→ Школьный этап всероссийской олимпиады по мхк. Олимпиады по мхк. Примерный перечень эпизодов

Школьный этап всероссийской олимпиады по мхк. Олимпиады по мхк. Примерный перечень эпизодов

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по

Искусству (МХК)

2017-2018 учебный год

7- 8 класс (1 час)

Первый тип заданий (максимум 10 баллов)

    Укажите название литературного произведения и автора.

А) Б)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Второй тип заданий

    Напишите не менее 5-7 определений или словосочетаний с ними, которые понадобятся для рассказа о ваших впечатлениях от картины А. Венецианов. Определения нужно подобрать так, чтобы точно описать происходящее и передать настроение картины. Определите название картины. Что вам известно о ней? (максимум – 21 балл, за правильное словосочетание 3 балла).

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Познакомьтесь с приметами произведения искусства, приведенными в тексте.

(максимум 14 баллов)

    Определите автора и произведение по перечисленным приметам, выделив в тексте сведения, которые помогают Вам найти ответ.

    К культуре какого народа или какой страны произведение принадлежит?

    Укажите век или года , когда произведение было создано.

    Кратко укажите основные особенности этого произведения.

Одно из самых знаменитых и популярных произведений классической музыки и одна из наиболее часто исполняемых симфоний.
Эта симфония стала самой популярной в наследии композитора 17-18 века. В симфонии раскрывается основная тема– героика борьбы. Эту идею симфония воплотила в наиболее концентрированном виде, развиваясь «от мрака – к свету, через борьбу – к победе» .
Интонация «Судьбы» пронизывает симфонию от начала до конца. Отличительной особенностью является теснейшая связь с музыкой французской революции: героическими песнями и маршами.

Высказывание композитора «Музыка должна высекать огонь из души человеческой» можно поставить эпиграфом ко всему произведению.

Третий тип заданий (максимум 27 баллов, за каждое правильное соотнесение 3балла)

Соотнесите названия произведений искусства в с их авторами

Четвертый тип задания (максимум 25 баллов)

Даны ряды слов. Найдите лишнее слово в каждой строке и вычеркните его. Кратко поясните свое решение.

1.Чайковский, Глинка, Рахманинов, Моцарт, Прокофьев.

2.Репин, Тициан, Айвазовский, Васнецов, Брюллов.

3.Симфония, сюита, концерт, балет, романс, соната.

4.Скрипка, балалайка, альт, виолончель, контрабас.

5.Портрет, пейзаж, графика, натюрморт, интерьер.

Всего за работу-97 баллов

А) Перед Вами 12 памятников архитектуры XX–XXI вв. Часть из них относится к конструктивизму – магистральному направлению в архитектурном движении 20-х годов XX века, а остальные принадлежат к эпохе деконструктивизма, завершающей XX век и открывающей новое столетие. Подпишите под каждым изображением памятника, к какой из двух эпох (конструктивизм или деконструктивизм) он относится.

Рисунок 2. (конструктивизм)

Рисунок 3. (конструктивизм)

Рисунок 5. (конструктивизм)

Рисунок 7. (конструктивизм)

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Всего за часть А – максимум 12 баллов.

Б) Сформулируйте, какие черты характерны как для памятников эпохи конструктивизма, так и для архитектурных сооружений деконструктивизма. Определите основные принципы, которые характерны только для эпохи деконструктивизма.

Критерии оценки рассуждения

Всего за часть Б – максимум 8 баллов.

Всего за задание 1 – максимум 20 баллов.

Задание 2. «Сказка сказок»

«Сказка сказок» – мультипликационный фильм, который снял в 1979 году режиссёр Юрий Норштейн по сценарию, написанному самим режиссёром и писательницей Людмилой Петрушевской. Главный герой фильма – Волчок – персонаж детской колыбельной – «Баю-баюшки баю, не ложися на краю.

Придёт серенький волчок и ухватит за бочок». В фильме Волчок – не просто персонаж фольклорной песни. Он наделён способностью наблюдать жизнь в разные времена и проникать в разные пространства.

Вот что пишет Юрий Норштейн о фильме: «На Сказке для меня преобразилось понятие времени. Его течение в мультипликации и так более сгущено, чем в игровом кино. Складывая фразу из крошечных кадриков-движений, необходимо быть экономным, как в поэзии. А Сказка… состояла из нескольких слоёв – драматургических линий, которые мне хотелось свести к общей теме.

К теме, которая развивается вообще вне времени» 1

Небольшой фрагмент фильма и сценарная заявка авторов – станут материалом для осмысления в этом задании.

  • Какие темы и мотивы сценарной заявки легли в основу эпизода?
  • Какое воплощение они получили на экране?
  • Как Вы можете описать изобразительный язык, который выбирает художник для передачи пространства, движения, характеристики персонажей? Какую роль в этом эпизоде играют музыка и звук?
  • Какие архетипические образы выбирает Норштейн в этом эпизоде и как он их интерпретирует?

Опираясь на эти вопросы и свои наблюдения, напишите небольшое рассуждение (170–190 слов 2 ) на тему «Отражение сценарного замысла в одном эпизоде фильма «Сказка сказок»».

1 (Сказка сказок. Юрий Норштейн, Франческа Ярбусова. М., 2005. Стр. 43)

2 Здесь указан минимальный оцениваемый объём рассуждения, максимальный объём не ограничен.

Л. Петрушевская, Ю. Норштейн «Сказка сказок» (заявка)

Это должен быть фильм о памяти.

Помните, какой длины были дни в детстве?

Каждый день стоял сам по себе, сегодняшнее исполнялось сегодня, а для завтрашнего счастья отводился завтрашний день.

Все истины были простыми, все новые предметы повергали в изумление, а дружба и товарищество стояли превыше всего.

То вечное откладывание жизни на завтра, которое постигает многих с возрастом, та жизнь абы как, дружба – не дружба, радости, не узнаваемые как радости – от солнца, снега, ветра, гуляния, от вымытой гладкой тарелки, от собак, кошек, – это пережидание судьбы пусть нас минует.

Не об этом фильм.

Это должен быть фильм с поэтом в главной роли, причём не обязательно поэт появится на экране, может появиться его стихотворение – такое, как «Сказка сказок» Назыма Хикмета:

Стоим над водой – солнце, кошка, чинара, я и наша судьба.
Вода прохладная,
Чинара высокая,
Солнце светит,
Кошка дремлет,
Я стихи сочиняю.
Слава Богу, живём!
Блеск воды бьёт нам в лица –
Солнцу, кошке, чинаре, мне
И нашей судьбе.

И должна появиться на экране кошка, любвеобильное, памятливое существо, и одинокий башмак-разнопарка, найденный детьми в мусоре – кто бы мог его там поставить, новый, с целой подмёткой башмак? И тот пень берёзовый, который, как у Твардовского говорится, весной «зальётся пеной розовой», и все окрестные бабочки, жуки и худые перезимовавшие пчелы слетятся на пир. Пойдёт дождь, напитает землю, наполнит ботинок, пень, вымоет булыжную мостовую, и в конце улицы встанет и будет долго стоять вечерняя заря…

Бельё на веревках, бык с кольцом в ноздре, полный ужасных, гибельных страстей; дяденька на деревяшке с одной ногой, наш сосед, пришедший так с войны… Наш сосед в одном ботинке…

Всё это может быть организовано в простой сюжет, но сюжет особенный, сюжет-гармошку, раздвигающийся, расширяющийся, а в конце сведённый к одному простому звуку: «Живём».

Потому что наше детство пришлось на конец войны, и мы вечно должны помнить, что счастье – это каждый мирный день. Каждый день.

Эпизод из мультфильма

Критерии оценивания письменного рассуждения

Критерии оценивания письменного рассуждения выстроены таким образом, чтобы в работах участников максимально высоко ценилось умение раскрыть и описать смысл художественного произведения через анализ средств выразительности.

При оценке работ следует руководствоваться следующими критериями:

А. Интерпретация и понимание

Работа демонстрирует способность участника последовательно и обоснованно:

  • сравнивать разнородные тексты;
  • видеть глубокие смыслы;
  • делать тонкие наблюдения для их выявления;
  • привлекать для выявления смыслов широкий круг ассоциаций.

Шкала оценок: 0–9–17–25.

Всего по критерию А максимум 25 баллов.

В. Создание текста

В работе присутствует:

  • постоянная опора на анализируемое произведение (цитаты, описание деталей, примеры и т. п.);
  • композиционная стройность, логичность повествования;
  • стилистическая однородность.

Шкала оценок: 0–3–7–10.

Всего по критерию В максимум 10 баллов.

С. Грамотность

В работе отсутствуют языковые, речевые и грамматические ошибки.

Шкала оценок: 0–2–3–5.

Всего по критерию С максимум 5 баллов.

Примечание : Сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусмотрена. При наличии в работе языковых, речевых и грамматических ошибок, серьёзно затрудняющих чтение и понимание текста (в среднем более пяти грубых ошибок на 100 слов), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Всего за задание 2 – максимум 40 баллов.

Пояснение к шкале оценок

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соотносится с привычной для российского учителя четырёхбалльной системой: первая оценка – условная двойка, вторая – условная тройка, третья – условная четвёрка, четвёртая – условная пятёрка. Баллы, находящиеся между оценками, также можно ставить – они соответствуют условным плюсам и минусам в традиционной школьной системе.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Максимум за работу 60 баллов.

А) Перед Вами четыре изображения Христа, выполненные в Италии в период с IV по IX век нашей эры. Расставьте изображения так, чтобы получившийся ряд отображал изменение образа Христа от античного к типично средневековому.

Запишите номера изображений в том порядке, который отражает хронологическое развитие образа Христа от более раннего к более позднему.

Ответ : 3, 2, 1, 4.

За каждое правильно указанное место в хронологическом ряду – по 1 баллу.

Всего за часть А – максимум 4 балла.

Б) Посмотрите на мозаику из античного города Филиппополиса, на которой изображён античный герой Орфей. Этот образ, особенно популярный в эпоху поздней античности и раннего христианства, был во многом близок образу Христа, который сложился в первые века нашей эры. Найдите среди первых четырёх изображений то, которое, на Ваш взгляд, наиболее близко образу Орфея. Кратко опишите символическое и стилистическое сходство и разницу между образом Орфея и выбранным Вами образом Христа.

Критерии оценки рассуждения

Всего за часть Б – максимум 6 баллов.

Всего за задание 1 – максимум 10 баллов.

Задание 2

Перед Вами мозаика монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция, X век), картина художника Якопо Тинторетто (Венеция, XVI век) и фрагмент текста 13-й главы Евангелия от Иоанна. Все они посвящены одному эпизоду последних дней земной жизни Иисуса Христа, происходившему во время Тайной вечери, так называемому «Омовению ног».

Сравните, как изображён один и тот же сюжет в тексте Евангелия и в произведениях изобразительного искусства. Обратите внимание на то, как каждый из авторов показывает главного героя, его облик, действия. Как выглядят рядом с ним другие действующие лица и как они соотносятся с главным героем? На какие детали обращают внимание читателя/зрителя авторы? Как выглядят пространство и место действия? Какую роль в восприятии изображения играют цвет и колорит? Как построена композиция?

В чём сходство и в чём различие трактовки этой сцены в тексте, мозаике и на картине?

Опираясь на эти вопросы и свои наблюдения, напишите небольшое рассуждение (100‒110 слов 1) на тему «Сцена омовения ног в Евангелии и произведениях изобразительного искусства».

1 Здесь указан минимальный оцениваемый объём рассуждения, максимальный объём не ограничен .

ОМОВЕНИЕ НОГ

(Евангелие от Иоанна, Глава 13, стихи 1‒20)

1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришёл час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.

2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, 3 Иисус, зная, что Отец всё отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, 4 встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. 5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. 6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебели умывать мои ноги? 7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. 8 Пётр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. 9 Симон

Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. 10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. 11 Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.

12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? 13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. 14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.

15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. 16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. 17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете. 18 Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: «ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою». 19 Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я. 20 Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня.

(Евангелие от Иоанна, Глава 13, стихи 1 20)

Критерии оценивания письменного рассуждения

Критерии оценивания письменного рассуждения выстроены таким образом, чтобы в работах участников максимально высоко ценилось умение раскрыть и описать смысл художественного произведения через анализ средств выразительности.

При оценке работ следует руководствоваться следующими критериями:

А. Интерпретация и понимание

Работа демонстрирует способность участника последовательно и обоснованно:

  • сравнивать разнородные тексты;
  • видеть глубокие смыслы;
  • делать тонкие наблюдения для их выявления;
  • привлекать для выявления смыслов широкий круг ассоциаций.

Шкала оценок: 0–9–17–25.

Всего по критерию А максимум 25 баллов.

В. Создание текста

В работе присутствует:

  • постоянная опора на анализируемое произведение (цитаты, описание деталей, примеры и т. п.);
  • композиционная стройность, логичность повествования;
  • стилистическая однородность.

Шкала оценок: 0–3–7–10.

Всего по критерию В максимум 10 баллов.

С. Грамотность

В работе отсутствуют языковые, речевые и грамматические ошибки.

Шкала оценок: 0–2–3–5.

Всего по критерию С максимум 5 баллов.

Примечание : Сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусмотрена. При наличии в работе языковых, речевых и грамматических ошибок, серьёзно затрудняющих чтение и понимание текста (в среднем более пяти грубых ошибок на 100 слов), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Всего за задание 2 – максимум 40 баллов.

Пояснение к шкале оценок

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соотносится с привычной для российского учителя четырёх-балльной системой: первая оценка – условная двойка, вторая – условная тройка, третья – условная четвёрка, четвёртая – условная пятёрка. Баллы, находящиеся между оценками, также можно ставить – они соответствуют условным плюсам и минусам в традиционной школьной системе.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Максимум за работу 50 баллов.

Школьная олимпиада по искусству (мировой художественной культуре)

9 класс

Школьный этап. октябрь 2014 года

(70 баллов)

Часть А. А1 Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните. (5 баллов)
    Синий, коричневый, черный, красный Портрет, пейзаж, графика, фэнтези Живопись, мозаика, скульптура, витраж Балет, опера, театр, эстрада Ф.Достоевский, А.Блок, Л.Толстой, И.Тургенев

А2 Историк культуры должен правильно писать искусствоведческие термины. Впишите буквы вместо пропусков (5 баллов)

    Гра__ити – надписи, рисунки и знаки, процарапываемые или наносимые краской на стены. Ле__ировка – тонкие прозрачные или полупрозрачные слои краски Ув__рт__ра – оркестровое вступление к опере, балету. М__тафора – перенесение свойств одного явления на другое на основании признака, сходного для обоих. П__три__тизм – любовь к Родине.
Часть Б Б1 В этом году исполняется 250 лет одному из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев – Эрмитажу. (10 баллов)
    Где находится Эрмитаж?
А) в Москве, Россия.Б) в Париже, ФранцияВ) в Санкт-Петербурге, Россия2) Что означает в переводе с французского слово «эрмитаж» (ermitage)?А) музей искусстваБ) место уединенияВ) собрание ценностей3) Эрмитаж начинался, как частное собраниеА) императрицы Екатерины 2Б) короля Людовика 14В) императрицы Елизаветы Петровны4) Сколько зданий насчитывает комплекс Эрмитажа?А) 1Б) 3В) 55) В период Второй мировой войны более 1 миллиона произведений искусства были эвакуированы на Урал в городА) ЧелябинскБ) СвердловскВ) Пермь6) Назовите имя архитектора главного здания Эрмитажа – Зимнего дворцаА) В, РастреллиБ) Д. КваренгиВ) Ж.Валлен-Деламот7) В каком архитектурном стиле выполнено главное здание Эрмитажа?А) бароккоБ) классицизмВ) рококо8) В каком году Эрмитаж был открыт для посетителей?А) в 1764 годуБ) в 1852 годуВ) в 1917 году9) Какого зала нет в Эрмитаже?А) зала ДионисаБ) Георгиевского залаВ) Парадного зала10) Какая картина находится не в Эрмитаже?А) П. Рубенс «Персей и Андромеда»Б) Н,Пуссен «Снятие с креста»В) Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

Б2 В 1924 году в Москве был основан киноконцерн Советского Союза – Мосфильм.Выберите из списка и впишите рядом с фамилией кинорежиссера название фильма, который он создал: (15 баллов) Александров Георгий Васильевич_____________________________________________Бондарчук Сергей Федорович________________________________________________Бондарчук Федор Сергеевич_________________________________________________Гайдай Леонид Иович_______________________________________________________Герасимов Сергей Аполлинарьевич____________________________________________Говорухин Станислав Сергеевич_______________________________________________Данелия Георгий Николаевич_________________________________________________Захаров Марк Анатольевич___________________________________________________Меньшов Владимир Валентинович_____________________________________________Михалков Никита Сергеевич__________________________________________________Пырьев Иван Александрович__________________________________________________Рязанов Эльдар Александрович________________________________________________Тарковский Сергей Арсеньевич________________________________________________Шахназаров Карен Георгиевич________________________________________________

«Бриллиантовая рука», «Афоня», «Веселые ребята», «Война и мир», Девятая рота», «Место встречи изменить нельзя», «Москва слезам не верит», «Андрей Рублев», «Курьер», «Гусарская баллада», «Формула любви», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Тихий Дон», «Свинарка и пастух».Подчеркните фамилию известного кинорежиссера, уроженца Челябинской области.Часть В

В1 Назовите русские народные промыслы, какой из промыслов находится в Челябинской области? (10 баллов)

В2 Напишите 15 словосочетаний, определяющих ваши чувства при просмотре картины А. Иванова «Явление Христа народу» (15 баллов)

Часть Г Напишите эссе, озаглавив его. Эпиграфом возьмите слова: (10 баллов)

Ответы. А1 Синий, коричневый, черный , красный (ахроматический цвет, остальные – хроматические цвета)Портрет, пейзаж, графика , фэнтези (вид искусства, остальные жанры)Живопись, мозаика, скульптура , витраж (объемное искусство, остальные плоскостные)Балет, опера, театр, эстрада (камерный вид искусства, остальные монументальные)Ф.Достоевский, А.Блок , Л.Толстой, И.Тургенев (русский поэт, остальные русские писатели)

А2 Историк культуры должен правильно писать искусствоведческие термины. Впишите буквы вместо пропусковГрафф ити – надписи, рисунки и знаки, процарапываемые или наносимые краской на стены.Лесс ировка – тонкие прозрачные или полупрозрачные слои краскиУве ртю ра – оркестровое вступление к опере, балету.Ме тафора – перенесение свойств одного явления на другое на основании признака, сходного для обоих.Па трио тизм – любовь к Родине.Часть Б Б1 В этом году исполняется 250 лет одному из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев – Эрмитажу. 1)Где находится Эрмитаж?А) в Москве, Россия.Б) в Париже, ФранцияВ) в Санкт-Петербурге, Россия 2) Что означает в переводе с французского слово «эрмитаж» (ermitage)?А) музей искусстваБ) место уединения В) собрание ценностей3) Эрмитаж начинался, как частное собраниеА) императрицы Екатерины 2 Б) короля Людовика 14В) императрицы Елизаветы Петровны4) Сколько зданий насчитывает комплекс Эрмитажа?А) 1Б) 3В) 5

5) В период Второй мировой войны более 1 миллиона произведений искусства были эвакуированы на Урал в город

А) ЧелябинскБ) Свердловск В) Пермь6) Назовите имя архитектора главного здания Эрмитажа – Зимнего дворцаА) В, Растрелли Б) Д. КваренгиВ) Ж.Валлен-Деламот7) В каком архитектурном стиле выполнено главное здание Эрмитажа?А) бароккоБ) классицизм В) рококо8) В каком году Эрмитаж был открыт для посетителей?А) в 1764 годуБ) в 1852 году В) в 1917 году9) Какого зала нет в Эрмитаже?А) зала ДионисаБ) Георгиевского залаВ) Парадного зала 10) Какая картина находится не в Эрмитаже?А) П. Рубенс «Персей и Андромеда»Б) Н,Пуссен «Снятие с креста»В) Леонардо да Винчи «Мона Лиза» Б2 В 1924 году в Москве был основан киноконцерн Советского Союза – Мосфильм.Выберите из списка и впишите рядом с фамилией кинорежиссера название фильма, который он создал:Александров Георгий Васильевич, «Веселые ребята»,Бондарчук Сергей Федорович «Война и мир»,Бондарчук Федор Сергеевич «Девятая рота»,Гайдай Леонид Иович «Бриллиантовая рука»Герасимов Сергей Аполлинарьевич «Тихий Дон»Говорухин Станислав Сергеевич «Место встречи изменить нельзя»,Данелия Георгий Николаевич, «Афоня»Захаров Марк Анатольевич «Формула любви»Меньшов Владимир Валентинович «Москва слезам не верит»,Михалков Никита Сергеевич, «Свой среди чужих, чужой среди своих»,Пырьев Иван Александрович «Свинарка и пастух».Рязанов Эльдар Александрович «Гусарская баллада»,Тарковский Сергей Арсеньевич «Андрей Рублев»,Шахназаров Карен Георгиевич «Курьер»,

В1 Назовите русские народные промыслы, какой из промыслов находится в Челябинской области?Хохломская роспись, Вологодское кружево, Городецкая роспись, Дымковская глиняная игрушка, Филимоновская игрушка, Палехская лаковая миниатюра, Полхов-Майданская и Семеновская матрешки, Абашевская игрушка, Жостовские подносы , Каслинское литье, Гжель и др.

В2 Напишите 15 словосочетаний, определяющих ваши чувства при просмотре картины А. Иванова «Явление Христа народу» (по 1 баллу за термин)

Часть ГВ3 Напишите эссе, озаглавив его. Эпиграфом возьмите слова:«Искусство – могучее средство исправления людского несовершенства» Теодор Драйзер

При подведении итогов учестьНаличие заголовка, раскрытие темы, использование примеров, собственные выводы и суждения.

Ключ к ответам олимпиадных заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК) для 11 класса 2016-2017 год.

Курсивом отмечены примерные варианты ответов и дополнительный материал 2. Бюст Нефертити

мастерская Тутмоса

Древний Египет ок. 1351-1334 до н. э.

Амарнский

Берлин. Новый музей

3.Сирень.

М. А. Врубель

Россия. 1900 г.

Символизм

Москва. ГТГ

4. Тысячелетие России.

М. О. Микешин

Россия. 1862 г.

Неовизантийский

Великий Новгород

5. Адмиралтейство

А.Д. Захаров.

И. К. Коробов

Россия

1823 г.

1738 г.

Ампир

Санкт-Петербург

6. Здание МГУ

Л.В. Руднев

Россия 1949-1953г.г.

Сталинский ампир (классицизм)

Москва, Воробьевы горы

За название произведения – 1б., фамилию автора – 1б. (фамилию, имя или фамилию, инициалы – 2б.), страну – 1б., стиль – 1б., местонахождение – 1б.

Максимальное количество баллов - 36.

5). Танцевальная, оркестровая, камерная, джазовая, программная, хоровая и т.п. (примеры, указывающие на жанр)

За указание жанровой принадлежности – 1б., подобранное соответствие на иллюстрации – 1б., свой пример – 2б., 15 определений по 1б. за каждый эпитет, по 2б. за указывающее на жанровую принадлежность, по 3б. за развернутое в виде метафоры, цитаты, сравнительного оборота и т.п.

Максимальное количество баллов – 45

1). Портрет, на котором создан образ хрупкой романтичной юной девушки, возможно, увлеченной интересной беседой или засмотревшейся на что-то. (2б)

2). «Девушка с веером». Пьер Огюст Ренуар. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. (за название – 1б., полное имя автора – 3б. (фамилию, или фамилию, инициалы – 1б.), местонахождение – 1б. итого – 5б. )

3). Веер – важная часть туалета светской дамы. Является дополняющим, подчеркивающим индивидуальность и обогащающим элементом любимого Ренуаром женского образа. Именно на нем видны четко прорисованные складки – своеобразный фирменный элемент художника, который встречается во всех его работах. Блики красноватого, лилового, желтоватого оттенков, играющие на белом веере, подчеркивают красоту яркого мгновения жизни и прекрасного настроения. (3б. )

4.) Центральная часть композиции портрета – лицо, которое очень хорошо освещено, нарочито высветлено, вместе с тем естественно и свежо. Ярко-красные губы, белоснежная кожа, чёрные блестящие полные внимания глаза и роскошные волосы приковывают и завораживают взгляд. Слегка полураскрытые губы делают изображение более живым, ощутимым и поражающим силой своей реалистичности. Черты лица, в которых ощущаются прекрасные мгновенья жизни, выписаны отчетливо, в то время как руки, в которых девушка держит веер слегка размыты, расфокусированы. Сквозь блики платья проглядывают нежные оттенки кожи юной особы. Дальний план растушеван и обозначен штрихами, напоминающими технику пастели. Создаётся ощущение шероховатости, трепета, мерцания красок и света, движения тёплого воздуха, самой жизни.

Как любого импрессиониста Ренуара интересует игра света и цвета. При минимальном колорите красного, черного и белого тонов он добивается потрясающего эффекта перекачивания света из одной части холста в другую, вибрации, пульсации и сияния множеством оттенков и полутонов, игры нюансами и переклички цветовых сочетаний. Примечателен классический, расположенный в шахматном порядке контраст чёрного и белого. Лаконично, кратко, гениально. (5б.)

5). Здесь молодость чарует нас. Как жаль, что этот образ всего лишь одно мгновение, неимоверно лёгкое, неуловимое и преходящее, как и всё вокруг. Мир полон красок, солнца, самых интересных лиц и судеб. Поэтому прекрасна каждая минута жизни, каждый момент её бытия, каждый взгляд и поворот головы. О, юность, умеющая искренне радоваться и увлекаться, жить и дышать полной грудью! (6б.)

6.) 1880-1881 (вторая половина XIX века). Импрессионизм: отражение действительности в подвижной изменчивости и мимолетных красочных ощущениях, индивидуализация образа, разложение цвета на основные части спектра, многообразие оттенков, размытость образа в гармонии с природой, растворение цвета в свете, нанесение чистых оттенков, без смешивания, чистота, сияние красок с виртуозными переходами от одного мазка к другому, радость жизни и умение видеть прекрасное в каждом мгновении. (6б.)

7). К. Моне «Впечатление. Восход солнца», «Поле маков», К. Писсарро «Бульвар Монмартр», Э. Дега «Голубые танцовщицы» (по 1б. за каждое произведение, но не более 5б. )

Максимальное количество баллов - 32

1- Нерон (римский скульптурный портрет, мрамор, Британский музей, Лондон, характерная для времени идеализация сочетается с правдивым изображением характера властного, высокомерного и жестокого императора – интригана).

2 – Петр (Бронзовый памятник на гранитном пьедестале первому русскому императору Петру I повелела воздвигнуть Екатерина II в Петербурге на Сенатской площади, автор французский скульптор Э. Фальконе, на открытие памятника не был приглашен, работу закончил Ю. Фельтен, классицизм, памятник - символ победы разума и цивилизации над дикими силами природы, преемственности государственной власти, часто упоминался в произведениях русской литературы А.С. Пушкиным (поэма «Медный всадник»), Ф.М. Достоевским (роман «Подросток»), А. Белым (роман «Петербург»).

3 – Екатерина ( «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке», автор В.Л. Боровиковский, сентиментализм, ГТГ Москва, портрет был не похож на портреты того времени в стиле классицизма, автор хотел показать внутренний мир человека в гармонии с природой, императрица не испытала восторга при виде портрета и не выкупила его).

4 – А.С. Пушкин (Портрет А.С. Пушкина кисти В.А. Тропинина, «халатного живописца», для которого характерны камерность, уют, теплота; романтизм, Всероссийский музей А.С. Пушкина – квартира на Мойке в Санкт-Петербурге, на указательном пальце поэта кольцо в виде золотой витой печатки с восьмиугольным сердоликом темно-красного цвета - это подарок Елизаветы Воронцовой, Пушкин относился к нему особенно трепетно, и считается, что знаменитое его стихотворение «Храни меня, мой талисман» воспевает именно этот перстень. )

5 – Жуков (Портрет маршала Г.К. Жукова. П. Д. Корин, ГТГ, применены приемы русской иконописи, символическая палитра).

6 – Нестор (Нестор – летописец. М.М. Антокольский. РМ. Санкт-Петербург, академизм, мрамор)

7 – М.И. Кутузов ( Памятник фельдмаршалу князю Кутузову Смоленскому. Б.И. Орловский. Казанская площадь (перед Казанским собором) Санкт-Петербург, бронза. В суровую годину Великой Отечественной войны памятник Кутузову стал для ленинградцев символом твердости, героизма и уверенности в победе. Он был одним из трех памятников в городе (два другие - Суворову на Марсовом поле и Барклаю-де-Толли перед Казанским собором), которые не были укрыты мешками с песком в дни блокады, а воодушевляли его защитников. Ни один снаряд не попал в эти памятники).

8 – Наполеон (Наполеон на перевале Сен-Бернар. Ж.Л. Давид. Мальмезонский дворец. Париж, романтизм, существует 5 версий полотна).

9 – Третьяков (Портрет П.М. Третьякова. И.Е. Репин. ГТГ Москва, реализм).

10 – М.Ю. Лермонтов (Автопортрет. М.Ю. Лермонтов, создан в 1837 г. на Кавказе, предназначен для любимой женщины, В.А. Лопухиной (Бахметевой), подаренный ей поэтом во время их последней встречи, долгое время считался утерянным. Государственный литературный музей. Москва).

За правильно расшифрованные понятия – 1б. за каждое, правильное соотнесение – 1б. за каждое, сообщение дополнительных фактов – 2б. за каждое, но не более 20б. Максимальное количество баллов – 40.

1).

1, 5 – пьесы К. Гоцци.

2, 3 – главный герой (Труффальдино и Фигаро)– проворный слуга, водящий за нос господ.

4, 6 – спектакли по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор» («Ревизор», «Ревизская сказка»)

2). 1, 5.

3). «Турандот», «Король – олень».

4).

2. «Слуга двух господ» («Труффальдино из Бергамо») К. Гольдони.

3. «Безумный день или Женитьба Фигаро» П.О. Бомарше.

4. «Ревизор». Н.В. Гоголь.

6. «Ревизская сказка». По произведениям Н.В. Гоголя («Мёртвые души», «Шинель», «Записки сумасшедшего», Ревизор», «Портрет», «Нос», «Авторская исповедь»).

За правильную группировку с пояснением – 1б. за каждую группу, правильно выписанные номера изображений пьес К. Гоцци – 2б., названия пьес К. Гоцци – по 2б. за каждую, правильные названия других произведений – 2б. за каждое, указание автора – 2б. за каждого.

Максимальное количество баллов - 25

1

Казанский собор

2

Собор святого Петра

Андрей Никифорович Воронихин

Донато Браманте, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Джованни Лоренцо Бернини

Время появления

1801-1811 (первая половина XIX века)

1626 ( XVII век )

Страна (культурно-историческая эпоха)

Россия г. Санкт-Петербург. «золотой век русской культуры»

Италия. Рим. Ватикан. Эпоха Возрождения и барокко.

Три очевидных сходства

1.колоннада с коринфским ордером

2.украшен скульптурами, фресками, барельефами, бронзовыми вратами итальянских мастеров

3.венчает храмы огромный купол с крестом на барабане, который в свое время был сооружен по новаторской технологии

Три очевидных различия

1. построен в память о подвиге русского воинства

2. главная святыня – чудотворная икона Казанской Божией Матери

3.более сдержанный вид в стиле ампир (православный)

1. построен в память о мученической казни апостола Петра Нероном

2.главная святыня – гробница с мощами святого Петра

3.более нарядный вид в стиле барокко (католический)

Мои впечатления

Исполин русской славы!

Красота Божьего мира.

За название – 1б. за каждое произведение, полное имя автора – 3б. (фамилию – 1б., фамилию, инициалы – 2б.), время появления – по 1б., указание страны (культурно-исторической эпохи) – 2б., сходства – 2б. за каждое, различия – 2б. за каждое, выраженное впечатление – 2б. за каждое, но не более 5б.

Максимальное количество баллов – 30.

Всемирно известный испанский художник Пабло Пикассо оказал исключительное влияние на развитие изобразительного искусства XX века. Основоположник кубизма , в котором трёхмерное тело в оригинальной манере рисовалось как ряд совмещённых воедино плоскостей, вызвал к жизни массу подражателей. По экспертным оценкам, Пикассо - самый «дорогой» художник в мире, а его полотна самые популярные среди похитителей.

В творчестве Пикассо исследователи выделяют несколько периодов.

«Голубой» и «розовый» периоды, в которых печаль, меланхолия, старость, нищета и смерть сменились образами из более живого мира театра и цирка.

Период кубистской тайнописи. От экспериментов с цветом и передачи настроения Пикассо обратился к анализу формы: сознательная деформация и натуры и увлечение африканской скульптурой приводят его к абсолютно новому жанру. Картины художника становятся похожи на загадочные ребусы.

Один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо создаёт в произведениях автора атмосферу конвульсий и истерии, ирреальный мир галлюцинаций, мир сюрреализма . На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ, орущих, раздутых до абсурда и бесформенных или воплощающих метаморфические и агрессивные образы.

Пережив глубокое потрясение от ужасов фашизма, в Пикассо вступает в Коммунистическую партию Франции. Гуманистические воззрения проявляются в его работах. В он рисует знаменитую эмблему мира.

«Голубой период» - «Любительница абсента», «Нищий старик с мальчиком»

«Розовый период» - «Девочка на шаре», «Семья акробата с обезьяной»

Период кубизма- «Авиньонские девицы», «Гитара и скрипка»

Период сюрреализма – «Купальщицы», «Женщина с цветком», «Герника»

Послевоенный период – «Голубь мира»

За каждую исправленную ошибку – 1б., выписанные периоды – 1б. за каждый, пример произведения – 2б. за каждый, но не более 10б., оригинально законченный текст – 9б.

Максимальное количество баллов – 30

Автор картины

Александр Андреевич Иванов- 3б.

А. Иванов – 2б.

Иванов – 1б.

Название картины и имена главных персонажей

«Явление Христа народу». – 1б.

Иоанн Креститель, апостолы, Иисус Христос. – по 1б. за каждого героя (не более 3б.)

Название фильма

За констатирующее номинативное название – 2 балла

За название, раскрывающее замысел и идею фильма – 4 балла

За метафорическое название или название, использующее цитату – 6 баллов.

Максимально – 6 баллов

Основная идея

Через анализ изобразительных средств 2 балла (за обращение к анализу изобразительных средств)

Через раскрытие сути характера главных героев - 2 балла (за обращение к содержательной стороне картины)

Через отношение к главным героям художника - 2 балла (за идею раскрытия отношения художника к материалу). Максимально 6 баллов.

Кадр 1.

В каждом кадре оценивается

    указание на композицию кадра – по 2 балла за каждое композиционное уточнение, максимально 4 балла;

    план – 2 балла за указание плана;

    ракурс – 2 балла за указание ракурса,

    особенности цвета – 2 балла за указания цветовых решений,

    освещения – 2 балла за указание на особенности освещения,

    титры – 2 балла за грамотно и уместно указанное содержание титров; за грамматические, стилистические ошибки в предложенном тексте титров снимается 1 балл; в случае фактических ошибок баллы не начисляются;

    закадровый текст – по 2 балла за каждое уместное утверждение в предлагаемом закадровом тексте, максимально 6 баллов;

    музыкальное сопровождение – 2 балла за уместно предложенное музыкальное сопровождение + 2 балла за имя композитора и название произведения или называние звучащих инструментов. Максимально 4 балла за описание музыкального сопровождения. Максимально за каждый кадр – 24 балла

Максимальное количество баллов – 140

 

 

Это интересно: