→ Проект литературно историческое путешествие по крыму. Старый крым в литературе и искусстве. Крым глазами писателей

Проект литературно историческое путешествие по крыму. Старый крым в литературе и искусстве. Крым глазами писателей

МБОУ «СОШ №32»

Литературная гостиная:

«КРЫМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

Провела в 10 классе

Учитель русского языка и

Литературы Ширинова Т.Р.

19.03.2016г.

Цель мероприятия:

Разработка мероприятия посвящена воссоединению Крыма и города Севастополя с Россией и направлена на ознакомление с историей Крымского полуострова, основными его достопримечательностями;

Воспитание интереса к истории и литературе, культуре России, гордости за свою Родину и ее народ.

Форма проведения : заочное путешествие по местам Крымского полуострова, описанных а стихах русских поэтов, сопровождающееся презентацией.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Слайд№1

Вступительное слово:

Во глубине веков исторических,
В неизведанной тайной мгле,
Под влияньем лучей космических
Жизнь возникла на Земле.

Мир живой - это тайна великая.
Мир прекрасный, богатый, цветной.
Это книга никем не раскрытая,
Это чудо природы земной.

У каждого из нас есть неотъемлемое право любить свой родной край и утверждать, что нет земли красивее, благодатнее, неповторимей. Только глупец будет спорить, мудрый же человек согласится, хотя и добавит при этом: «Конечно, ты прав, дорогой друг, но моя родина тоже прекрасна...»

Великий чилийский поэт Пабло Неруда назвал «Крым орденом на груди планеты Земля». Не только его, но и многих других творческих людей очаровала красота этого края, который боги создали для себя, но затем подарили людям.

Крым - удивительное место, которое вызывало восхищение у всех, кто здесь побывал. Не оставил он равнодушным и многих писателей, поэтов и художников, побывавших здесь. Восхитительная природа Крыма, его бурная история, многонациональная культура вдохновляли многие поколения творческих людей.

Готовясь к классному часу, я ставила перед собой задачу познакомить вас с произведения классиков, современных поэтов, писателей, журналистов, краеведов, художников, посвященные этому благословенному краю.

Слайд №2

К.Г. Паустовский (1892-1968) писал:

«Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья, жизненной полноты, настраивает всё наше существо на необыкновенно простое и плодотворное лирическое звучание. Таков Крым... Каждый, кто побывал в Крыму, уносит с собой... сожаление и лёгкую печаль, какую вызывают воспоминания о детстве, и надежду ещё раз увидеть эту полуденную землю.»

"Прекрасны вы, брега Тавриды..." - писал Пушкин, вспоминая о счастливейших днях, проведенных им на Южном берегу Крыма, где он гостил в семье генерала Н.Н.Раевского в августе-сентябре 1820 года. Спустя пять лет Крым посетил А.С.Грибоедов. В том же году там побывал мятежный польский поэт А.Мицкевич.

"Передо мной страна волшебной красоты. Здесь небо ясное, здесь так прекрасны лица..." - пишет поэт, потрясенный очарованием Южного берега.

"И это сон? О, если б мне проснуться невозможно!" - вторит ему в своих "Крымских очерках" спустя три десятилетия А.К.Толстой.

"Я ходил здесь, как во сне", - передает свое впечатление украинский поэт М.М.Коцюбинский.

"Шел в немом восхищении..." - признавался М.Горький в рассказе "Мой спутник".

Слайд №3

И все-таки первооткрывателем "волшебного края", "очей отрады", поэтической жемчужины стал А.С.Пушкин.
«Воображенью край священный», - писал о просторах Крыма Александр Пушкин.

Настоящие крымские впечатления начались во время переезда из Феодосии в Гурзуф. В письме брату Пушкин написал:

...морем отправились мы мимо полуденных берегов Тавриды, в Юрзуф, где находилось семейство Раевского. Ночью на корабле писал я Элегию... Корабль плыл перед горами, покрытыми тополями, виноградом, лаврами и кипарисами; везде мелькали татарские селения, издали казались ульями, прилепленными к горам, тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались между ними, справа огромный Аю-Даг… И кругом это синее, чистое небо, и светлое море, и блеск, и воздух полуденный… ”.

В Юрзуфе жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом… Я любил, проснувшись ночью, слушать шум моря – и заслушивался целые часы. В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество.»

А.С. Пушкин, лето 1820 года.

По рассказам одной из спутниц Пушкина, поэт на закате солнца долго ходил в задумчивости по палубе и что-то произносил про себя; потом, сбежав в каюту, он написал свою элегию быстро.

Погасло дневное светило.

Почти 200 лет назад Александр Пушкин был сослан на юг: на Кавказ и Крым. Память о пребывании Пушкина в тех местах хранится до сих пор. Во многих местах установлены памятники поэту, его имя носят улицы, санатории, школы, библиотеки.

Слайд №4

Цветаева Марина Ивановна (1892-1941), русская поэтесса. Неоднократно бывала в Крыму. Впервые, по свидетельству сестры поэтессы, А.И. Цветаевой, - в 1905 году в Ялте вместе с матерью, страдавшей туберкулезом. Жили Цветаевы на даче Е.Я. Елпатьевского.

Слайд №5

Спустя шесть лет, летом 1911 года, Марина Цветаева живет в Гурзуфе, откуда переезжает в Коктебель, где прошли самые счастливые годы ее жизни, Цветаева познакомилась с Сергеем Эфроном, который стал ее мужем. к«И мы поняли… что Феодосия - волшебный город и что мы полюбили его навсегда», - писала Анастасия Цветаева в воспоминаниях. О феодосийском периоде жизни писательницы рассказывает музей сестёр Цветаевых, созданный в этом прекрасном городе. Слайд №6


В 1913 году Цветаева вновь в Крыму, в Феодосии. По словам Ариадны Эфрон, дочери поэтессы, "тот Крым она искала везде и всюду – всю жизнь…"

Над Феодосией угас

Навеки этот день весенний,
И всюду удлиняет тени

Прелестный предвечерний час.

В Крыму поэтессой написаны многие лирические шедевры. Один из них - стихотворение «Встреча с Пушкиным».

Слайд№7

Певец крымской земли, замечательный романтик Александр Степанович Грин каждой страницей своих книг как бы обращается к читателю с пожеланием: все высокое и прекрасное, все, что порою кажется несбыточным, по существу "так же сбыточно и возможно, как загородная прогулка. Я понял эту нехитрую истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками..." Автор "Алых парусов" приехал в Крым, к морю, которое манило его с детских лет, весной 1921 года и поселился в Феодосии.

Одноэтажный домик по улице Галерейной - ныне здесь музей Александра Грина. В Феодосии писатель создал больше половины из всего написанного.

Демонстрируется фрагмент фильма «Алые паруса».

Слайд №8

Чехов и Крым тесно связаны между собой, и не только благодаря знаменитой повести писателя «Дама с собачкой», действие которой происходило в Ялте, но и он построил дом и жил в Ялте, в пригороде Алупка, и на своей даче в Гурзуфе.

Слайд №9

Известный как Белая Дача, чеховский дом в Ялте стал магнитом для других писателей его времени - Ивана Бунина, Максима Горького, Александра Куприна - и музыкантов, таких как Сергей Рахманинов и певца Федора Шаляпина.

Несмотря на его собственное слабое здоровье или, возможно, из-за него, - Чехов создал фонд для создания медицинского центра для малоимущих в Ялте (ныне Чеховский санаторий).

Слайд№10

Вместе со своим другом Максимом Горьким он создал еще один фонд, на деньги которого была открыта муниципальная библиотека (ныне в Ялте, чеховская библиотека - крупнейшая в Крыму).

Слайд №11

Среди достопримечательностей Южнобережья самый высокий водопад в Европе - Учан–Су ("Летящая вода" по-татарски, громыхающий всего в восьми километрах от Ялты, хорошо известен: описан, воспет и покорен. Этот овеянный легендами водопад – самый высокий и в Крыму

Слайд №12

И.Бунина «Учан-Су».

Свежее, слаще воздух горный.
Невнятный шум идет в лесу:

Крымские реки невелики, но вот уж поистине: мал золотник, да дорог. В Крыму более 150 рек и ручьев. Большинство из них длиной не более 10 км. Почти все начало берут в горах. Там, в сырых и угрюмых ущельях, выбираются на волю светлые родники. Их воды сливаются друг с другом и весело сбегают вниз по каменистым крутым руслам.

Слайд№13

На юго-восточном побережье Крыма, между Судаком и Феодосией, расположен один из редчайших и удивительных по красоте уголков нашей Родины - горный массив Кара-Даг. Породил его расцвет вулканической деятельности в Крыму во времена, отстоящие от наших дней на 140-150 миллионов лет. Название "Кара-Даг" дошло до нас из средневековья и в тюркских языках означает "чёрная гора". Внимание ученых этот горный массив впервые привлек в XVIII в. По выразительности ландшафтов выдающийся геолог, академик А.П. Павлов сравнивал Кара-Даг со знаменитым на весь мир Йеллоустонским национальным парком.

Заповедник расположен на стыке двух растительных и ландшафтных зон. Западная его часть гориста и покрыта лесом в восточной - расположены в основном холмистые со степной флорой гряды. В XX в. растительность Кара-Дага сильно пострадала и от хозяйственной деятельности человека, и от бесчисленного потока туристов, проходивших через горы и оседавших на длительный отдых.

Слайд№14

М. Волошин «Карадаг»

Преградой волнам и ветрам
Стена размытая вулкана,
Как воздымающийся храм
Встаёт из сизого тумана….

Крымские города - Ялта, Феодося, Коктебель, Евпатория, Судак, Севастополь и Симферополь воспевали и многие поэты – Вяземский, Цветаева, Ахматова, Бродский. Здесь лучшие люди России черпали вдохновение, предавались романтическим порывам, некоторые даже обретали личное счастье

Рассказывая о жизни, жена поэта Н.Я. отмечала, что интерес и любовь к у Осипа Эмильевича были особенными. Поэт был глубоко уверен - и это он подчеркивал на всякого рода литературных семинарах, - что русская поэзия по своему духу едина с эллинистической, а древнюю Элладу ничто не напоминало ему так, как Крым.

Сын Корнея Чуковского Николай, великолепный рассказчик и мемуарист, вообще считал, что до О. Мандельштама «никогда еще в мировой поэзии природа Крыма не была изображена лучше и богаче». Один из примеров - стихотворение «Феодосия».

Слайд №15

Биография Симферополя – столицы Крыма, связана со многими славными именами. В сентябре 1820 г. около недели гостил в Симферополе А. С. Пушкин. Лето 1825 г. провел здесь А. С. Грибоедов, сокрушавшийся в письме другу, что он "ничего не написал... Нажил кучу новых приятелей, а время потерял". В начале службы и во время Крымской войны в Симферополь часто наезжал и подолгу останавливался поручик граф Л. Н. Толстой. Множество солдатских жизней спас в симферопольском госпитале основатель полевой хирургии Н. И. Пирогов. Славный список продолжают художники И. К. Айвазовский, И. С. Самокиш, выдающиеся ученые П. С. Паллас, Д. И. Менделеев, А. Е. Ферсман, И. В. Курчатов

Ялта, Евпатория, Алушта,
Кто из них прекраснейшая, спорят.
Крымский полуостров, как ракушка,
Нам на радость выброшен из моря….

Эти города не потеряли своего очарования и в наше время - по-прежнему вдохновляет писателей, поэтов, художников на создание произведений, которые, возможно, скоро станут классикой:

Слайд №16

К поэтам современникам относится Елена Громова, которая родилась в Московской области в 1977 году.

Слайд № 17-18

Город Севастополь расположен на холмах, как Рим.

Наш Севастополь – город-герой, город-музей. Здесь переплелась история древняя и современная. Каждая эпоха оставила свои уникальные памятники: античный Херсонес, средневековые крепости Каламита (Инкерман) и генуэзская (Балаклава). Многочисленные памятники мужеству защитников Севастополя в Крымскую и Великую Отечественную войнах.

Слайд №19

«Да, вы сдержали ваше слово:
Не двинув пушки, ни рубля,
В свои права вступает снова
Родная русская земля -
И нам завещанное море
Опять свободною волной,
О кратком позабыв позоре,
Лобзает берег свой родной.
Счастлив в наш век, кому победа
Далась не кровью, а умом» .
Федор Тютчев.

«Чёрное море».

О Крыме много написано, еще больше сохранилось фольклора - легенд, сказаний, преданий. Трудно, к примеру, найти коренного крымчанина, который рассказывал бы о достопримечательностях Крыма сухо и сдержанно, не украшая свой рассказ какими-нибудь лирическими или эпическими произведениями.

Но почему о маленьком Крыме собрано много - преданий, легенд, сказок. Зачем? Потому что это - часть культуры и истории нашего удивительного уголка земли и не может не представлять интереса.

Вы сейчас услышите одну из многочисленных легенд, об одном из самых примечательных памятников природы – г. Аю-даг. Это название упоминается и в стихах Пушкина и в стихах Цветаевой.

Слайд №20 - 22

Аю-даг находится на , к востоку от . Высота горы составляет 565 метров, длина 2,5 километра, возраст ~ 161 млн. лет. По происхождению Аю-даг «неудавшийся вулкан» - лакколит. Некогда магма поднялась из недр земли, но не нашла выхода и застыла в виде огромною купола. Осадочные породы со временем выветрились, и купол обнажился. Гора сложена из диорита. Сходство её с медведем, который, словно охваченный жаждой, припал к морю, чтобы напиться издавна вызывало удивление и породило много легенд о этом памятнике природы.

Легенда о Медведь-горе.

В отдалённые времена на самом берегу моря поселилось стадо огромных зверей. Управлял им вожак - старый и грозный медведь. Однажды возвратились медведи из набега и обнаружили на берегу обломки корабля.

Среди них лежал свёрток. Старый вожак развернул его и увидел маленькую девочку. Девочка стала жить среди медведей.

Шли годы, она росла и превратилась в красивую девушку.

Однажды недалеко от медвежьего логова прибило к берегу челн с молодым красивым юношей. Буря долго носила его челн по волнам, пока не выбросила на крымский берег. Девушка перенесла юношу в укромное место. Много раз приносила она юноше еду и питьё. Юноша рассказывал ей, как живут люди в его родных краях. И в эти дни вошла пылкая любовь в сердца обоих…

Юноша уже окреп, он смастерил мачту, сделал парус - влюблённые решили покинуть медвежий берег.

Тут вернулись на берег из далекого похода медведи и не обнаружили девушку. Вожак посмотрел на море и яростно взревел. Он опустил огромную пасть в голубую влагу и с силой стал втягивать воду. Его примеру последовали остальные. Течение увлекало челн обратно к берегу.

И девушка запела. Как только донесся до зверей её голос, они подняли головы от воды и заслушались. Лишь старый вожак продолжал своё дело. Еще глубже погрузил он передние лапы и морду в холодные волны. Бурлило море у его пасти, вливаясь в неё широкими потоками.

Заклинала в песне девушка все силы земные и небесные стать на защиту её первой, чистой любви. Умоляла она старого медведя пощадить юношу. И так горяча была мольба девушки, что страшный зверь перестал тянуть в себя воду. Но не захотел он оставлять берега, продолжал лежать, всматриваясь вдаль, где исчезал челн с существом, к которому он привязался.

И лежит старый медведь на берегу уже тысячи лет. Окаменело его могучее тело. Мощные бока превратились в отвесные пропасти, высокая спина стала вершиной горы, достигающей облаков, голова сделалась острой скалой, густая шерсть обратилась в дремучий лес. Старый вожак-медведь стал Медведь –горою.

Слайд №23

Крым – это чудесный уголок щедрой природы, музей под открытым небом. Сложны и прихотливы пути его истории.

Меняется время, сменяются народы, но любовь к Крыму остается неизменной…Любовь к этому удивительному уголку Земли.

Что же такое Крым?

Слайд №24

Высказывания (по цепочке) учащихся:

Крым - это планета в миниатюре.
Крым - это осколок античности у самых дверей России.
Крым - это полпути от полюса к экватору.
Крым - это соединение всех целительных сил Природы и заповедник её чудес,
Крым - это земля, где круглый год, ежедневно что-то цветёт.
Крым - арена игры всех стихий - морской, воздушной и подземной.
Крым - это мастерская человеческого гения и музей его творений.
Крым - это гостеприимный дом, готовый всегда принять гостей.

Крым - благодатное место. Место, в которое стремишься, о котором мечтаешь. Очередная встреча с Крымом - это долгожданное свидание, на которое нужно надеть лучше платье, взять с собой самые сокровенные думы и ностальгические мысли. И примером этому было наше сегодняшнее путешествие и те стихи, которые вы сегодня услышали, прочтённые чтецами. Я надеюсь, что ваш интерес к этому уголку мира не иссякнет………

Крымским курортам очень повезло с рекламой. Лучшие слоганы для него писали настоящие гении литературы. Например, Маяковский обессмертил евпаторийские здравницы своим "Очень жаль мне тех, которые не бывали в Евпатории". А чего стоит пушкинское: "Холмы Тавриды, край прелестный, Я снова посещаю вас, Пью жадно воздух сладострастья, Как будто слышу близкий глас Давно затерянного счастья"…

Однако классики увозили из Крыма не только восторженные впечатления. Александр Сергеевич, например, в Крыму промотал все деньги и простыл, Булгакова укачивало на теплоходе, а Маяковский жаловался на комаров и грязные пляжи.

В бархатный сезон — время, когда, вплоть до начала прошлого века в Крым приезжала основная масса отдыхающих, прибывали и самые известные крымские курортники от литературы. Но как оказалось, тот период, который сегодня принято называть бархатным, раньше именовался иначе.

"Первоначально было три сезона, — объясняет крымский историк Андрей Мальгин. — Бархатный наступал сразу после Пасхи. Существует несколько версий возникновения этого названия: и по материалу одежды, и по тому, что в это время в Крым приезжало дворянство, вписанное в бархатные книги. Потом наступал ситцевый, самый бедный сезон — в июле-августе Крым посещала публика с доходами ниже средних.

А сезон с 15 августа и до середины октября назывался шелковым, в это время цены вырастали в пять- шесть раз, приезжала самая богатая публика. Как раз поспевал виноград, и этот сезон еще назывался виноградным. Но со временем шелковый сезон стали называть бархатным из-за мягкой погоды".

ПУШКИНУ НЕ ХВАТАЛО ДЕНЕГ

Это в стихах великий классик называл Крым "брегами прекрасными", зато в письмах — "стороной важной и запущенной". Ступив на крымскую землю в августе 1820 года вместе с семьей Раевских, поэт успел пожить в Гурзуфе, побывать в Керчи, Феодосии и Бахчисарае.

"В Гурзуфе не принято было отдыхать до того, как в 1881 году герцог Ришелье не построил здесь дом, где в последующем останавливалась вся путешествующая знать, — рассказывает завотделом музея им. Пушкина в Гурзуфе Светлана Дремлюгина.

В этом же доме провели три недели и Раевские вместе с Александром Сергеевичем, пребывавшем в южной ссылке. За проживание и питание у Ришелье не нужно было платить. Тем не менее, Пушкин умудрился поиздержаться и писал к брату с просьбой выслать ему денег".

Сам поэт писал о времени, проведенном в Гурзуфе, следующее: "...жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом. В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество".

21-летний Пушкин с младшим на два года Николаем Раевским развлекались, как могли, ведь тогда Гурзуф, даром что был популярнее Ялты, не мог предложить культурного досуга.

"Дегустировали вина, катались на лодках и лошадях. Однажды они за четыре дня добрались верхом из Гурзуфа в Бахчисарай. В дороге Александр Сергеевич простудился, но даже лихорадка не помешала ему заметить, сколь красива легенда о “фонтане слез” и сколь удручающе само состояние ханской резиденции. Позже он написал в письме: "Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат", — рассказывает Светлана Михайловна.

Понятие пляжного отдыха во времена Пушкина уже существовало, но отличалось от современного. "Загорать было не принято. В моде была светлая кожа. А купаться, по мнению врачей, можно было только до 11 утра и не дольше пяти минут.

Есть сведения, что Пушкин умел плавать, а еще — что они с Раевским из оливковой рощи подглядывали за дамами. Тогда еще не придумали купальные костюмы и погружались в воду неглиже

Еще ходили слухи, будто Александр Сергеевич в Гурзуфе воспылал любовью к одной из дочерей Раевских. Он действительно увлекся, но не одной, а всеми четырьмя сестрами, но любви ни к одной из них он не испытывал. Зато его очень впечатлила некая молодая татарка из ближайшего села".

ЧЕХОВ: "СКУЧНО КАК В СИБИРИ"

Антон Чехов, пожалуй, был самым известным крымским курортником. "Доходило до того, что мошенники по пути в Ялту выдавали себя за него, флиртовали с барышнями, а до Антона Павловича потом доходили слухи о его якобы безнравственном поведении", — рассказывает научный сотрудник музея Чехова в Ялте Алла Головачева.

В 1888 году писатель впервые приезжает в Крым. Его поезд приходит в Севастополь. Оттуда в Ялту нужно было добираться на лошадях. "Ехали или один день, делая остановку у Байдарских ворот для обеда, или два дня с ночевкой у Байдарский ворот, — рассказывает Ирина Ганжа. — Перекладные брички с парой лошадей до Ялты стоили 7,32 руб., фаэтон парой — 15 руб., тройкой лошадей — 20 руб. (средняя зарплата рабочего в это же время 14 руб. — прим)".

В этот визит Антон Павлович посетил Георгиевский монастырь, позже приезжал в Феодосию, Коктебель, Бахчисарай. А когда врач сообщил ему неутешительный диагноз, Чехов принимает решение переехать в Крым, климат которого считался полезным для больных туберкулезом.

Поначалу Ялта не нравилась Антону Павловичу, в письмах он называл ее помесью чего-то европейского с чем-¬то мещански-ярморочным: "Коробкоообразные гостиницы, в которых эти рожи бездельников-богачей с жаждой грошовых приключений, парфюмерный запах вместо запаха кедров и моря, жалкая, грязная пристань…"

Позже Чехов начинает называть Ялту "теплой Сибирью" за скуку, царящую в городке в любое время года. В первые приезды писатель останавливался в гостиницах, но уже в 1898 году купил небольшой (800 саженей) участок на окраине Ялты. Земля обошлась Чехову в 4 тыс. руб. Уже через год Антон Павлович переезжает в готовый дом с матерью и сестрой. Здесь пишет и общается с заезжими писателями: Толстым, Горьким, Сулержицким.

А вот привычные для сегодняшних курортников развлечения Чехов позволить себе не мог. Загорать было не принято, а купаться запретил врач.

"Уже поселившись в Ялте, Чехов купил дачу в Гурзуфе (теперь отдел нашего музея) и стал владельцем кусочка берега с пляжем, — рассказывает Алла Головачева. — В письмах он не раз упоминал, что там будут отдыхать его родные. Но сам писатель пляжем ни разу не воспользовался. В то время морские купания проходили под наблюдением медика. А он не рекомендовал писателю водные процедуры".

БУЛГАКОВ: "ПЛЯЖ В ЯЛТЕ ЗАПЛЕВАН"

Своим первым вояжем к крымским берегам Михаил Афанасьевич обязан Максимилиану Волошину, пригласившему Булгакова с женой в гости в Коктебель. "В июне 1925 г. писатель с женой Любовью Белозерской сели на поезд и через 30 часов сошли на станции Джанкой, откуда через семь часов шел поезд до Феодосии", — рассказывает крымский литературовед Галина Кунцевская.

Добравшись до Коктебеля, чета Булгаковых прогостила у Волошина больше месяца, успев приобщиться к местному чудачеству — собиранию полудрагоценных камешков, которое Булгаков охарактеризовал как "спорт, страсть, тихое умопомешательство, принимающее характер эпидемии". А вот в нудистских возлежаниях на пляже и походах в горы, которые ввел в моду Волошин, чета Булгаковых участия не принимала.

"На обратном пути Михаил Афанасьевич с женой отправились на пароходе в Ялту, на котором их сильно качало, отчего писателю было нехорошо. Вечером они отплыли из Феодосии, а рано утром увидели Ялту и отправились на дачу Чехова, которая уже стала музеем и где мечтал побывать Булгаков", — объясняет Галина Кунцевская.

В своих воспоминаниях Михаил Афанасьевич пишет, что в Ялте им пришлось снять слишком дорогой номер в гостинице (других не осталось) за 3 руб. с человека в сутки. Средняя зарплата в это же время — 58 руб. На вопрос, почему не горит электричество, Булгаков услышал ответ: "Курорт-с!".
А вот строки о ялтинском пляже:

"...он покрыт обрывками газетной бумаги... и, понятное дело, нет вершка, куда можно было бы плюнуть, не попав в чужие брюки или голый живот. А плюнуть очень надо, в особенности туберкулезному, а туберкулезных в Ялте не занимать. Поэтому пляж в Ялте и заплеван...

Само собою разумеется, что при входе на пляж сколочена скворешница с кассовой дырой, и в этой скворешнице сидит унылое существо женского пола и цепко отбирает гривенники с одиночных граждан и пятаки с членов профессионального союза".

А вот еще о ялтинском торговом квартале:

"…магазинчики налеплены один рядом с другим, все это настежь, все громоздится и кричит, завалено татарскими тюбетейками, персиками и черешнями, мундштуками и сетчатым бельем, футбольными мячами и винными бутылками, духами и подтяжками, пирожными. Торгуют греки, татары, русские, евреи. Все втридорога, все "по-курортному", и на все спрос".

МАЯКОВСКИЙ ПИАРИЛ КРЫМ

Громогласный футурист бывал в Крыму шесть раз. "Наверное, это была генетическая любовь, — рассуждает Галина Кунцевская. — Ведь в Крыму жили его дед и бабушка. Впервые он приехал в Крым в 1913 году, посетив Симферополь, Керчь и Севастополь с выступлениями. Затем бывал в Ялте и Евпатории".

В 1920 году декретом Совнаркома было решено использовать крымские дачи и дворцы для оздоровления трудящихся, и, начиная с 1924 г., Маяковский ежегодно приезжает в Крым, чтобы выступать перед курортниками-пролетариями.

"Особенно ему нравилось в Евпатории, — рассказывает Галина Кунцевская. — Обычно он жил в гостинице "Дюльбер". Выступал не только в концертных залах. В санатории "Таласса", например, эстрадой послужила терраса, к которой вынесли даже лежачих больных на кроватях".

В начале 20-х годов проживание в "Талассе" и "Дюльбере" обходилось в сумму от 162 до 300 руб. (средняя зарплата в это же время — 58 руб.) Правда, за проживание Маяковский не платил, о чем сам упоминал в письмах: "Получил за чтение перед санаторными больными комнату и стол в Ялте на две недели".

Те строки, которые выдавал на-гора поэт о крымской природе ("Хожу, гляжу в окно ли я — цветы да небо синее, то в нос тебе магнолия, то в глаз тебе глициния"), о санаториях ("Людей ремонт ускоренный в огромной крымской кузнице"), и просто о курорте ("И глупо звать его "Красная Ницца", и скучно звать "Всесоюзная здравница". Нашему Крыму с чем сравниться? Не с чем нашему Крыму сравниваться!") служили Крыму отличной рекламой.
Однако сам Маяковский, оказывается, замечал на полуострове не только хорошее. Вот, например, что он писал о пляжах:

"Простите, товарищ, купаться негде: окурки с бутылками градом упали, — здесь даже корове лежать не годится. А сядешь в кабинку — тебе из купален вопьется заноза-змея в ягодицу".

Возмущал поэта и ассортимент евпаторийского рынка:

"...хоть четверть персика! — Персиков нету. Побегал, хоть версты меряй на счетчике! А персик мой на базаре и во поле, слезой обливая пушистые щечки, за час езды гниет в Симферополе".

И, в конце концов, Маяковский выдает Крыму убийственное резюме: "Страна абрикосов, дюшесов и блох, здоровья и дизентерии".

УКРАИНКЕ ГРЯЗИ НЕ ПОМОГЛИ

Леся Украинка написала в Крыму одни из самых романтичных своих произведений ("Бахчисарай", "Ифигения в Тавриде", "Айша и Мухаммед"). Но ездить сюда ее заставляла не муза, а тяжелая болезнь — туберкулез костей.

По указаниям доктора поэтесса приезжала на полуостров трижды: с матерью в 1890 г. она отдыхала в Саках, с братом — в Евпатории год спустя, и в 1907-м — с мужем в Балаклаве и Ялте.

"Во времена Леси Украинки лечение на Мойнакских грязях было процедурой, которую не все здоровые могли вынести, — рассказывает научный сотрудник Евпаторийского краеведческого музея Людмила Дубинина. — Человека укладывали на цементированные площадки, обмазывали глиной с головы до ног.
Так он лежал, потел и не мог пошевелиться. Потом нужно было еще лежать обмотанным простыней. Так вот сейчас все это занимает двадцать минут, а в те времена — больше двух часов. Эти процедуры очень тяжело давались Лесе Украинке, и она писала в письмах, что от них ее самочувствие ухудшилось".
Процедуры были не только изматывающими, но и дорогими. Курс грязелечения в 1910 г. стоил 45 руб. — для простых людей (больные лежали по несколько десятков в одном зале) и 130 руб. — для пациентов побогаче (процедуры проходили в отдельной комнате). А ведь приходилось еще каждый день платить 5—15 руб. лечащему врачу. Для сравнения: корова в те годы тоже стоила 5 руб.

Лечили поэтессу еще и водными процедурами, но уже в Евпатории. "Курортники проходили в надстройку над водой, из которой можно было спуститься в воду. Там раздевались и окунались. Раздевались — это, конечно, громко сказано. Купальные костюмы были очень закрытые: длинные рубахи для мужчин и короткие платья для женщин", — рассказывает Людмила Дубинина.

В 1907 г. Леся Украинка приезжает с мужем в Севастополь. Но затем, по совету врачей, пара перебирается в Ялту, где поэтесса вновь лечится и вновь напрасно. Своей сестре она пишет: "... здесь я дошла до такого состояния, что лежала в городских скверах — настолько кружилась голова". Возможно, поэтому Крым отразился в произведениях Леси Украинки отнюдь не курортными настроениями.

Вот, например, что она пишет о путешествии на плато Ай-Петри: "Солнце палящее сыплет стрелы на мел белый, ветер вздымает порох, душно... ни капли воды... это будто дорога в Нирвану, страну всесильной смерти..."…

ЖЕМЧУЖИНА ОТ ЕКАТЕРИНЫ

Крымский историк, директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин, поясняет, что в 1783 г., когда Крым присоединили к России, климат его считался нездоровым.

"Русские люди были убеждены, что, кроме лихорадки, здесь получить ничего невозможно. Поэтому путешественники прибывали в Крым не на курорт, а за впечатлениями. Первой сюда приехала Екатерина II в 1787 году. Тогда она и назвала Крым лучшей жемчужиной в ее короне", — рассказывает Андрей Витальевич.
По его словам, в качестве лечебного ресурса полуостров начал использоваться в 20-х годах XIX века, когда открылись свойства сакских грязей. Саки, таким образом, стали первым курортом в Крыму.

"Дома здесь первоначально строили представители знати: Воронцов, Бороздин и им подобные. Это было дорогостоящее увлечение. А массовое паломничество в Крым начинается в 50-х годах XIX.
Ливадия стала царской резиденцией, после чего прокладывается железная дорога, строится первая гостиница "Россия". После этого приближенная ко двору публика начинает ездить в Ялту.
В 90-е годы был введен новый тариф. Железная дорога стала госпредприятием, что дало возможность уменьшить цену на билет, и в Крым начал ездить средний класс, — рассказывает Андрей Мальгин.

Пути из Москвы до Симферополя и от Симферополя до Ялты стоили одинаково — около 12 рублей (при средней стоимости работы за день 20 коп.). Это было по карману средним чиновникам. А купцы, рабочие и крестьяне не ездили в Крым.

И дело было не только в деньгах. Просто в силу кругозора никому не пришло бы в голову бросать работу и хозяйство, чтобы ехать куда-то".

МОРОЖЕНОЕ С КОФЕ — КАК БУТЫЛКА ВОДКИ

В конце XIX века ялтинские цены были на уровне московских. Особенно это касалось гостиниц и ресторанов при них. Например, в 1903 г. в первоклассной гостинице "Россия" в центре Ялты цены с ноября по август были от 1,5 руб. за сутки, а с августа по ноябрь — от от 3 руб. Для сравнения: земский учитель получал 25 руб. в месяц.

В отеле "Ялта" (возле современной канатной дороги) номер обходился в сумму от 75 коп. до 5 руб. за сутки. В этом же году в московской гостинице "Боярский двор" номер стоил от 1,25 руб. до 10 руб. в сутки.

В ресторане ялтинского городского сада в курортный сезон завтраки из 2-х блюд стоили 75 коп. и подавались от 11 до 1 часа дня. Обеды из 2-х блюд - 60 коп., из 3-х - 80 коп., из 4-х - 1 руб., подавались с 13.00 до 18.00.
В кондитерской Флорена, расположенной на набережной Ялты напротив гостиницы "Мариино", в 1890-м году стакан чая стоил 10 коп., кофе — 15 коп., чашка шоколада с бисквитами — 25 коп., а порция мороженого — 25 коп. В это же время в Москве за 40 коп. можно было купить бутылку водки.

Тип тура: Автопешеходный маршрут
Тур по маршруту: Старый Крым - Феодосия - Коктебель - Ялта
Продолжительность тура: 3 дня / 2 ночи

Стоимость тура: 9600 руб. на одного участника тура.

Во время путешествия туристы узнают о известных поэтах и писателей живших в Крыму. В г. Старый Крым увидят усадьбу А. Грина и место его упокоения.
В г. Феодосия путешественники познакомятся с творчеством и Дом - музеем сестер Цветаевых. В пос. Коктебель туристы посетят Дом – музей художника и поэта М. Волошина. В г. Ялта паломники познакомятся с Ялтинским Дом — музеем А.П.Чехова и его театром.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Россия, Крым

МАРШРУТ: Старый Крым — Феодосия - Коктебель - Ялта

УРОВЕНЬ СЕРВИСА: Стандарт

Тематическая программа
Благодаря чарующей красоте природы, Крым всегда был источником вдохновения для многих деятелей культуры, искусства и литературы. Одним приходилось задерживаться здесь на несколько месяцев, другие предпочитали намного дольше не расставаться с музой и оставались на несколько лет. Они останавливались в гостях, на дачах или строили собственные дома.
Всем, что мы знаем о Крыме, мы обязаны русской литературе, Державину, Пушкину, и даже одна из главных идей мировой литературы «война есть сумасшествие» тоже родилась в Крыму у Льва Толстого во время обороны Севастополя.
Но самое литературное место на полуострове – это Коктебель. Дача Максимилиана Волошина стала сначала центром притяжения художников и поэтов Серебряного века, а потом и советских писателей. В конце 19 века здесь на много километров вокруг не было ни одного колодца пресной воды. Но Волошин решил, что раз профиль на Карадаге напоминает его собственный, это – предопределение, и строит дом. Волошин опередил гениального Ле Корбюзье, вписав свой дом в окружающий ландшафт. В него же он вписал и русскую литературу. Здесь гостили Цветаева, Гумилёв, Мандельштам, Ходасевич, Булгаков, Остроумова-Лебедева… В советские годы за сезон бывало более сотни художников и писателей.
Марина Цветаева приезжала к Волошину из Феодосии, о которой говорила, что это «сказка из Гауфа, кусочек Константинополя». Теперь, какой она была, мы можем увидеть в музее Цветаевых.
Чтобы исполнить мечту Александра Грина о собственном доме, его жена втайне продала его же подарок – золотые часы – и купила вот этот домик в Старом Крыму. Ненадолго, но он продлил ему жизнь.
Тур знакомит гостей с историческими местами и творчеством поэтов и писателей проживавших в Крыму в разные периоды времени. Это такие известные поэты и писатели: А.С. Пушкин, А. Грин, А.П.Чехов, М. Волошин и другие. Гости посетят города и Дома - музеи русских поэтов и писателей, где были написаны яркие шедевры, пополнившие коллекцию русской литературы.

Программа тура

1 день
Встреча в аэропорту г. Симферополя.
Поездка в г. Старый Крым. Посещение Дом - музея А. Грина, знакомство с его романтическим творчеством, с известными литературными произведениями, местом его упокоения. Посещение старо крымского Литературного Дом-музея. Знакомство с творчеством Паустовского. многих писателей. Пешеходная экскурсия на водопад Паустовского.
Обед в татарском кафе (татарская кухня).
Прибытие в г. Феодосия.Посещение картинной галереи И.К.Айвазовского–художника-мариниста.
Посещение Феодосийского Дом-музея А. Грина. Знакомство с литературными экспонатами и личными вещами писателя.
Посешение Дом-музея сестер Цветаевых. Знакомство с творчеством сестёр Цветаевых в Феодосии.

2 день
Завтрак.
Трансфер в пос. Коктебель. Экскурсия по Дом — музею М. Волошина.
Экскурсия знакомит гостей с историей возникновения литературного и художественного общества русской интеллигенции в Коктебеле. Паломники посетят Дом – музей художника и поэта Максимиляна Волошина, услышат историю о необыкновенном человеке, объединившего лучшую половину русской интеллигенции. Также посетят гору М. Волошина - место паломничества художников поэтов, писателей.
Прогулка по Коктебелю.
Трансфер в Ялту. Экскурсия по Южному берегу Крыма.
Размещение в гостинице. Ужин. Свободное время.

3 день
Завтрак.
Посещение Дом — музея А.П. Чехова. Знакомство с творчеством писателя, его личными вещами, с историей написания произведения «Дама с собачкой».
Прогулка по набережной г. Ялта, знакомство с театром А.П.Чехова и скульптурной композицией «Дама с собачкой».
Переезд в Гурзуф.
Обед в Гурзуфе в ресторане.
Посещение дома-музея Пушкина и экскурсия по Гурзуфскому Парку (фонтаны «Ночь» и «Рахиль»).
Трансфер в аэропорт. Отъезд.

В СТОИМОСТЬ ТУРА ВХОДИТ:
Проживание, трехразовое питание, экскурсионная программа, транспортное обслуживание, медицинское страхование

Введение 3

Глава I. Крым в жизни А.П.Чехова 6

1.1. Белая дача А.П.Чехова 6

1.2. Гурзуфский домик А.П.Чехова 15

1.3. Имение А.П.Чехова в Кучук-Кой 19

Вывод к главе 1 30

Глава II. Крым в творчестве А.П.Чехова 32

2.1. Ялтинский рассказ А.П.Чехова «Дама с собачкой» 32

2.2. «Крымские произведения» Чехова. 38

2.3. Пространство сада в картине мира Чехова. 46

Вывод к главе 2 50

Заключение 51

Список использованной литературы 56

Введение

Антон Павлович Чехов - русский писатель, прозаик, драматург. Родился 17(29) января 1860 года в г. Таганроге. Умер 2(15) июля 1904 года в г. Баденвейлер, Германия; похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

С именем Чехова связано много ярких страниц отечественной литературы, а его творчество стало предметом подробного изучения со стороны как его современников, так и далеких потомков, вплоть до наших дней. Одним из самых важных и интересных для изучения периодов его жизни можно назвать период его нахождения в Крыму (отдельными приездами это от 1888 года до года его кончины - 1904).

Актуальность темы исследования связано сразу с целым рядом факторов, главным из которых можно назвать воссоединение Крыма с Россией. Наше воссоединение это не только политическое, но и культурное, в том числе и литературное событие, когда необходимо снова и снова напомнить всем о той роли, какую полуостров играл в истории нашей страны. Творчество Чехова этого периода напрямую связано с тем местом, где он пребывал на лечении, и поэтапное детальное исследование этих событий поможет более объективно оценить эту страницу литературной истории полуострова.

Данная сторона биографии А.П. Чехова достаточно хорошо изучена, одним из самых ярких трудов можно назвать труд Н.А. Сысоева «Чехов в Крыму» , где автор подробно и широко рассказывает о крымском периоде жизни Чехова.

Объектом исследования в работе является биография Антона Павловича Чехова.

Предмет исследования - крымский период жизни и творчества Антона Павловича Чехова.

Гипотеза исследования - крымский период жизни Антона Павловича Чехова и обстановка его окружающая оказала существенное значение на его творчество и проявилась в произведениях рассматриваемого периода.

Цель исследования - изучить крымский период жизни Антона Павловича Чехова и проанализировать влияние Крыма на его творчество рассматриваемого периода.

Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько тактических задач:

1) изучить обстоятельства жизни Чехова в Ялте, а также факты, связанные с Белой дачей;

2) рассмотреть ряд фактов и событий, связанных с домиком Чехова в Гурзуфе;

3) рассмотреть значение имения А.П. Чехова в Кучук-Кое;

4) проанализировать влияние крымских событий жизни Чехова в его произведение "Дама с собачкой";

5) обзорно ознакомиться с крымскими произведениями Чехова;

6) изучить тему пространства сада в крымских произведениях А.П. Чехова.

Хронологические рамки исследования - период пребывания и фактического проживания А.П. Чехова в Крыму - 1888г.-1904г.

Методологическую основу исследования составили как общенаучные методы - анализ и синтез научной и исследовательской информации по теме работы, так и специальные методы, такие как литературный анализ творческих произведений автора в период рассматриваемых фактических обстоятельств через призму жизненных событий автора.

Практическая значимость исследования заключается в совокупном изучение в рамках одной работы обстоятельств жизни Чехова в период его пребывания в Крыму и анализ его произведений рассматриваемого периода. В рамках одного исследования появляется возможность проследить фактическую составляющую жизни Чехова, и то, как это обстоятельства отразились в его творчестве тех лет.

Научная новизна исследования заключается в проведение связанного и широкого литературного анализа произведений крымского периода жизни Чехова с его обстоятельствами и фактами проживания в Крыму.

Каждое новое поколение русских писателей по-своему воспринимало Крым, но ни для одного из них этот полуостров не был только лишь красивым и тёплым местом отдыха. Здесь создавались великие произведения, менялся взгляд на мир, велась борьба со смертью.

Пушкин: «Крым — сторона важная и запущенная»

Александр Пушкин посетил Крым в 1820 году, во время южной ссылки, куда он был отправлен за «вольнолюбивые стихи». Поначалу полуостров не произвёл на поэта большого впечатления, однако позже его поразила природа Крыма. Для него она стала воплощением романтизма, только не богемного петербургского, а настоящего, непритворного: «Погасло дневное светило; / На море синее вечерний пал туман. / Шуми, шуми, послушное ветрило, / Волнуйся подо мной, угрюмый океан». Пушкин не был бы Пушкиным, если бы в письмах к родным и друзьям не отзывался о поездке совсем в другом жанре. В них он называл Крым «страной важной, но запущенной», а о пребывании в Гурзуфе помимо стихов остались и такие его записи: «...жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом. В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество».

Память : Три населённых пункта в Крыму носят название Пушкино, а в Симферополе, Гурзуфе, Саках, Бахчисарае и Керчи главному русскому поэту установлены памятники. В Гурзуфе действует музей А.С. Пушкина. Экспозиция в шести залах рассказывает о крымском периоде жизни поэта.

Грибоедов: «Три месяца в Тавриде, а результат нуль»

Александр Грибоедов побывал в Крыму в 1825 году, по дороге на Кавказ. О пребывании на полуострове автор «Горя от ума» оставил воспоминания в дневниках. В первую очередь Грибоедов посетил пещеру Кизил-Коба (Красная Пещера) где в одном из коридоров была высечена надпись: «А.С. Грибоедов. 1825». Писатель совершил восхождение на Чатыр-Даг, пятый по высоте горный массив на полуострове, побывал в судакской долине, Феодосии, Керчи. Почти всю поездку Грибоедов находился в мрачном настроении. В письмах брату он жаловался: «...ну, вот, почти три месяца я провел в Тавриде, а результат нуль. Ничего не написал... ...наехали путешественники, которые меня знают по журналам: сочинитель Фамусова и Скалозуба, следовательно, весёлый человек. Тьфу, злодейство!». В дневниках описания природы перемежаются философскими мыслями: «...вид на крайний мыс южного берега Форус, тёмный, зубцы и округлости отрисовываются позади светящим вечерним заревом. Лень и бедность татар».

Память : На фасаде бывшей гостиницы «Афины» в Симферополе установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь в 1825 году жил великий русский драматург Александр Сергеевич Грибоедов.

Гоголь: «Был в Крыму. Пачкался в минеральных грязях»

Писатель изучал историю Крыма задолго до поездки. Так, в «Тарасе Бульбе» он описал быт и нравы крымской станицы 15 века. Полуостров Гоголь посетил, чтобы пройти лечение в Сакском курорте, где тогда была единственная на полуострове грязевая лечебница. В письме Василию Жуковскому Гоголь писал: «Проклятых денег не хватило и на половину вояжа. Был только в Крыму, где пачкался в минеральных грязях. Наконец, здоровье, кажется, уже от одних переездов поправилось. Сюжетов и планов накопилось во время езды ужасное множество, так что если бы не жаркое лето, то много бы израсходовалось теперь у меня бумаги и перьев...». В лечебнице писатель провел несколько недель, и хотя совершить большое путешествие по полуострову ему не удалось, Крым оставил в его душе глубокий след. Не случайно спустя 13 лет, когда его здоровье сильно пошатнулось, он хотел снова отправиться в Крым. Однако совершить задуманное писателю не удалось: «проклятых денег не собрал».

Толстой: «На Федюхины высоты нас пришло всего две роты»

Лев Толстой бывал в Крыму трижды, и провел на полуострове в общей сложности два года своей жизни. Первый раз 26-летний писатель попал в Севастополь во время первой обороны, поздней осенью 1854 года, когда после настойчивых требований он был переведён в действующую армию. Какое-то время он находился в тылу, а в последних числах марта 1855 года был переведён на знаменитый четвёртый бастион. Под непрекращающимся обстрелом, постоянно рискуя жизнью, писатель находился на нём до мая, и после также участвовал в боях и прикрытии отступающих русских войск. В Севастополе им были созданы прославившие его «Севастопольские рассказы», которые были новой для того времени литературой. В ней война предстала такой, какая она есть, без пафосного героизма. Командиром граф оказался хорошим, но строгим: запрещал солдатам материться. К тому же, непокорный нрав плохо способствовал военной карьере: после неудачного наступления, в котором ему пришлось участвовать, Толстой сочинил сатирическую песню, которую распевала вся русская группировка войск. Песня содержала строки «На Федюхины высоты нас пришло всего две роты, а пошли полки» и «Чисто писано в бумаге, да забыли про овраги, как по ним ходить», а также поимённо высмеивалось командование. Во многом эта выходка молодого графа послужила причиной его увольнения из армии, а от более серьёзных последствий его спасла только литературная слава. Второе длительное пребывание Толстого в Крыму пришлось уже на глубокую старость. В 1901 писатель отдыхал в Крыму, в дворце графини Паниной «Гаспра». Во время одной из прогулок он сильно просудился, и хотя поначалу болезнь не казалась серьёзной, вскоре дело приняло такой оборот, что врачи посоветовали родным писателя готовиться к худшему. Несмотря на это, Толстой несколько месяцев боролся с болезнью и победил её. На это время Крым стал культурным центром России: сюда приезжали Чехов, и другие самые крупные российские писатели. Помимо дневников, Толстой работал в Гаспре над повестью «Хаджи-Мурат» и статьёй «Что такое религия и в чём суть её», в которой были, в том числе, и такие слова: «Закон жизни человеческой таков, что улучшение её как для отдельного человека, так и для общества людей возможно только через внутреннее, нравственное совершенствование. Все же старания людей улучшить свою жизнь внешними друг на друга воздействиями насилия служат самой действительной проповедью и примером зла, и потому не только не улучшают жизни, а, напротив, увеличивают зло, которое, как снежный ком, нарастает всё больше и больше, и всё больше и больше удаляет людей от единственной возможности истинного улучшения их жизни».

Память : Во дворце «Гаспра» сохраняется мемориальная комната Толстого, которую писатель занимал во время своего пребывания в Крыму.

Антон Чехов и Лев Толстой в Гаспре, в Крыму. Фото Софьи Толстой. 1901 год. Источник: www.russianlook.com

Чехов: «Ялта — это Сибирь!»

О том, что Антон Чехов несколько лет прожил в Ялте, знают многие, но о том, что, в сущности, он уехал в Крым умирать, известно далеко не всем. После того, как у писателя проявились первые признаки чахотки (туберкулеза), Чехов, как опытный врач, понял, что конец предрешён и вскоре принял решение об отъезде в Крым. В ничем не примечательном тогда городке Ялта он приобрёл небольшой участок, на котором в 1899 году построил небольшой дом, получивший прозвище «Белая дача». Если в Европе «Цветущим кладбищем» (как прозвал его Мопассан) был Лазурный берег, то в России именно Крым был «последней соломинкой» для больных туберкулёзом. Тёплый климат мог немного отсрочить неизбежный исход, но не предотвратить его. Чехов, понимая это, занялся подведением итогов и составлением собрания сочинений. Понимала это и вся литературная Россия, в которой многие стремился помочь Чехову, навестить его в Крыму. Жила на «Белой даче» и помогала писателю его сестра Мария, а жена Чехова, актриса Ольга Книппер (на которой писатель женился в 1901 году), появлялась в Ялте только летом, когда заканчивался театральный сезон. Также в ялтинском доме писателя навещали Бунин, Горький, Куприн, Короленко, Шаляпин, Рахманинов и другие крупнейшие деятели культуры. Тем не менее, долгие месяцы в межсезонье писатель проводил в одиночестве, гуляя по опустевшим пляжам и улицам курортного городка. Но чувство юмора его не покидало. В письмах родным он жаловался, что в Ялту газеты приходят с опозданием, а «без газет можно было бы впасть в мрачную меланхолию и даже жениться», в одном из писем он написал, что «Ялта — это Сибирь», а над своей уединённой и непорочной жизнью в Крыму иронизировал, подписывая письма «Антоний, епископ мелиховский, Ауткинский и Кучук-койский ». В Крыму писателем были созданы пьесы «Три Сестры», «Вишнёвый Сад», множество крупных и мелких рассказов. Чехов был знатоком курортной жизни, за долгие годы научившись видеть оборотную сторону праздного отдыха. В рассказе «Дама с собачкой» он писал: «По случаю волнения на море пароход пришёл поздно, когда уже село солнце, и, прежде чем пристать к молу, долго поворачивался. Анна Сергеевна смотрела в лорнетку на пароход и на пассажиров, как бы отыскивая знакомых, и когда обращалась к Гурову, то глаза у неё блестели. Она много говорила, и вопросы у нее были отрывисты, и она сама тотчас же забывала, о чём спрашивала; потом потеряла в толпе лорнетку».

Память : В Ялте писателю установлен памятник, а также работает мемориальный дом-музей в здании «Белой дачи».

Дом Чехова в Ялте. Фото 1899 года. Источник: Commons.wikimedia.org

Волошин: «Крым как рыба, выброшенная на берег»

Максимилиан Волошин стал признанным поэтом Крыма. Родившись в Киеве, он с малых лет жил на полуострове, затем получал образование за рубежом, жил в Москве и Петербурге, а после революции окончательно «осел» в Коктебеле. Во время революции и гражданской войны он не принимает ничью сторону, помогая сначала красным, а затем и отступающим белым. Он колесит по Феодосии, пытаясь сохранить культуру Крыма, а позже в собственном имении в Коктебеле создаёт знаменитый «Дом поэта», двери которого «открыты всем, даже приходящему с улицы». В 1923 г. через Дом прошло 60 человек, в 1924-м — триста, в 1925-м — четыреста. В разное время здесь бывали Мандельштам , Белый , Горький , Брюсов , Булгаков , Цветаева , Гумилёв , Зощенко , Чуковский , Нейгауз и многие другие. Волошин чувствовал себя коренным жителем Крыма и всегда вступался за него в различных статьях, причём далеко не всегда вставал на сторону России. В одной из них он писал: «Вот уже второе столетие, как он задыхается, как рыба, вытащенная на берег».

Память : В доме поэта в Коктебеле открыт музей, а могила Волошина на горе неподалеку от него является местом паломничества почитателей таланта поэта.

Дом-музей Максимилиана Волошина в Коктебеле. Дата основания — 1984 год. Фото: Commons.wikimedia.org



 

 

Это интересно: