1968) писал:

«Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья, жизненной полноты, настраивает всё наше существо на необыкновенно простое и плодотворное лирическое звучание. Таков Крым... Каждый, кто побывал в Крыму, уносит с собой... сожаление и лёгкую печаль, какую вызывают воспоминания о детстве, и надежду ещё раз увидеть эту полуденную землю.»

"Прекрасны вы, брега Тавриды..." - писал Пушкин, вспоминая о счастливейших днях, проведенных им на Южном берегу Крыма, где он гостил в семье генерала Н.Н.Раевского в августе-сентябре 1820 года. Спустя пять лет Крым посетил А.С.Грибоедов. В том же году там побывал мятежный польский поэт А.Мицкевич.

"Передо мной страна волшебной красоты. Здесь небо ясное, здесь так прекрасны лица..." - пишет поэт, потрясенный очарованием Южного берега.

"И это сон? О, если б мне проснуться невозможно!" - вторит ему в своих "Крымских очерках" спустя три десятилетия А.К.Толстой.

"Я ходил здесь, как во сне", - передает свое впечатление украинский поэт М.М.Коцюбинский.

"Шел в немом восхищении..." - признавался М.Горький в рассказе "Мой спутник".

Слайд №3

И все-таки первооткрывателем "волшебного края", "очей отрады", поэтической жемчужины стал А.С.Пушкин.
«Воображенью край священный», - писал о просторах Крыма Александр Пушкин.

Настоящие крымские впечатления начались во время переезда из Феодосии в Гурзуф. В письме брату Пушкин написал:

...морем отправились мы мимо полуденных берегов Тавриды, в Юрзуф, где находилось семейство Раевского. Ночью на корабле писал я Элегию... Корабль плыл перед горами, покрытыми тополями, виноградом, лаврами и кипарисами; везде мелькали татарские селения, издали казались ульями, прилепленными к горам, тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались между ними, справа огромный Аю-Даг… И кругом это синее, чистое небо, и светлое море, и блеск, и воздух полуденный… ”.

В Юрзуфе жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом… Я любил, проснувшись ночью, слушать шум моря – и заслушивался целые часы. В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество.»

А.С. Пушкин, лето 1820 года.

По рассказам одной из спутниц Пушкина, поэт на закате солнца долго ходил в задумчивости по палубе и что-то произносил про себя; потом, сбежав в каюту, он написал свою элегию быстро.

Погасло дневное светило.

Почти 200 лет назад Александр Пушкин был сослан на юг: на Кавказ и Крым. Память о пребывании Пушкина в тех местах хранится до сих пор. Во многих местах установлены памятники поэту, его имя носят улицы, санатории, школы, библиотеки.

Слайд №4

Цветаева Марина Ивановна (1892-1941), русская поэтесса. Неоднократно бывала в Крыму. Впервые, по свидетельству сестры поэтессы, А.И. Цветаевой, - в 1905 году в Ялте вместе с матерью, страдавшей туберкулезом. Жили Цветаевы на даче Е.Я. Елпатьевского.

Слайд №5

Спустя шесть лет, летом 1911 года, Марина Цветаева живет в Гурзуфе, откуда переезжает в Коктебель, где прошли самые счастливые годы ее жизни, Цветаева познакомилась с Сергеем Эфроном, который стал ее мужем. к«И мы поняли… что Феодосия - волшебный город и что мы полюбили его навсегда», - писала Анастасия Цветаева в воспоминаниях. О феодосийском периоде жизни писательницы рассказывает музей сестёр Цветаевых, созданный в этом прекрасном городе. Слайд №6


В 1913 году Цветаева вновь в Крыму, в Феодосии. По словам Ариадны Эфрон, дочери поэтессы, "тот Крым она искала везде и всюду – всю жизнь…"

Над Феодосией угас

Навеки этот день весенний,
И всюду удлиняет тени

Прелестный предвечерний час.

В Крыму поэтессой написаны многие лирические шедевры. Один из них - стихотворение «Встреча с Пушкиным».

Слайд№7

Певец крымской земли, замечательный романтик Александр Степанович Грин каждой страницей своих книг как бы обращается к читателю с пожеланием: все высокое и прекрасное, все, что порою кажется несбыточным, по существу "так же сбыточно и возможно, как загородная прогулка. Я понял эту нехитрую истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками..." Автор "Алых парусов" приехал в Крым, к морю, которое манило его с детских лет, весной 1921 года и поселился в Феодосии.

Одноэтажный домик по улице Галерейной - ныне здесь музей Александра Грина. В Феодосии писатель создал больше половины из всего написанного.

Демонстрируется фрагмент фильма «Алые паруса».

Слайд №8

Чехов и Крым тесно связаны между собой, и не только благодаря знаменитой повести писателя «Дама с собачкой», действие которой происходило в Ялте, но и он построил дом и жил в Ялте, в пригороде Алупка, и на своей даче в Гурзуфе.

Слайд №9

Известный как Белая Дача, чеховский дом в Ялте стал магнитом для других писателей его времени - Ивана Бунина, Максима Горького, Александра Куприна - и музыкантов, таких как Сергей Рахманинов и певца Федора Шаляпина.

Несмотря на его собственное слабое здоровье или, возможно, из-за него, - Чехов создал фонд для создания медицинского центра для малоимущих в Ялте (ныне Чеховский санаторий).

Слайд№10

Вместе со своим другом Максимом Горьким он создал еще один фонд, на деньги которого была открыта муниципальная библиотека (ныне в Ялте, чеховская библиотека - крупнейшая в Крыму).

Слайд №11

Среди достопримечательностей Южнобережья самый высокий водопад в Европе - Учан–Су ("Летящая вода" по-татарски, громыхающий всего в восьми километрах от Ялты, хорошо известен: описан, воспет и покорен. Этот овеянный легендами водопад – самый высокий и в Крыму

Слайд №12

И.Бунина «Учан-Су».

Свежее, слаще воздух горный.
Невнятный шум идет в лесу:

Крымские реки невелики, но вот уж поистине: мал золотник, да дорог. В Крыму более 150 рек и ручьев. Большинство из них длиной не более 10 км. Почти все начало берут в горах. Там, в сырых и угрюмых ущельях, выбираются на волю светлые родники. Их воды сливаются друг с другом и весело сбегают вниз по каменистым крутым руслам.

Слайд№13

На юго-восточном побережье Крыма, между Судаком и Феодосией, расположен один из редчайших и удивительных по красоте уголков нашей Родины - горный массив Кара-Даг. Породил его расцвет вулканической деятельности в Крыму во времена, отстоящие от наших дней на 140-150 миллионов лет. Название "Кара-Даг" дошло до нас из средневековья и в тюркских языках означает "чёрная гора". Внимание ученых этот горный массив впервые привлек в XVIII в. По выразительности ландшафтов выдающийся геолог, академик А.П. Павлов сравнивал Кара-Даг со знаменитым на весь мир Йеллоустонским национальным парком.

Заповедник расположен на стыке двух растительных и ландшафтных зон. Западная его часть гориста и покрыта лесом в восточной - расположены в основном холмистые со степной флорой гряды. В XX в. растительность Кара-Дага сильно пострадала и от хозяйственной деятельности человека, и от бесчисленного потока туристов, проходивших через горы и оседавших на длительный отдых.

Слайд№14

М. Волошин «Карадаг»

Преградой волнам и ветрам
Стена размытая вулкана,
Как воздымающийся храм
Встаёт из сизого тумана….

Крымские города - Ялта, Феодося, Коктебель, Евпатория, Судак, Севастополь и Симферополь воспевали и многие поэты – Вяземский, Цветаева, Ахматова, Бродский. Здесь лучшие люди России черпали вдохновение, предавались романтическим порывам, некоторые даже обретали личное счастье

Рассказывая о жизни, жена поэта Н.Я. отмечала, что интерес и любовь к у Осипа Эмильевича были особенными. Поэт был глубоко уверен - и это он подчеркивал на всякого рода литературных семинарах, - что русская поэзия по своему духу едина с эллинистической, а древнюю Элладу ничто не напоминало ему так, как Крым.

Сын Корнея Чуковского Николай, великолепный рассказчик и мемуарист, вообще считал, что до О. Мандельштама «никогда еще в мировой поэзии природа Крыма не была изображена лучше и богаче». Один из примеров - стихотворение «Феодосия».

Слайд №15

Биография Симферополя – столицы Крыма, связана со многими славными именами. В сентябре 1820 г. около недели гостил в Симферополе А. С. Пушкин. Лето 1825 г. провел здесь А. С. Грибоедов, сокрушавшийся в письме другу, что он "ничего не написал... Нажил кучу новых приятелей, а время потерял". В начале службы и во время Крымской войны в Симферополь часто наезжал и подолгу останавливался поручик граф Л. Н. Толстой. Множество солдатских жизней спас в симферопольском госпитале основатель полевой хирургии Н. И. Пирогов. Славный список продолжают художники И. К. Айвазовский, И. С. Самокиш, выдающиеся ученые П. С. Паллас, Д. И. Менделеев, А. Е. Ферсман, И. В. Курчатов

Ялта, Евпатория, Алушта,
Кто из них прекраснейшая, спорят.
Крымский полуостров, как ракушка,
Нам на радость выброшен из моря….

Эти города не потеряли своего очарования и в наше время - по-прежнему вдохновляет писателей, поэтов, художников на создание произведений, которые, возможно, скоро станут классикой:

Слайд №16

К поэтам современникам относится Елена Громова, которая родилась в Московской области в 1977 году.

Слайд № 17-18

Город Севастополь расположен на холмах, как Рим.

Наш Севастополь – город-герой, город-музей. Здесь переплелась история древняя и современная. Каждая эпоха оставила свои уникальные памятники: античный Херсонес, средневековые крепости Каламита (Инкерман) и генуэзская (Балаклава). Многочисленные памятники мужеству защитников Севастополя в Крымскую и Великую Отечественную войнах.

Слайд №19

«Да, вы сдержали ваше слово:
Не двинув пушки, ни рубля,
В свои права вступает снова
Родная русская земля -
И нам завещанное море
Опять свободною волной,
О кратком позабыв позоре,
Лобзает берег свой родной.
Счастлив в наш век, кому победа
Далась не кровью, а умом» .
Федор Тютчев.

«Чёрное море».

О Крыме много написано, еще больше сохранилось фольклора - легенд, сказаний, преданий. Трудно, к примеру, найти коренного крымчанина, который рассказывал бы о достопримечательностях Крыма сухо и сдержанно, не украшая свой рассказ какими-нибудь лирическими или эпическими произведениями.

Но почему о маленьком Крыме собрано много - преданий, легенд, сказок. Зачем? Потому что это - часть культуры и истории нашего удивительного уголка земли и не может не представлять интереса.

Вы сейчас услышите одну из многочисленных легенд, об одном из самых примечательных памятников природы – г. Аю-даг. Это название упоминается и в стихах Пушкина и в стихах Цветаевой.

Слайд №20 - 22

Аю-даг находится на , к востоку от . Высота горы составляет 565 метров, длина 2,5 километра, возраст ~ 161 млн. лет. По происхождению Аю-даг «неудавшийся вулкан» - лакколит. Некогда магма поднялась из недр земли, но не нашла выхода и застыла в виде огромною купола. Осадочные породы со временем выветрились, и купол обнажился. Гора сложена из диорита. Сходство её с медведем, который, словно охваченный жаждой, припал к морю, чтобы напиться издавна вызывало удивление и породило много легенд о этом памятнике природы.

Легенда о Медведь-горе.

В отдалённые времена на самом берегу моря поселилось стадо огромных зверей. Управлял им вожак - старый и грозный медведь. Однажды возвратились медведи из набега и обнаружили на берегу обломки корабля.

Среди них лежал свёрток. Старый вожак развернул его и увидел маленькую девочку. Девочка стала жить среди медведей.

Шли годы, она росла и превратилась в красивую девушку.

Однажды недалеко от медвежьего логова прибило к берегу челн с молодым красивым юношей. Буря долго носила его челн по волнам, пока не выбросила на крымский берег. Девушка перенесла юношу в укромное место. Много раз приносила она юноше еду и питьё. Юноша рассказывал ей, как живут люди в его родных краях. И в эти дни вошла пылкая любовь в сердца обоих…

Юноша уже окреп, он смастерил мачту, сделал парус - влюблённые решили покинуть медвежий берег.

Тут вернулись на берег из далекого похода медведи и не обнаружили девушку. Вожак посмотрел на море и яростно взревел. Он опустил огромную пасть в голубую влагу и с силой стал втягивать воду. Его примеру последовали остальные. Течение увлекало челн обратно к берегу.

И девушка запела. Как только донесся до зверей её голос, они подняли головы от воды и заслушались. Лишь старый вожак продолжал своё дело. Еще глубже погрузил он передние лапы и морду в холодные волны. Бурлило море у его пасти, вливаясь в неё широкими потоками.

Заклинала в песне девушка все силы земные и небесные стать на защиту её первой, чистой любви. Умоляла она старого медведя пощадить юношу. И так горяча была мольба девушки, что страшный зверь перестал тянуть в себя воду. Но не захотел он оставлять берега, продолжал лежать, всматриваясь вдаль, где исчезал челн с существом, к которому он привязался.

И лежит старый медведь на берегу уже тысячи лет. Окаменело его могучее тело. Мощные бока превратились в отвесные пропасти, высокая спина стала вершиной горы, достигающей облаков, голова сделалась острой скалой, густая шерсть обратилась в дремучий лес. Старый вожак-медведь стал Медведь –горою.

Слайд №23

Крым – это чудесный уголок щедрой природы, музей под открытым небом. Сложны и прихотливы пути его истории.

Меняется время, сменяются народы, но любовь к Крыму остается неизменной…Любовь к этому удивительному уголку Земли.

Что же такое Крым?

Слайд №24

Высказывания (по цепочке) учащихся:

Крым - это планета в миниатюре.
Крым - это осколок античности у самых дверей России.
Крым - это полпути от полюса к экватору.
Крым - это соединение всех целительных сил Природы и заповедник её чудес,
Крым - это земля, где круглый год, ежедневно что-то цветёт.
Крым - арена игры всех стихий - морской, воздушной и подземной.
Крым - это мастерская человеческого гения и музей его творений.
Крым - это гостеприимный дом, готовый всегда принять гостей.

Крым - благодатное место. Место, в которое стремишься, о котором мечтаешь. Очередная встреча с Крымом - это долгожданное свидание, на которое нужно надеть лучше платье, взять с собой самые сокровенные думы и ностальгические мысли. И примером этому было наше сегодняшнее путешествие и те стихи, которые вы сегодня услышали, прочтённые чтецами. Я надеюсь, что ваш интерес к этому уголку мира не иссякнет………

Незабываемые виды и дух полуострова вдохновили многих русских поэтов, писателей и художников на создание бессмертных шедевров. На кого из них Крым произвёл особенное впечатление?

Александр Сергеевич Пушкин

«Наше всё», Солнце русской поэзии оказался в Крыму из-за опалы и благодаря семейству героя Отечественной войны 1812 года Николая Раевского. В компании генерала и его очаровательных дочерей Пушкин начал своё путешествие из Тамани. Он посетил здесь Керчь , античные развалины которой только разочаровали его, и Феодосию, показавшуюся ему просто большим купеческим городом. Однако самое глубокое впечатление на поэта произвёл Гурзуф , особенно древняя гора Аю-Даг: здесь из-под пера Пушкина вышла элегия «Погасло дневное светило», начало «Кавказского пленника», стихотворение «Нереида». По дороге из гостеприимного Гурзуфа Пушкин и его спутники посетили древний Монастырь Святого Георгия, который также отпечатался в памяти поэта. По пути на север Пушкин достиг места в Крыму, благодаря которому связь поэта и полуострова сегодня известна каждому - древнюю ханскую столицу Бахчисарай. Хотя ветшающий ханский дворец и мечети выглядели удручающе, Александра Сергеевича поразила услышанная здесь легенда о дворцовом «Фонтане слёз», и она легла в основу знаменитой поэмы «Бахчисарайский фонтан». Интересно, что крымские впечатления сопровождали Пушкина и в пору его творческой зрелости: их можно найти в нескольких строфах из «Евгения Онегина ».

Антон Павлович, чрезвычайно любопытный и наблюдательный, буквально «впитывал» всё, что видел и слышал во время своих поездок в Крым. Он бывал здесь в разных городах, однако по-настоящему привязался к Ялте, её размеренной курортной жизни и крымским татарам, которых очень уважал и нередко гостил. Сначала писатель бывал в Крыму только в качестве туриста и отдыхающего, однако с 1894 года, когда «чахотка» обострилась, посещения курорта стало жизненно необходимым. В Ялте писатель обзавёлся собственным домом - «Белой дачей», сад вокруг которой он высадил сам. Кстати, хотя Чехов вложил немало сил и средств в строительство дома, он не любил его и называл «тюрьмой», а сам уединялся на другой даче, в Гурзуфе. Здесь, как считается, родились всемирно известные «Три сестры». В ялтинском доме Чехова бывали многие тогдашние знаменитости: Куприн, Бунин и даже Максим Горький . Здесь же развивались отношения между Чеховым и актрисой Ольгой Книппер , ставшей супругой писателя в 1901 году. Под впечатлением о ялтинской жизни Антон Павлович создал один и самых известных своих рассказов - «Даму с собачкой».

Лев Николаевич Толстой впервые оказался в Крыму в качестве артиллерийского офицера: в ноябре 1854 года он был по собственному желанию направлен в Севастополь , чтобы принять участие в его обороне. Молодой офицер сражался на самом ответственном участке, знаменитом четвёртом бастионе. Живые картины бомбардировок, смелых вылазок и жизни в осаждённом городе легли в основу написанных там же первых серьёзных рассказов писателя: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 года». Толстой искренне восхищался героизмом и стойкостью русских людей, до последнего защищавших город и, кроме того, впервые пришёл к выводу об отсталости крепостной России и необходимости перемен. В Крым писатель вернулся только через 30 лет, в 1885 году он сопровождал больного князя Урусова. Третье и последнее посещение Крыма состоялось в 1901-1902 гг., где остановился в Гаспре у графини Паниной. В Крыму Толстой работал над «Хаджи Муратом», а также встречался с Горьким, Куприным и Чеховым, с которым провёл немало вечеров. Даже когда Толстой тяжело заболел, Чехов навещал великого писателя и подолгу беседовал с ним о литературе.

Александр Иванович Куприн

Впервые ещё никому не известный журналист Александр Иванович Куприн оказался в Крыму в 1900 году. Именно тогда он попал в круг Антона Павловича Чехова и уже в нём познакомился с Буниным и Горьким. Считается, что без этих судьбоносных крымских знакомств Куприн так никогда бы не сформировался как настоящий писать. Но Крым оказал на творчество Александра Ивановича и другое, привычное уже действие: в полюбившейся ему Балаклаве он наблюдал жизнь во всех её проявлениях. Здесь он специально вступил в артель к рыболовам-грекам, чтобы точнее описать их быт. В результате, на свет появился цикл рассказов «Лестригоны» - так в гомеровской Одиссее назывались древние жители мифических земель, описание которых считается первым упоминанием Крыма в истории. Сама атмосфера полуострова вдохновляла писателя: здесь он создал знаменитые «В цирке», «Трус», «На покое». А самое известное произведение, написанное под впечатлением от Крыма - «Белый пудель». Куприн планировал навсегда обосноваться в Балаклаве, особенно его увлекала идея разбить здесь свой «сад на камнях». В перерывах между приготовлениями к строительству и посещением питейных заведений он писал рассказ «На глухарей», работал над «Видом с высоты Ай-Петри», «Восточной легендой» и «Ялтинским жанром».

Максим Горький

Талант Максима Горького (Алексей Максимович Пешков) отчасти «ковался» в Крыму. Сюда народный писатель попал в 1891 году во время своего «хождения по Святой Руси». Горький исходил полуостров вдоль и поперёк, всюду наблюдая за течением жизни и пробавляясь случайным заработком. В Симферополе ему довелось поработать над созданием кафедрального собора, недалеко от Бахчисарая - мостить дорогу, а в Ялте - разгружать баржи и пароходы. Впечатления от жизни на полуострове, а также великолепные пейзажи, виденные им в южной части Крыма дали жизнь многим рассказам. Основой же для этих рассказов были легенды, которые автор слышал на привалах или гостя у случайных хозяев. В старинном Бахчисарае слепой татарин поведал ему легенду, ставшую впоследствии рассказом «Хан и его сын», здесь же он услышал будущую «Легенду о соколе». Став признанным маститым писателем, Горький не раз возвращался в Крым, где встречался с Чеховым. В советское время признанный классик, вернувшись с острова Капри, уделял большое внимание преображению Крыма во «всесоюзную здравницу».

Творчество лауреата Нобелевской премии по литературе Ивана Бунина невозможно представить без Крыма: полуостров стал колыбелью его таланта. Именно в Севастополь в 1889 году прибыл восемнадцатилетний Бунин в самом начале своей журналистской и писательской карьеры. Сюда его влекла любовь к Пушкину и рассказы отца - ветерана Крымской войны. В пору зрелости Иван Алексеевич особенно любил останавливаться у Чехова в Ялте: здесь он мог найти кров и беседы, наполненные тонким юмором и проницательными замечаниями. Крымским наблюдениям Бунин обязан целым рядом ярких стихотворений, таких как «Вино», Кипарисы», «Купальщицы» и «К прибрежью моря длинная аллея». Именно в Крыму развился талант Бунина - пейзажиста, мастерски описавшего Чёрное море. Позднее, в эмиграции Бунин с теплотой вспоминал время, проведённое на полуострове, в пору, когда раскрывались его писательские и поэтические способности. В автобиографическом романе Бунина «Жизнь Арсеньева» также нашлось место для крымских воспоминаний.

Впервые в жизни автор «Алых парусов» и «Бегущей по волнам» увидел Крым с борта парохода «Платон», на котором служил юнгой. Опыт работы во время каботажного плавания вдоль берегов полуострова, а также впечатления от портов Ялты и Феодосии легли в основу будущего романа «Алые паруса». Александр Гриневский вернулся на полуостров в 1923 году в ходе туристической поездки, в ходе которой написал рассказ «На облачном берегу». Возвращение в места моряцкой юности натолкнули писателя на мысль обосноваться в Крыму. Он выбрал для себя Феодосию. Атмосфера южного города стала той необходимой для творчества средой, в которой родились замечательные произведения Грина-мечтателя: «Золотая цепь», «Дорога никуда», «Джесси и Моргиана» и другие. В 1930 году писатель по совету врача перебрался в Старый Крым в восточной части полуострова. Здесь, продолжая работу над главным детищем своей жизни, романом «Недотрога», он умер в 1932 году.

Владимир Владимирович Маяковский

Знаменитый поэт Владимир Владимирович Маяковский впервые прибыл в Крым в 1913 году для участия в Олимпиаде Футуризма, организованной Вадимом Баяном. Тогда Маяковскому, прибывшему на «состязания» вместе с поэтом Игорем Северяниным , на полуострове ужасно не понравилось. Он писал, что в Ялте скучно, точно «у эскимоса в желудке» и предлагал поскорее убираться из этого «склепа». Совсем с иным настроем вернулся поэт сюда в 1924 году. Теперь он прославлял «Всесоюзную здравницу», только начинавшую развивать «Людей ремонт, ускоренный в огромной крымской кузнице». На разный лад восхваляя в своих стихотворениях-агитках крестьянские санатории на месте великокняжеских и царских дворцов, он, тем не менее, не забывал восхищаться красотами Крыма, в особенности Евпатории, Алушты и Гурзуфа. Маяковский и сам был не прочь отдохнуть на новых курортах, а параллельно и подзаработать: привыкший к импровизациям поэт множество раз выступал для отдыхающих и очень гордился, когда Совнарком ввиду большой идеологической значимости его выступлений постановил освободить его «гастроли» от налогов.

Владимир Владимирович Набоков

В отличие от многих героев этой статьи, Владимир Владимирович Набоков попал в Крым не по своей воле. После Октябрьской революции семейство видного члена партии Кадетов Владимира Дмитриевича Набокова решило направить сыновей в Крым, подальше от петроградских волнений. Пребывание Владимира и его брата Сергеем в Крыму затянулось: к ним успели присоединиться мать и отец, не дождавшийся контрреволюционного удара. В Крыму, превратившемся в один из центров Белой России, Набоковы сняли дом напротив Ливадийского дворца и вели вполне светскую жизнь. Юный Владимир тем временем пополнял свою коллекцию бабочек, готовился к учёбе в Лондоне и писал стихи. В местной периодике даже вышли его «Бахчисарайский фонтан» и «Ялтинский мол». Свою жизнь в удивительно «нерусском Крыму» Набоков описал в русскоязычной автобиографии «Другие берега».

В крымской Феодосии поселился ещё отец великого художника, Константин Гаврилович Гайвазовский. Именно в этом многонациональном городе-порте прошло небогатое детство Ивана Константиновича, отсюда от отправился на учение в Петербург и сюда он вернулся на три года после получения Золотой медали в Императорской академии художеств. В Феодосии были созданы первые его характерные «марины», здесь он вдохновлялся красотой местной природы, экспериментировал с различным освещением. Так уже в начале его самостоятельной карьеры появились незабываемые картины «Лунная ночь в Гурзуфе» и «Морской берег». Айвазовский работал также на благо Черноморского флота, создавая как исторические («Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями», Чесменский бой») так и современные батальные полотна («Синопский бой»). Особое место в творчестве Айвазовского занимает «пушкинская тема» - связь великого поэта и Крыма, Чёрного моря. Айвазовский, имея возможность посетить все тропы, которыми хаживал Александр Сергеевич, написал серию вдохновенных полотен, самая известная из которых - «Прощание Пушкина с Чёрным морем» (1877 год). Сегодня в Феодосии в большом доме, некогда принадлежавшем художнику, работает музей, где собраны множество картин этого плодовитого автора.

Русский поэт, писатель, художник и критик Максимилиан Волошин, обожавший Париж и посетивший множество городов мира, родным всё же считал крымский Коктебель. Впоследствии он писал, что местные пейзажи - одни из самых красивых в его жизни. В Коктебеле семье поэта и художника владела большим домом. В пору творческой зрелости Волошина его Дом Поэта превратился в настоящий центр русской культуры, ведь здесь собирались самые видные творцы Серебряного века: Валерий Брюсов , Марина Цветаева , Николай Гумилёв , Александр Блок, Андрей Белый . Сам же Волошин поражал современников своими разнообразными талантами: никогда не учившись живописи, он создал замечательные акварели окрестностей Коктебеля, причём на манер японских граверов подписывал свои работы короткими стихотворениями. Волошин создавал и вполне самостоятельные стихотворные произведения, многие из которых были посвящены Крыму и его дому в Коктебеле. В годы советской власти Дом Поэта не был национализирован и отобран у владельца. При поддержке наркома Луначарского в нём Волошин открыл дом отдыха для деятелей науки и культуры.

Знаменитый русский баталист Франц Алексеевич Рубо, одесский француз, посвятил все свои творческие силы увековечению подвигов российского оружия. В Москве он известен благодаря монументальной «Панораме Бородинской битвы», а в Севастополе находится его шедевр «Оборона Севастополя», конечно, тоже панорама. Заказ на создание полотна о Крымской войне Рубо получил в 1901 году. Для точного воспроизведения сражения за Малахов Курган художник отправился в Севастополь, где работал с историческими документами, очевидцами и «натурой». Получив одобрение на общий эскиз в Петербурге, он завершил работу в Мюнхене, где баталисту помогала целая артель немецких художников. По желанию высочайшего заказчика Рубо сделал изображения моряков и солдат менее «портретными» и убрал фигуру Нахимова. Позднее его первоначальный замысел был воплощён, но при каких обстоятельствах! В 1942 году полотно сильно пострадало во время второй в истории осады Севастополя: хранители музея и бойцы успели спасти лишь около 80% Панорамы. Когда после войны советские художники-реставраторы взялись за восстановление полотна, они возвратили на него фигуру Нахимова и даже «добавили» матроса Кошку.

Исаак Ильич Левитан поехал в Крым, быстро набиравший популярность среди российских элит в 1886 году. Для Левитана это была и увеселительная прогулка (он недавно заработал неплохие деньги у Саввы Мамонтова) и попытка новых поисков. До этого момента он писал только пейзажи в окрестностях Москвы. По почти единодушному мнению искусствоведов, эта поездка стала настоящим открытием «нового Крыма», отличного от торжественно-монументального у Айвазовского. Левитан в Крыму обратился не к «лицевой» стороне полуострова, проигнорировав и красоты моря, и великолепные дворцы. Его привлекала крымская «изнанка»: самые незатейливые виды он умел превратить в незабываемые полотна. Считается, что за время своей крымской поездки Левитан успел посетить Ялту, Массандру, Алупку и Гурзуф, оставив несколько картин, например, одну из самых знаменитых - «В крымских горах», или «Дворик в Ялте». В 1899 году Левитан, уже объездивший немало городов и весей, вернулся в Крым зрелым мастером. Теперь он переносил на полотно свои опыты от знакомства с творчеством импрессионистов, создав созвучные им «Весна в Крыму» или «Сумерки. Стога».

В крымской Феодосии началось «учение» знаменитого мастера света Архипа Ивановича Куинджи. Юноше из небогатой семьи посоветовали отправиться к известному маринисту Айвазовскому, но здесь Архипа ждало разочарование: ему доверили только растирать краски. Однако время в Феодосии не пропало даром: в 1868 году он неожиданно продемонстрировал публике свой талант, выставив крымский пейзаж - «Татарскую деревню при лунном освещении на южном берегу Крыма». Юного художника заметили, позволив быть вольным слушателем в Императорской Академии художеств, с ним познакомились знаменитые «Передвижники», заметив в его работе «социальный подтекст». До 1882 года продолжался творческий взлёт Куинджи, после чего художник неожиданно для всех исчез из художественного мира. Свое самовольное «изгнание» он проводил на Кавказе и в Крыму, где обзавёлся сначала землёй, потом домами и даже стал хозяином целого поселения - посёлка Кикинеиз. Именно в Крыму Архип Иванович продолжал свои эксперименты с красками и светом, выработав полностью самостоятельный стиль. Крымские работы Куинджи, такие как «Лунная ночь на море» или «Красный закат» отличаются особыми световыми эффектами.

Русский импрессионист Константин Алексеевич Коровин по-настоящему писал именно в двух местах: на родине течения, во Франции и в любимом Крыму. Художник обосновался на полуострове при активном содействии друга, Антона Павловича Чехова. Писатель даже был готов уступить Коровину свою «уединённую» дачу в Гурзуфе, однако она художнику не подошла. Вскоре он в 1912 году всё же построил по собственному проекту дом «Саламбо», где часто работал и принимал знаменитых гостей. Примечательно, что Коровин в Крыму писал не только замечательные пейзажи («Ялтинский порт», «Севастопольский базар», «Гурзуф»), но и жанровые сцены («Бахчисарай») и натюрморты. В Крыму Коровину дышалось легко, и, самое главное, здесь был тот особенный свет, столь необходимый для неуловимого мгновения, столь любимого импрессионистами. Разумеется, внимание художника не остановилось на Ялте, он также написал несколько работ в Симферополе и Севастополе, где его задержала болезнь. Крыму и счастливому периоду творчества на полуострове отведено особое место в мемуарах художника, написанных в эмиграции.

Крым в литературе

Древняя Таврида, хранящая дух греко-римской античности, помнящая Крещение Руси и дела древнерусских князей, манящая теплым морем и навевающей романтический пафос природой – издавна служила местом притяжения для русских литераторов. Сюда приезжали и на отдых, и по делам службы, и для интересных творческих встреч, и просто – за вдохновением. Для некоторых прозаиков и поэтов Крым стал постоянным местом жительства, другие сражались здесь на земле и на море в страшные годы войн за Отечество, есть и те, кто окончил в Крыму свой земной путь. Для многих представителей предреволюционной российской интеллигенции Крым оказался местом прощания с Родиной, где они вступили на палубу парохода, уходившего в неизвестность.

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

Крымским курортам очень повезло с рекламой. Лучшие слоганы для него писали настоящие гении литературы. Например, Маяковский обессмертил евпаторийские здравницы своим "Очень жаль мне тех, которые не бывали в Евпатории". А чего стоит пушкинское: "Холмы Тавриды, край прелестный, Я снова посещаю вас, Пью жадно воздух сладострастья, Как будто слышу близкий глас Давно затерянного счастья"…

Однако классики увозили из Крыма не только восторженные впечатления. Александр Сергеевич, например, в Крыму промотал все деньги и простыл, Булгакова укачивало на теплоходе, а Маяковский жаловался на комаров и грязные пляжи.

В бархатный сезон — время, когда, вплоть до начала прошлого века в Крым приезжала основная масса отдыхающих, прибывали и самые известные крымские курортники от литературы. Но как оказалось, тот период, который сегодня принято называть бархатным, раньше именовался иначе.

"Первоначально было три сезона, — объясняет крымский историк Андрей Мальгин. — Бархатный наступал сразу после Пасхи. Существует несколько версий возникновения этого названия: и по материалу одежды, и по тому, что в это время в Крым приезжало дворянство, вписанное в бархатные книги. Потом наступал ситцевый, самый бедный сезон — в июле-августе Крым посещала публика с доходами ниже средних.

А сезон с 15 августа и до середины октября назывался шелковым, в это время цены вырастали в пять- шесть раз, приезжала самая богатая публика. Как раз поспевал виноград, и этот сезон еще назывался виноградным. Но со временем шелковый сезон стали называть бархатным из-за мягкой погоды".

ПУШКИНУ НЕ ХВАТАЛО ДЕНЕГ

Это в стихах великий классик называл Крым "брегами прекрасными", зато в письмах — "стороной важной и запущенной". Ступив на крымскую землю в августе 1820 года вместе с семьей Раевских, поэт успел пожить в Гурзуфе, побывать в Керчи, Феодосии и Бахчисарае.

"В Гурзуфе не принято было отдыхать до того, как в 1881 году герцог Ришелье не построил здесь дом, где в последующем останавливалась вся путешествующая знать, — рассказывает завотделом музея им. Пушкина в Гурзуфе Светлана Дремлюгина.

В этом же доме провели три недели и Раевские вместе с Александром Сергеевичем, пребывавшем в южной ссылке. За проживание и питание у Ришелье не нужно было платить. Тем не менее, Пушкин умудрился поиздержаться и писал к брату с просьбой выслать ему денег".

Сам поэт писал о времени, проведенном в Гурзуфе, следующее: "...жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом. В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество".

21-летний Пушкин с младшим на два года Николаем Раевским развлекались, как могли, ведь тогда Гурзуф, даром что был популярнее Ялты, не мог предложить культурного досуга.

"Дегустировали вина, катались на лодках и лошадях. Однажды они за четыре дня добрались верхом из Гурзуфа в Бахчисарай. В дороге Александр Сергеевич простудился, но даже лихорадка не помешала ему заметить, сколь красива легенда о “фонтане слез” и сколь удручающе само состояние ханской резиденции. Позже он написал в письме: "Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат", — рассказывает Светлана Михайловна.

Понятие пляжного отдыха во времена Пушкина уже существовало, но отличалось от современного. "Загорать было не принято. В моде была светлая кожа. А купаться, по мнению врачей, можно было только до 11 утра и не дольше пяти минут.

Есть сведения, что Пушкин умел плавать, а еще — что они с Раевским из оливковой рощи подглядывали за дамами. Тогда еще не придумали купальные костюмы и погружались в воду неглиже

Еще ходили слухи, будто Александр Сергеевич в Гурзуфе воспылал любовью к одной из дочерей Раевских. Он действительно увлекся, но не одной, а всеми четырьмя сестрами, но любви ни к одной из них он не испытывал. Зато его очень впечатлила некая молодая татарка из ближайшего села".

ЧЕХОВ: "СКУЧНО КАК В СИБИРИ"

Антон Чехов, пожалуй, был самым известным крымским курортником. "Доходило до того, что мошенники по пути в Ялту выдавали себя за него, флиртовали с барышнями, а до Антона Павловича потом доходили слухи о его якобы безнравственном поведении", — рассказывает научный сотрудник музея Чехова в Ялте Алла Головачева.

В 1888 году писатель впервые приезжает в Крым. Его поезд приходит в Севастополь. Оттуда в Ялту нужно было добираться на лошадях. "Ехали или один день, делая остановку у Байдарских ворот для обеда, или два дня с ночевкой у Байдарский ворот, — рассказывает Ирина Ганжа. — Перекладные брички с парой лошадей до Ялты стоили 7,32 руб., фаэтон парой — 15 руб., тройкой лошадей — 20 руб. (средняя зарплата рабочего в это же время 14 руб. — прим)".

В этот визит Антон Павлович посетил Георгиевский монастырь, позже приезжал в Феодосию, Коктебель, Бахчисарай. А когда врач сообщил ему неутешительный диагноз, Чехов принимает решение переехать в Крым, климат которого считался полезным для больных туберкулезом.

Поначалу Ялта не нравилась Антону Павловичу, в письмах он называл ее помесью чего-то европейского с чем-¬то мещански-ярморочным: "Коробкоообразные гостиницы, в которых эти рожи бездельников-богачей с жаждой грошовых приключений, парфюмерный запах вместо запаха кедров и моря, жалкая, грязная пристань…"

Позже Чехов начинает называть Ялту "теплой Сибирью" за скуку, царящую в городке в любое время года. В первые приезды писатель останавливался в гостиницах, но уже в 1898 году купил небольшой (800 саженей) участок на окраине Ялты. Земля обошлась Чехову в 4 тыс. руб. Уже через год Антон Павлович переезжает в готовый дом с матерью и сестрой. Здесь пишет и общается с заезжими писателями: Толстым, Горьким, Сулержицким.

А вот привычные для сегодняшних курортников развлечения Чехов позволить себе не мог. Загорать было не принято, а купаться запретил врач.

"Уже поселившись в Ялте, Чехов купил дачу в Гурзуфе (теперь отдел нашего музея) и стал владельцем кусочка берега с пляжем, — рассказывает Алла Головачева. — В письмах он не раз упоминал, что там будут отдыхать его родные. Но сам писатель пляжем ни разу не воспользовался. В то время морские купания проходили под наблюдением медика. А он не рекомендовал писателю водные процедуры".

БУЛГАКОВ: "ПЛЯЖ В ЯЛТЕ ЗАПЛЕВАН"

Своим первым вояжем к крымским берегам Михаил Афанасьевич обязан Максимилиану Волошину, пригласившему Булгакова с женой в гости в Коктебель. "В июне 1925 г. писатель с женой Любовью Белозерской сели на поезд и через 30 часов сошли на станции Джанкой, откуда через семь часов шел поезд до Феодосии", — рассказывает крымский литературовед Галина Кунцевская.

Добравшись до Коктебеля, чета Булгаковых прогостила у Волошина больше месяца, успев приобщиться к местному чудачеству — собиранию полудрагоценных камешков, которое Булгаков охарактеризовал как "спорт, страсть, тихое умопомешательство, принимающее характер эпидемии". А вот в нудистских возлежаниях на пляже и походах в горы, которые ввел в моду Волошин, чета Булгаковых участия не принимала.

"На обратном пути Михаил Афанасьевич с женой отправились на пароходе в Ялту, на котором их сильно качало, отчего писателю было нехорошо. Вечером они отплыли из Феодосии, а рано утром увидели Ялту и отправились на дачу Чехова, которая уже стала музеем и где мечтал побывать Булгаков", — объясняет Галина Кунцевская.

В своих воспоминаниях Михаил Афанасьевич пишет, что в Ялте им пришлось снять слишком дорогой номер в гостинице (других не осталось) за 3 руб. с человека в сутки. Средняя зарплата в это же время — 58 руб. На вопрос, почему не горит электричество, Булгаков услышал ответ: "Курорт-с!".
А вот строки о ялтинском пляже:

"...он покрыт обрывками газетной бумаги... и, понятное дело, нет вершка, куда можно было бы плюнуть, не попав в чужие брюки или голый живот. А плюнуть очень надо, в особенности туберкулезному, а туберкулезных в Ялте не занимать. Поэтому пляж в Ялте и заплеван...

Само собою разумеется, что при входе на пляж сколочена скворешница с кассовой дырой, и в этой скворешнице сидит унылое существо женского пола и цепко отбирает гривенники с одиночных граждан и пятаки с членов профессионального союза".

А вот еще о ялтинском торговом квартале:

"…магазинчики налеплены один рядом с другим, все это настежь, все громоздится и кричит, завалено татарскими тюбетейками, персиками и черешнями, мундштуками и сетчатым бельем, футбольными мячами и винными бутылками, духами и подтяжками, пирожными. Торгуют греки, татары, русские, евреи. Все втридорога, все "по-курортному", и на все спрос".

МАЯКОВСКИЙ ПИАРИЛ КРЫМ

Громогласный футурист бывал в Крыму шесть раз. "Наверное, это была генетическая любовь, — рассуждает Галина Кунцевская. — Ведь в Крыму жили его дед и бабушка. Впервые он приехал в Крым в 1913 году, посетив Симферополь, Керчь и Севастополь с выступлениями. Затем бывал в Ялте и Евпатории".

В 1920 году декретом Совнаркома было решено использовать крымские дачи и дворцы для оздоровления трудящихся, и, начиная с 1924 г., Маяковский ежегодно приезжает в Крым, чтобы выступать перед курортниками-пролетариями.

"Особенно ему нравилось в Евпатории, — рассказывает Галина Кунцевская. — Обычно он жил в гостинице "Дюльбер". Выступал не только в концертных залах. В санатории "Таласса", например, эстрадой послужила терраса, к которой вынесли даже лежачих больных на кроватях".

В начале 20-х годов проживание в "Талассе" и "Дюльбере" обходилось в сумму от 162 до 300 руб. (средняя зарплата в это же время — 58 руб.) Правда, за проживание Маяковский не платил, о чем сам упоминал в письмах: "Получил за чтение перед санаторными больными комнату и стол в Ялте на две недели".

Те строки, которые выдавал на-гора поэт о крымской природе ("Хожу, гляжу в окно ли я — цветы да небо синее, то в нос тебе магнолия, то в глаз тебе глициния"), о санаториях ("Людей ремонт ускоренный в огромной крымской кузнице"), и просто о курорте ("И глупо звать его "Красная Ницца", и скучно звать "Всесоюзная здравница". Нашему Крыму с чем сравниться? Не с чем нашему Крыму сравниваться!") служили Крыму отличной рекламой.
Однако сам Маяковский, оказывается, замечал на полуострове не только хорошее. Вот, например, что он писал о пляжах:

"Простите, товарищ, купаться негде: окурки с бутылками градом упали, — здесь даже корове лежать не годится. А сядешь в кабинку — тебе из купален вопьется заноза-змея в ягодицу".

Возмущал поэта и ассортимент евпаторийского рынка:

"...хоть четверть персика! — Персиков нету. Побегал, хоть версты меряй на счетчике! А персик мой на базаре и во поле, слезой обливая пушистые щечки, за час езды гниет в Симферополе".

И, в конце концов, Маяковский выдает Крыму убийственное резюме: "Страна абрикосов, дюшесов и блох, здоровья и дизентерии".

УКРАИНКЕ ГРЯЗИ НЕ ПОМОГЛИ

Леся Украинка написала в Крыму одни из самых романтичных своих произведений ("Бахчисарай", "Ифигения в Тавриде", "Айша и Мухаммед"). Но ездить сюда ее заставляла не муза, а тяжелая болезнь — туберкулез костей.

По указаниям доктора поэтесса приезжала на полуостров трижды: с матерью в 1890 г. она отдыхала в Саках, с братом — в Евпатории год спустя, и в 1907-м — с мужем в Балаклаве и Ялте.

"Во времена Леси Украинки лечение на Мойнакских грязях было процедурой, которую не все здоровые могли вынести, — рассказывает научный сотрудник Евпаторийского краеведческого музея Людмила Дубинина. — Человека укладывали на цементированные площадки, обмазывали глиной с головы до ног.
Так он лежал, потел и не мог пошевелиться. Потом нужно было еще лежать обмотанным простыней. Так вот сейчас все это занимает двадцать минут, а в те времена — больше двух часов. Эти процедуры очень тяжело давались Лесе Украинке, и она писала в письмах, что от них ее самочувствие ухудшилось".
Процедуры были не только изматывающими, но и дорогими. Курс грязелечения в 1910 г. стоил 45 руб. — для простых людей (больные лежали по несколько десятков в одном зале) и 130 руб. — для пациентов побогаче (процедуры проходили в отдельной комнате). А ведь приходилось еще каждый день платить 5—15 руб. лечащему врачу. Для сравнения: корова в те годы тоже стоила 5 руб.

Лечили поэтессу еще и водными процедурами, но уже в Евпатории. "Курортники проходили в надстройку над водой, из которой можно было спуститься в воду. Там раздевались и окунались. Раздевались — это, конечно, громко сказано. Купальные костюмы были очень закрытые: длинные рубахи для мужчин и короткие платья для женщин", — рассказывает Людмила Дубинина.

В 1907 г. Леся Украинка приезжает с мужем в Севастополь. Но затем, по совету врачей, пара перебирается в Ялту, где поэтесса вновь лечится и вновь напрасно. Своей сестре она пишет: "... здесь я дошла до такого состояния, что лежала в городских скверах — настолько кружилась голова". Возможно, поэтому Крым отразился в произведениях Леси Украинки отнюдь не курортными настроениями.

Вот, например, что она пишет о путешествии на плато Ай-Петри: "Солнце палящее сыплет стрелы на мел белый, ветер вздымает порох, душно... ни капли воды... это будто дорога в Нирвану, страну всесильной смерти..."…

ЖЕМЧУЖИНА ОТ ЕКАТЕРИНЫ

Крымский историк, директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин, поясняет, что в 1783 г., когда Крым присоединили к России, климат его считался нездоровым.

"Русские люди были убеждены, что, кроме лихорадки, здесь получить ничего невозможно. Поэтому путешественники прибывали в Крым не на курорт, а за впечатлениями. Первой сюда приехала Екатерина II в 1787 году. Тогда она и назвала Крым лучшей жемчужиной в ее короне", — рассказывает Андрей Витальевич.
По его словам, в качестве лечебного ресурса полуостров начал использоваться в 20-х годах XIX века, когда открылись свойства сакских грязей. Саки, таким образом, стали первым курортом в Крыму.

"Дома здесь первоначально строили представители знати: Воронцов, Бороздин и им подобные. Это было дорогостоящее увлечение. А массовое паломничество в Крым начинается в 50-х годах XIX.
Ливадия стала царской резиденцией, после чего прокладывается железная дорога, строится первая гостиница "Россия". После этого приближенная ко двору публика начинает ездить в Ялту.
В 90-е годы был введен новый тариф. Железная дорога стала госпредприятием, что дало возможность уменьшить цену на билет, и в Крым начал ездить средний класс, — рассказывает Андрей Мальгин.

Пути из Москвы до Симферополя и от Симферополя до Ялты стоили одинаково — около 12 рублей (при средней стоимости работы за день 20 коп.). Это было по карману средним чиновникам. А купцы, рабочие и крестьяне не ездили в Крым.

И дело было не только в деньгах. Просто в силу кругозора никому не пришло бы в голову бросать работу и хозяйство, чтобы ехать куда-то".

МОРОЖЕНОЕ С КОФЕ — КАК БУТЫЛКА ВОДКИ

В конце XIX века ялтинские цены были на уровне московских. Особенно это касалось гостиниц и ресторанов при них. Например, в 1903 г. в первоклассной гостинице "Россия" в центре Ялты цены с ноября по август были от 1,5 руб. за сутки, а с августа по ноябрь — от от 3 руб. Для сравнения: земский учитель получал 25 руб. в месяц.

В отеле "Ялта" (возле современной канатной дороги) номер обходился в сумму от 75 коп. до 5 руб. за сутки. В этом же году в московской гостинице "Боярский двор" номер стоил от 1,25 руб. до 10 руб. в сутки.

В ресторане ялтинского городского сада в курортный сезон завтраки из 2-х блюд стоили 75 коп. и подавались от 11 до 1 часа дня. Обеды из 2-х блюд - 60 коп., из 3-х - 80 коп., из 4-х - 1 руб., подавались с 13.00 до 18.00.
В кондитерской Флорена, расположенной на набережной Ялты напротив гостиницы "Мариино", в 1890-м году стакан чая стоил 10 коп., кофе — 15 коп., чашка шоколада с бисквитами — 25 коп., а порция мороженого — 25 коп. В это же время в Москве за 40 коп. можно было купить бутылку водки.

Чехов, Пушкин, Волошин, Грин… Это лишь небольшой перечень великих писателей и поэтов, так или иначе связанных с прекрасной землей Тавриды. Наш краткий тур поможет Вам поближе познакомиться с их жизнью и приоткроет некоторые тайны литературных гениев.

1 день

«Литературная Ялта»

Встреча группы.

Обзорная поездка до Ялты.

Экскурсия в . Здесь гости смогут познакомиться с ялтинским периодом в жизни великого писателя и раскроют малоизвестные факты его биографии. В небольшом домике великий писатель отдыхал и собственноручно занимался любимым садом. Путешествие в Гурзуф приоткроет полную романтики и приключений французскую страничку крымской истории, связанную с творчеством знаменитого Дюма, а посещение – познакомит с историей пребывания великого поэта в Крыму.

Свободное время.

2 день

«Страна голубых вершин»

Обзорная экскурсия до Коктебеля. Посещение . Великий писатель и публицист жил здесь с 1917 г. постоянно. Его гостями были люди, которые составляли цвет русской литературы и искусства начала XX в. – А. Толстой, Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Грин, М. Булгаков, В. Брюсов, М. Горький, В.Вересаев, И. Эренбург, М. Зощенко, К. Чуковский и множество других знаменитостей. М. Цветаева здесь познакомилась со своим будущим мужем – С. Эфроном.

Свободное время.

3 день

«Бегущая по волнам»

Обзорная экскурсия до Феодосии. Этот город навсегда связан с именем А. Грина , здесь открыт его имени. В Феодосии он жил с 1924-го по 1930-й год. Здесь им написано 4 романа и более 30 рассказов. Среди них романы «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Дорога в никуда». Музей замечательного писателя-романтика открыт в небольшом доме с необычным внутренним убранством, стилизованным под старинный парусный корабль.

Поездка в Старый Крым. Скромный городок занимает заметное место на литературной карте Крыма. Здесь есть литературно-художественный музей, где можно узнать о многих известных писателях и поэтах, судьба которых так или иначе была связана со Старым Крымом. На городском кладбище покоится поэтесса Ю. Друнина, трагически ушедшая из жизни в 1991 г. Ее могила рядом с могилой мужа – А. Каплера, писателя и киносценариста, популярного ведущего «Кинопанорамы» в 60-е годы. В Старом Крыму долго жил известный поэт-футурист и переводчик Григорий Петников, здесь он и похоронен. В городе часто бывали М. Богданович, сестры М. и А. Цветаевы, М. Волошин, Б. Чичибабин, многие другие поэты и писатели. Подолгу жил тут К. Паустовский. В Старом Крыму А. Грин провел последние два года жизни. Могила писателя со скромным памятником, который венчает бегущая по волнам девушка, – на городском кладбище.

Проводы группы.

Также программа может быть дополнена любыми экскурсионными объектами, по Вашему выбору. В этом случае программа требует пересчета стоимости.

Проживание:

  • первая ночь - частный пансионат недалеко от набережной Гурзуфа.
  • вторая ночь - гостевой дом в Феодосии.

Стоимость тура *

Место проживания

* Обращаем Ваше внимание на то, что указанная выше стоимость тура может измениться в зависимости от колебаний цен на проживание.

В стоимость входят: проживание, питание, транспортное и экскурсионное обслуживание. Входные билеты на экскурсионные объекты оплачиваются отдельно.

 

 

Это интересно: