→ Простые способы обучения ребенка счету. Обучение детей счёту Основные правила обучения счету

Простые способы обучения ребенка счету. Обучение детей счёту Основные правила обучения счету

С чего начать изучение математики с детьми?

Начинать изучение математики необходимо с развития навыков счёта.

С какого возраста начинать изучение математики с детьми?

Уже с шести месяцев можно начинать изучение математики с ребёнком.

Развитие навыков счета

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить ребенку, что такое число, цифра.

Как объяснить ребёнку, что такое число?

Раз, два -

Пошли по дрова

Один, два, три —

На маму посмотри.

Задолго до того, как малыш скажет вам, что у него есть три бусинки, он сможет продекламировать эти детские стишки. Он учится произносить названия чисел и узнает их групповые особенности до того, как столкнется с истинным значением чисел.

Для разбора числа можно использовать счетные палочки. Попросите ребенка выложить на стол две палочки. Спросите, сколько палочек на столе. Затем разложите палочки по двум сторонам. Спросите, сколько палочек слева, сколько справа. Потом возьмите три палочки и также разложите на две стороны. Возьмите четыре палочки, и пусть ребенок разделит их. Спросите его, как еще можно разложить четыре палочки. Пусть он поменяет расположение счетных палочек таким образом, чтобы с одной стороны лежала одна палочка, а с другой - три. Точно так же последовательно разберите все числа в пределах десятка. Чем больше число, тем, соответственно, больше вариантов разбора.

Очень полезно сравнивать картинки, в которых есть и общее, и отличное. Особенно хорошо, если на картинках будет разное количество предметов. Спросите малыша, чем отличаются рисунки. Просите его самого рисовать разное количество предметов, вещей, животных и т. д.

Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: «Здесь больше мальчиков или девочек?», «Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке», «Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое», «Сколько этажей в этом доме?». И т. д.

Стараться не только называть числа, но и по возможности вводить элементы сложения и вычитания. Например, в подъезде 4 лестничных марша, вы на последнем этаже. Проход каждого этажа сопровождать словами — у нас 4 лестницы, 2 мы прошли, 2 еще осталось... 3 прошли — осталось...

Игры для обучения счёту

Мячи и пуговицы

Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой — к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

Правильно расположить предметы на плоскости ему гораздо труднее. Для этого упражнения возьмите любые плоские фигуры (для начала, например, квадрат) и плоские пуговицы. Положите на стол квадрат из плотной бумаги, дайте малышу несколько пуговиц (5 больших и 8 маленьких). Пусть он по вашей инструкции положит пуговицы в нужном месте. Например: «Положи большую пуговицу в середине, еще одну — под квадратом тоже в середине, еще — над квадратом посередине, одну - справа в середине, еще одну - слева в середине».

Если ребенок справился с этой задачей, переходите к следующему заданию. Теперь разложить нужно маленькие пуговицы. Одну - в верхнем правом углу (объясняем, что такое угол справа, сверху), вторую — в верхнем левом углу и т. д. Если и это задание выполнено без ошибок, приступаем к еще более сложному. «Положи маленькую пуговицу над большой пуговицей, которая лежит над карточкой (под карточкой)». Варианты: справа от большой пуговицы, которая лежит справа у карточки; слева от большой пуговицы, которая лежит слева от карточки и т. п. Сложность увеличивается постепенно, от занятия к занятию, но ни в коем случае в течение одного занятия! Если ребенок стал испытывать трудности, вернитесь к более простому заданию: это временная ситуация.

Далеко ли это?

Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например, лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния — какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту. Вы можете дойти до какого-то места обычными шагами, потом повернуться кругом и посмотреть, насколько меньше шагов вам потребуется, если обратно вы пойдете гигантскими шагами.

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами пока трудны и не совсем понятны малышу. Тем не менее, вы можете учить ребенка счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом». Например, по пути в детский сад вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы.

Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится малышу. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите его принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире.

Очень важно научить ребенка различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху). Для этого вы можете использовать разные игрушки. Расставьте их в разном порядке и спросите, что стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Рассмотрите с ребенком убранство его комнаты, спросите, что находится вверху, что внизу, что справа, слева и т. д.

Ребенок также должен усвоить такие понятия, как много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну. Во время прогулки или дома просите ребенка назвать предметы, которых много, мало, один предмет. Например, стульев много, стол один; книг много, тетрадей мало.

Мозаика

Конечно, малыш в возрасте трех лет пока не способен использовать мозаику по ее прямому назначению — для выкладывания узоров или картинок по образцу, — и тем не менее он вполне может играть с мозаикой. Для начала покажите ребенку, как ею пользоваться, — это не так-то просто для двухлетнего малыша. Пусть он выкладывает детальки в любом порядке, пока не надоест (это прекрасное упражнение для развития рук).

Следующее задание может быть сложнее: расположить элементы мозаики на одной линии или через определенный интервал между ними. Здесь требуется не только ловкость пальчиков, но и глазомер (образец задается взрослым). Таких линий можно выложить несколько, так, чтобы они различались по цвету: ведь даже если ребенок еще не называет цвета, он способен выделить один из них и подобрать к нему другие предметы такого же цвета (в данном случае элементы мозаики). Выполнение этого задания поможет развить мелкую моторику пальцев, глазомер, способность к элементарному анализу и синтезу. Попутно малыш научится быстрее называть и запоминать цвета. Но будьте внимательны: детали мозаики очень мелкие и могут быть опасны для малыша, поэтому не оставляйте его одного даже на минутку, а после игры тщательно уберите все в коробочку.

Обучение счету на пальцах «Пальцематика»

Самое универсальное пособие для обучения математике — это пальцы. Чтобы познакомить малыша со счетом, ничего проще не придумать.

Каждый вечер, после обычного вечернего купания, когда мама принимается вытирать, обрабатывать и готовить ко сну ребенка, «помощник» должен показывать на пальцах числа и громко и радостно называть их: «Один!», «Два!», «Три!» и т. д.

Обычно ребенок прекращает ворочаться, капризничать, не отрываясь, следит за «пальцецифрами» и улыбается. Мама чрезвычайно довольна и без помех, в течение нескольких минут укладывает малыша спать.

Путь человечества к десятичной системе, в которой мы с вами и с малышом будем считать, идет именно от 1альцев человека. Начните с одной ручки. Пересчитывайте пальчики, прячьте несколько и считайте, сколько осталось. Прячьте все и знакомьтесь с понятием нуля. Отделяйте одни пальчики от других и выясняйте, что пять это один и четыре, два и три. Потом начните добавлять вторую ручку. Один пальчик левой руки пришел в гости к пальцам правой — и стало шесть пальчиков. Потом к ним пришел еще один, и их стало семь, и т. д. Или пусть приходят сразу по два-три пальчика, а вы выясняйте, сколько их стало.

Белочки

Раз, два, три, четыре, пять

Пришли белки поиграть. (Показать пять пальцев)

Одна куда-то подевалась, (Спрятать руку за спину)

Четыре белочки осталось. (Показать четыре пальца)

А теперь скорей смотри, (Спрятать руку за спину)

Их уже осталось три. (Показать три пальца)

Ну и ну, какая жалость, (Спрятать руку за спину)

Только две у нас осталось. (Показать два пальца)

Эта новость так грустна, (Спрятать руку за спину)

Осталась белочка одна. (Показать один палец)

Затем скажите:

Пока мы с тобою считали,

Белочки от нас сбежали.

Поговорите с малышом о том, куда могли бы пойти белочки вздремнуть, поискать еду и так далее.

Пять мишуток

Читайте стихотворение. Прочитав первую строчку, поднимите один палец. Следующий палец поднимайте каждый раз, когда по ходу действия появляется другой мишка.

Один мишутка за столом котлетку уплетал,

Но тут, откуда ни возьмись, другой вдруг прибежал,

Их стало двое.

Он стал котлетку отнимать, он тоже есть хотел,

Но прибежал еще один и все котлеты съел.

Их стало трое.

Три глупых маленьких мишутки закрыть хотели дверь,

Но дверь открылась, и еще один ворвался зверь.

Их стало четверо.

Четыре маленьких мишутки нашли пчелиный рой,

Еще один вбежал мишутка и поднял громкий вой.

Их стало пятеро.

Кусают пчелы не на шутку и убежали все мишутки.

На последней строчке спрячьте свою руку за спину.

В этом домике пять этажей:

На первом живет семейство ежей,

На втором живет семейство зайчат,

На третьем — семейство рыжих бельчат,

На четвертом живет с птенцами синица,

На пятом сова — очень умная птица.

Ну, что же, пора нам обратно спуститься:

На пятом сова,

На четвертом синица,

Бельчата на третьем,

Зайчата — втором,

На первом ежи, мы еще к ним придем.

Два медведя

Сидели два медведя

На тоненьком суку.

Один мешал сметану,

Другой месил муку.

Раз «куку», два «куку»

Оба шлепнулись в муку!

Нос в муке, рот в муке.

Ухо в кислом молоке!

Пять пальцев

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Раз, два, три, четыре, пять!

(Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет — поочередно загибать пальчики на обеих руках.)

Непослушная считалка

Сколько пальчиков у нас?

Посчитаем?

Это — раз!

Загибаем?

Это — два!

Продолжаем?

Три, четыре...

Где же пятый?!

Во — смотрите!

Продолжаем на другой:

Вот шестой, седьмой, восьмой....

Пиф-паф ой-ой-ой!!!

Да, девятый — он такой!

Сколько пальчиков всего?

Ровно десять! О-го-го!!

(Руки согнули в локтях, растопырили пальчики и крутим кистями рук в разные стороны.

Загибаем одной рукой пальчики на другой руке. На пятый пальчик показываем знак «Во!» (пальчики в кулак, большой отогнут).

Переходим на другую руку и опять загибаем, начиная от мизинца. Когда загнем восьмой пальчик, получится «пистолет», из которого стреляем.

Совсем маленькие загибают пальцы другой рукой, а у кого получается, пальчики загибают без помощи.

Последние строчки — то же, что и на первой строчке).

Считалочка про пальчики

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышел пальчик на прогулку,

С маком съел большую булку.

Этот толстый господин

Пальчик с номером один!

Этот пальчик в лес пошел,

Мед в большом дупле нашел.

Убежал от пчел едва

Славный пальчик номер два!

Этот пальчик в море ходит

На гудящем пароходе.

В шторм на палубе, смотри!

Смелый пальчик номер три!

Этот пальчик — наш силач:

Словно легкий детский мяч

Он подбрасывает гири!

Пальчик с номером четыре!

А последний — милый крошка,

Тихо сядет у окошка,

Младший пальчик номер пять!

Раз, два, три, четыре, пять!

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек — стайка.

Эта птичка — соловей,

Эта птичка — воробей.

Эта птичка совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель,

Эта птичка — скворушка,

Серенькое перышко.

Эта — зяблик.

Эта — стриж.

Эта — развеселый чиж.

Ну, а эта — злой орлан.

Птички, птички по домам!

(Загибаем или поглаживаем пальчики)

Брату скоро стукнет пять.

А учиться он не хочет.

Тут придумала я штуку.

Говорю: давай-ка руку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Эти пальчики — зайчата.

Первый спрятался куда-то.

Загибаем пальчик — раз.

Сколько их теперь у нас?

Брат ладошку растопырил

И ответил вдруг: — четыре.

Молодец. Способный мальчик.

Снова загибаем пальчик.

Сколько их теперь — смотри?

Брат считает: — раз... два... три...

Третий заяц вдруг исчез:

Убежал проказник в лес.

Скрылся зайчик наш едва,

Брат уже кричит мне: — два!

Мы оставили всего

Сколько пальцев? —

Одного. —

А потом и этот зайчик

Лег в кроватку на бочок.

Загибаем пятый пальчик,

А теперь, что остается?

Хитро брат глядит, смеется:

— Остается... кулачок.

Зайка маленький

Мама и ребенок стоят лицом друг к другу, держась за руки. Взрослый говорит малышу: «Покажи, какой ты большой». Осторожно тянет его за руки вверх. «Вот какой большой!

А теперь покажи, какой зайка (любая игрушка) маленький (присаживается и тянет ребенка за руки вниз). Маленький зайка».

Повторяет те же действия, читая стихотворение Н. Пикулевой.

Вот какие мы большие,

Поднимает руки ребенка вверх.

Не малюсенькие,

Приседает вместе с ребенком, показывая руками низко над полом.

Вот такие, вот такие,

Встает, поднимая руки малыша вверх.

Вот такусенькие.

Летели дракончики

Играют двое. Стоя лицом к лицу, вытягивают вперед руки так, чтобы одна из ладоней каждого оказалась между двумя ладонями партнера. Играющие по очереди произносят по слову стиха, в такт каждому слову хлопая по ладони партнера:

Летели дракончики, ели пончики.

Сколько пончиков съели дракончики?

Тот, на кого выпала очередь отвечать, вместе с хлопком называет любое число, например, три. Партнер начинает отсчет: «Один!» (хлопок) — «Два!» (ответный хлопок) — «Три!». При назывании последнего числа тот, чья рука на данный момент оказалась «под ударом», должен как можно быстрее убрать ее, чтобы хлопок не достиг цели.

Приведенные упражнения на первый взгляд довольно примитивны, но, во-первых, они рассчитаны на детей от полугода до двух лет. А во-вторых, именно такие простенькие стишки легче запоминаются детишками и доставляют последним массу удовольствия.

Казалось бы, в счете нет ничего сложного, однако малыши совершенно отказываются понимать, почему после десяти идет одиннадцать, а после двадцати – двадцать один. Они меняют местами цифры или же вовсе их пропускают, доводя своих родителей до отчаяния. «Вроде бы не глупый мальчик, а не может понять такие мелочи! Что же дальше – то будет?».

Дело все в том, что память малыша весьма избирательна. Дети усваивают только те вещи, которые их заинтересовали, обрадовали, удивили или же чем – то испугали. Вряд ли они быстро запомнят что–то неинтересное на их взгляд, даже если взрослые на этом настаивают. Поэтому родителям необходимо заинтересовать кроху, чтобы он сам захотел заниматься счетом. В этом случае маленькие непоседы даже не заметят, как станут легко считать.

Лингвистами давно замечено, что при изучении языков человек легче всего осваивает именно числительные. Если изучение письма и азбуки нуждается в особенных условиях, то для обучения счету ни надо сидеть за столом с карандашом и книгой. Считать можно везде: дома, в транспорте, на прогулке.

Как научить считать до 10?

Ребенку уже исполнилось два года значит, пора начинать учиться считать. Сначала научите его считать до пяти. Гуляя на прогулке, изучайте количество деревьев, детей на площадке, подъезды в доме, машины. Подсчитывать можно совершенно все. Одевая малыша, обращайте его внимание на то, что колготки одни, а носков всегда два, шапка одна, двое сапог и так далее. Возвращаясь с прогулки, обязательно просмотрите всю обувь в коридоре. Пусть сын или дочь самостоятельно поразмышляет о том, сколько человек может обуться в четыре ботинка.

При чтении книжки не пропускайте иллюстрации. Пусть малыш скажет вам количество нарисованных мячиков, щенят, котят и так далее. Также помните, что хороши при обучении счету стихи – небольшие стишки с рифмой.

Помимо всего прочего, малыш должен осознать, что он не просто так учится считать – он извлекает из этого пользу. Таким образом, он теперь знает, как можно разделить конфеты поровну. Накрывая на стол, обратитесь к малышу за помощью, пусть он подаст Вам определенное количество ложек, потому – что будет обедать такое – то количество человек, а не наоборот, например: «Обедать будет четверо, потому что на столе лежит четыре ложки».

Прежде чем идти в магазин, скажите малышу: Нам нужно столько всего купить… Запомни: лук, свеклу, морковь, картошку, хлеб – всего пять покупок. Напомни мне, пожалуйста, а то вдруг я что – то забуду». При перечислении покупок, загибайте пальцы, после чего попросите свое чадо повторить список. Совершая покупки в магазине, если ребенок Вам забывает подсказывать, что надо купить, спрашивайте его сами: «Ты не помнишь случайно, что нам надо купить?». После того, как покупки сделаны, обязательно пересчитайте их. Если вдруг чего – то не хватает, проверьте все вместе с чадом еще раз. Малыш, поняв, что маме без него не справиться, постарается сконцентрироваться, и тем самым потренирует свои навыки в счете и слуховую память. Если малыш вспомнил весь список покупок, то обязательно его похвалите. В следующий раз задание надо усложнить.

Игра в магазин поможет закрепить навыки счета. С малышами проще будет играть без денег. Трехлеткам, кстати, больше интересен процесс оплаты. При этом можете играть, не применяя настоящие деньги, а используя «семейную валюту»: конфеты, фантики или пуговицы. Можете поощрять "умника" за правильные подсчеты. Например, предложите ему разделить на троих пять конфет, а лишние пусть останутся у него.

Цифровая азбука

Если ребенок научился считать, можете переходить непосредственно к изучению цифр. Обычно, малыши просто заучивают числа от одного до десяти. Главное, чтобы малыш понимал, что цифры обозначают количество определенных предметов. Три ли это котенка, три яблока или три шарика – это всегда обозначают одной цифрой. Малышам очень нравятся магнитные цифры и различные «книжки-липучки», которые прикрепляют к холодильнику, кафельной плитке или к специальной доске. Если цифры всегда будут у чада перед глазами, то он их выучит даже незаметно для себя.

Когда малыш выучит цифры от одного до десяти, то вводите понятие «ноль». Для этого можете предложить ребенку посчитать то, чего нет. «Если у нас есть конфеты, то мы их может посчитать, а если мы съели все конфеты, и не осталось ничего, то мы имеем «ноль конфет». Слово «ноль» обозначает то, что «ничего нет».

Детям более старшего возраста (четыре – пять лет) можно объяснить то, как образуются числа. Положите десять счетных палочек в ряд – в древности десять называли сокращенно «дцать». Одну палочку положите сверху (желательно чтобы она была другого цвета). Таким образом, «один» на «дцать» получается «одиннадцать». В верхний ряд добавляйте по одной палочке и постепенно доходите до двадцати. Затем поясните образование десяток: два десятка будет «два-дцать», а три десятка будет «три-дцать» и т.д.

Исключением является число сорок, в древности это значило «очень много» и девяносто, означающее «девять до ста».

Как научить считать от одного до ста?

Когда учите малыша высчитывать предметы от одного до ста не надо требовать мгновенного запоминания. Лучше всего двигаться поэтапно, например, увеличивать знания на десяток каждую неделю. На следующий день, прежде чем приступать к изучению новых цифр, следует повторить то, что было пройдено вчера. Дальше двигаться можно лишь в том случае, если он хорошо усвоил предыдущий материал. Таким образом, постепенно им будет изучен счет от одного до ста. При этом необходимо помнить, что малыш должен понимать счет, а не запоминать его. Математика основана на поиске закономерностей и понимании. Ребенку надо разобраться, по какому именно принципу цифры расположены так, а не иначе.

Закрепляя изученный материал, предложите вашему дошкольнику следующее задание:

Какое число находится перед цифрами 5;9;21;46;85;100.

Назвать число, находящееся после цифр: 8;16;26;57;82;99.

Назвать число, находящееся между цифрами 5 и 7; 11 и 13;45 и 47.

Найти пропущенное число: 5,6,7,9,10.

Если для вашего ребенка счет до ста не вызывает трудностей, то можете начинать изучать обратный счет. Демонстрировать его лучше всего на пальцах рук, загибая их, или же на счетных палочках. Начинать стоит с пяти. Здесь многое зависит от особенностей малыша, а именно от того, какое мышление у него лучше развито: воображение или пространственное. Случается, что кроха легко производит довольно сложные математические расчеты, при этом, обратный счет для него оказывается затруднительным. Не стоит давить! Покажите ему обратный счет на наглядных примерах, к примеру, при спуске в лифте.

Прикладная математика

В наши дни первоклассники могут пользоваться компьютером и калькулятором, однако им довольно нелегко делать подсчеты в уме. Мозг, так же как и мышцы, нуждается в регулярной тренировке. А устный счет, изучаемый с раннего детства, хорошо помогает развитию умственных способностей.

Некоторые родители уверены, что их дети, особенно до 5 лет, еще не готовы заниматься устным счетом. Но готовность к математическим занятиям просто вдруг не появляется, она формируется. Если такую готовность не развивать, то она может и к десяти годам никак не проявиться. Уже с трехлетнего возраста, вместе с цифрами, можно преподносить малышу первые уроки математики. Вы убедитесь в том, что результаты превзойдут все ваши ожидания.

Следует объяснить дочке или сыну что такое «больше-меньше». Читая книгу, обращайте внимание ребенка на рисунок. Предложите ему посчитать изображения на нем: цветочки, бабочек и так далее. Например, каждой ли бабочке хватит по цветку? Кого больше здесь: цветков или бабочек? При игре в кубики, обязательно их считайте. Пусть малыш продемонстрирует, каких именно кубиков больше: маленьких или больших, желтых или красных, деревянных или пластмассовых. Первое время мальцу может быть нелегко различать такие понятия как «маленький кубик и большой» и «каких кубиков здесь больше», однако в этом нет ничего страшного.

Главное тренировка

Чтобы объяснить малышу понятие «поровну» применяйте такие примеры, как: «У Лены есть две куклы и у Маши, так же, две. У кого больше кукол? Ни у кого! Потому что их поровну». Предложите малышу разделить четыре яблока поровну на двух человек, шесть на трех и так далее. Затем переходите к простым логическим задачам. Например – на ветке сидит четыре белки, у каждой есть по одному орешку. Сколько орешков всего?

Стало все получаться? Пора приступать к осваиванию элементарных математических действий: минус, плюс, равно. « У тебя есть два яблока, тебе дали еще одно. Таким образом, получилось три яблока». Считать до 10 лучше учиться на пальцах рук – это к тому же и полезная гимнастика. Чтобы сложить два и четыре, необходимо поднять два пальца на одной руке, и четыре – на другой и посчитать, сколько всего «открыто» пальчиков. Тоже самое можно выполнять при помощи конфет, игрушек и счетных палочек. Бесполезно настаивать, чтобы малыш просто запомнил, что пять плюс три будет восемь. Ребенку необходимо понять механизм счета: сначала необходимо узнать, сколько всего было, затем – сколько прибавили, а потом уже сколько стало. Аналогично объясняйте и вычитание: вычисляем, сколько было, потом – сколько нужно отнять, затем – сколько осталось. Запомнить здесь надо следующее: при сложении всегда получается больше, нежели было, а при вычитании наоборот, становится меньше.

Объясните малышу, что в какой бы последовательности он не складывал предметы, результат получится один и тот же. Например, если на стол положить сначала три яблока, потом еще две груши, то на столе будет лежать пять фруктов. И если сначала положить две груши, а потом уже два яблока – все равно получится пять фруктов. Этим Вы объясните своему чаду первостепенный закон сложения «От перемены мест слагаемых сумма не изменяется».

Сегодня в продаже есть большой выбор пособий и книг по раннему детскому развитию. Однако прежде чем приобрести их для своего малыша, изучите их сами очень внимательно. Следует избегать примеров, в которых есть фразы, как «попробуй угадать, сколько получится» или «определи без счета». Поскольку это ошибочный подход к математическим занятиям. Математика, как известно, является точной наукой, она не угадывает, а высчитывает. Нельзя обучать детей счету с помощью таких вопросов, как «догадайся», «угадай», поскольку они обладают неоднозначными ответами и малыш может подумать, что правильный ответ можно просто угадать, а не вычислить.

Нередко родители первоклашек сетуют на то, что их дети обладают гуманитарным складом ума и у них отсутствуют способности к математике. Однако чтобы заниматься математикой - не нужно обладать особенными способностями. Математические вычисления способствуют сами по себе повышению умственных способностей, развивают память, смекалку, помогают формироваться логическому мышлению. Чем раньше Вы приметесь тренировать мозг крохи при помощи математических вычислений, тем быстрее ваши старания принесут хороший результат.

Ребенок сам подскажет вам , когда ему потребуется знание цифр и чисел. Это будет момент, когда вместо одного яблока он захочет взять два или ему понадобится отличить цифру любимого канала на кнопке пульта.

Чаще всего счет самостоятельно начинают осваивать 2-3 летние малыши , и задача родителей в этот момент – поддержать интерес к цифрам.

Некоторые родители предпочитают «не отбирать у детей детство» и оставить счет школе.

Но это худшее, что вы можете сделать для ребенка.

Если он придет в первый класс уже подготовленным, ему будет намного проще адаптироваться, тем более, что практически все школьные программы сейчас уже рассчитаны на умеющих читать, писать и считать на начальном уровне детей.

3-5 лет – возраст, в котором дети способны и могут усвоить счет до 10 и даже 100 , особенно, если воспользоваться несложными методиками.

Упражнения, методики и техники

Знаменитый детский педагог Мария Монтессори воспитывала по специальной системе маленьких гениев. Под ее руководством азбуку и счет осваивали даже годовалые малыши. Причем это были знания на очень глубоком уровне.

До сих пор во многих детских садах используют систему Марии Монтессори , основанную исключительно на «методе пряника» и занимающиеся по ней дети показывают блестящие успехи в изучении счета.

Секрет техники в том, что преподаватели разговаривают с детьми на равных, и пытаются понять их язык, вместо того, чтобы навязывать свой.

Счетные палочки не теряют своей популярности многие десятилетия. Они помогают ребенку понять, что за цифрами стоят реальные предметы, с ними легко освоить основные манипуляции — сложение и вычитание.

Счет на пальчиках хорош тем, что его можно применять повсеместно – гуляете вы с малышом или смотрите телепередачу. «Загибать пальцы» можно на красные машины или рекламные паузы между мультфильмами. Это счетное средство всегда под рукой.

Считалки и кричалки помогают запомнить последовательность цифр. Например: «У одной девчонки ровно две косички, а у трех мальчишек четыре к ним банта», и так далее.

Народные сказки и басни . Персонажей в них обычно 3 (богатыри, лебедь, рак и щука, три сестрицы), а в «Репке» или «Теремке» число персонажей вырастает до пяти-шести.

Ассоциируя каждого персонажа с номером, ребенку легче запомнить еще и сюжет сказки, так что «математически-литературным методом» вы убиваете сразу двух зайцев.

Притворитесь незнайкой . Когда ребенок попросит вас сосчитать небольшое количество предметов, скажите, что забыли счет и справляться с этим нужно вместе.

Не вызывайте у малыша панику – плавно подведите его к верному ответу.

Тренинги по ТВ . Многие видеоняни в специализированных передачах прекрасно справляются с задачами обучения детей азбуке, счету или даже иностранному языку.

Программа «Подводный счет» — телеканал «Карусель»

Учимся считать до 10

Превратите уроки счета в игру . Это может быть игра в экономиста или продавца: «Дайте мне шесть яблок» или «Отсчитайте десять салфеток».

Ребенок может использовать во время такой игры счеты и палочки , делать пометки в тетради. Но если он капризничает и категорически отказывается проделывать действия, связанные со счетом – не давите на него.

Все время повторяйте с малышом цифры – даже завязывая шнурки: один шнурок завязан, два шнурка завязано, три пуговицы застегнуто, одна шапка надета.

Повторение – мать учения . Постепенно малыш и сам станет проговаривать несложные считалки и отождествлять их с предметами.

Считалочка от 1 до 10 — интернет-канал Умачка

Учимся считать до 100

Избирательная память ребенка запоминает только то, что малышу интересно. Если в семье растет гуманитарий – не ждите счета до ста на ранних порах, лучше пробуйте «буквенные загадки».

Самый простой способ выучить счет до 100 – это взять десять раз по десять. Если ребенок хорошо знает счет до десяти, то 21 будет 2 и потом 1 (не плюс, а именно потом – сразу объясните разницу между числом и сложением).

Не забудьте объяснить, что такое ноль и почему он превращает два в 20, а три – в тридцать. Это может оказаться одним из самых сложных этапов в счете до ста. Не ругайте ребенка, если он не сразу разберется что к чему.

Кстати, на подсознательном уровне знание о правильном счете все же хранится, и если на первых порах малыш упорно не хочет считать до ста – возможно, он сделает это позже, уже в школе.

Помните о том, что детский мозг – сложная штука!

Если ребенок справится с задачей — например, запомнит монетки до 20 — выдайте ему «призовой фонд». Постепенно доведите число монет до 100 и позвольте ребенку купить все что угодно в награду за обучение.

Подведем итоги

Обязательно поощряйте малыша за правильно выполненные действия. Если он принес к столу верное число ложек или правильно назвал число лампочек в люстре – не скупитесь на похвалу или даже конфеты .

Которые, кстати, тоже можно давать по числу от 1 до 10 – пусть ребенок скажет наугад. Так постепенно он поймет, что число 10 – самое большое.

И помните, что вы сами были маленькими. Вам точно так же трудно было понять, чем пятерка отличается от шестерки, и почему перевернутая шестерка это уже девятка.

Вам было трудно? Так же трудно сейчас и ребенку . Поддерживайте его на пути освоения счета, и возможно, именно в вашей семье вырастет новый Перельман или новая Мария Склодовская-Кюри.

– полезно знать и произносить с самого раннего детства. Кроме знания счета, они прекрасно тренирует память ребенка. Чем необычнее сюжет считалочки, тем быстрее она запоминается малышами.На сайте вы сможете найти считалочки для обучению счету до пяти и до десяти, надеюсь вашим деткам понравятся on-line считалочки с профессиональной озвучкой.

Считалочки on-line


Курочка
Тигр

Скачать
Котята
Вороны


Скачать Скачать

Считалочки для детей – счет до 5

Раз, два – синева!
Три, четыре – солнце в мире!
Пять, шесть – речка есть!


Е. Благина

***
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть!
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела!

***
Шли бараны по дороге
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем ноги вытирать!
Кто платочком, кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей!

***
Раз, два, три, четыре, пять!
Научилась я считать!
Протянул мне руку Колька:
«Сосчитай-ка пальцев сколько!»
Что же тут не сосчитать:
«Раз, два, три, четыре, пять!»

***
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф, не попал!
Серый зайка убежал!

***
Раз, два, три, четыре!
Жили мыши на квартире!
Чай пили, чашки били!
По три денежки платили.

***
Раз, два, три, четыре!
Кто у нас живет в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка
Мой щенок, сверчок и я.
Вот и вся моя семья!
Раз, два, три, четыре, пять!
Всех начну считать опять!

***
Раз, два, три, четыре, пять!
Нам друзей не сосчитать!
А без друга в жизни туго!
Берегите же друг друга!

***
Петушок, петушок!
Покажи свой кожушок!
Кожушок горит огнем
Сколько перешек на нем?
Раз, два, три, четыре, пять!
Не возможно сосчитать!

***
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел тигр погулять!
Он по улице идет
Ни к кому не пристает!
Но от тигра почему-то
Разбегается народ!
Э. Успенский

***
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем пальчики считать
– Крепкие, дружные,
Все такие нужные!
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые
Хоть не очень чистые!
З. Александрова

***
Раз, два, три, четыре, пять!
Надо ложки сосчитать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Надо вилки сосчитать!
Ложки, вилки, ложки, вилки…
В голове шуршат опилки!
Е. Карганова

***
Раз, два, три, четыре, пять!
Все могу я сосчитать:
И салазки на горе,
И коляски во дворе,
И девчонок и мальчишек,
Их сестренок и братишек,
И прилавки в гастрономе,
И окошки в нашем доме!
М. Пляцковский

Считалочки для детей - счет до 10.

Раз, два – синева!
Три, четыре – солнце в мире!
Пять, шесть – речка есть!
Семь, восемь – майки сбросим!
Девять, десять – загораем целый месяц!

***
Я решил ворон считать:
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть - ворона на столбе,
Семь - ворона на трубе,
Восемь – села на плакат,
Девять – кормит воронят…
Ну, а десять – это галка.
Вот и кончилась считалка!
А. Усачев

***
У лисицы новоселье
Ждет гостей в лесу веселье.
Первый гость узнал об этом
И пришел енот с букетом.

Волк с лисою кумовья:
«Мой подарок – это я!»
Первым волк хотел придти,
Да замешкался в пути.
«Вот тебе и пир горой
Неужели я второй?»

Третий- зайка озорной
Тащит чайник заварной
Вот лисичка будет рада-
Угощать гостей ей надо.
Чай заварит крепкий, мятный
Очень вкусный, ароматный.

Кто четвертый гость у нас?
Тетя мышь придет сейчас.
«Я на ярмарке была,
Книгу сказок принесла
Деткам на ночь прочитать,
Крепче детки будут спать»

Пятый гость притопал мишка
Очень маленький Топтыжка.
А подарок? В чем вопрос?
Мишка сладкий мед принес.

Еж колючий – гость шестой
- Забегал в лесок густой.
Там грибов набрал немножко
И принес лисе лукошко.

Серый ослик – гость седьмой
Возвращается домой.
Он с утра задумчив был
И подарок позабыл.
Дома, прямо у дверей:
«Побегу за ним скорей!»

Гость восьмой к лисе идет
- Очень важный рыжий кот.
Кот несет ей самовар,
Что сверкает будто жар.
«Гостя лисонька встречай
Да налей покрепче чай!»

А девятый шарик пес,
Он гармонь лисе принес.
«Здравствуй лисонька-сестрица,
Не пора ли нам мириться?
– Мы полаялись вчера
У хозяйского двора.
Ты пришла в курятник в наш,
Ну а я - хозяйский страж!»

Познакомьтесь гость десятый,
Это тигр полосатый.
Обещал он не кусаться,
На зверюшек не бросаться
У лисы на новоселье.
Пустим тигра на веселье?
М. Манакова.

***
Нелегко считать цыпляток
- Их у курицы десяток:
Этот вот забрался в таз - раз.
А другой полез в дрова - два.
В клюв лягушку не бери, три!
Вот четвертый спрыгнул в яму -
Уморить он хочет маму!
В лужу норовит опять - пять!
Под крыльцо собрался лезть - шесть!
Куд-куда! Не лезь на горку...
Семь - ему устрою порку!
Восемь - прыгнул в конуру...
Нет, ей-богу, я умру!
Где девятый? Быстро брось!
- Это не червяк, а гвоздь!
Вот десятый. Он - хороший...
Стой, куда? Не лезь в галошу!
Погодите! Куд-куда?
Разбежались кто куда...
Только всех пересчитала -
Начинай считать сначала!
А. Усачев

***
Раз – судья в свисток свистит
Два – спортсмен с мячом стоит
Три – косой осоку косим.
На четыре – сено носим.
Пять – скрипит в саду калитка.
Шесть - на листики улитка.
Семь – затих в кустах кузнечик.
Восемь – пас пастух овечек.
Девять – вечер наступает
Десять – Саша засыпает.

***
Раз – автобус нас привез.
Два – грыз косточку Барбос.
Три – у Светы есть скакалка.
На четыре - скачет галка.
Пять – барсук солому стелет.
Шесть – соседка свеклу сеет.
Семь – собака пьет из миски.
Восемь – киска ест сосиски.
Девять – солнышко садится.
Десять – спать сурок ложится.

***
Раз – слоненок строит мост.
Два – у сов короткий хвост.
Три – сорвал осел цветок.
На четыре - съел цветок
Пять - у дятла остры нос.
Шесть – сорняк на клумбе рос.
Семь – лиса в лесу сидит.
Восемь – сок в стакан налит.
Девять – скоро тихо станет.
Десять - сон приснился Тане.

***
Раз – звенит звонок в прихожей.
Два – зашел ко мне Сережа.
Три – загадку загадал.
На четыре – угадал.
Пять – заколка есть у Зины.
Шесть – змея ползет к корзине.
Семь - грызет морковку зайка.
Восемь – злится здесь хозяйка.
Девять - близится закат
Десять – спать зовут ребят.

***
Раз – царапается кот.
Два – акация цветет.
Три – у курицы яйцо.
На четыре – мой лицо.
Пять – царевна на крыльце.
Шесть - румянец на лице.
Семь – дворец большой стоит.
Восемь - в центре царь сидит.
Девять - к нам с письмом гонец.
Десять - сказки тут конец.

***
Раз – шуршит в шкафу мышонок.
Два – в кадушки лягушонок.
Три – шакал пошел в камыш.
А четыре – в шляпе мышь.
Пять – напишем в школе «шишка».
Шесть – шалит, шуршит мартышка.
Семь – на крыше наша кошка.
Восемь – шмель влетел в окошко.
Девять – шапку шьет швея.
Десять - шел по шпалам я.

***
Раз – шептались две подружки.
Два - кукушка на опушке.
Три – ношу в шалаш игрушки.
На четыре – мою ушки.
Пять – купили Даше шашки
Шесть – покушай пшенной кашки.
Семь - в лукошке три картошки.
Восемь - крошки на ладошке.
Девять – штопаем башмак.
Десять - шире держим шаг

***
Раз – щенок жует прищепку.
Два – ищейка ищет щепку.
Три – щавель положим в щи.
На четыре – мышь пищит.
Пять - щегол щебечет в чаще.
Шесть - я чищу детский плащик.
Семь – ловили мы лещей.
Восемь – борщ из овощей.
Девять – гонщик шел на площадь.
Десять – вещи тащит лошадь.

***
Раз – лакал кот молоко.
Два - олени далеко.
Три – лапшу положим в плошки.
На четыре – взяли ложки.
Пять - стекло Олег разбил.
Шесть – бульон в котле остыл.
Семь – булавок в лавке мало.
Восемь – стелем одеяло.
Девять – хлопнула хлопушка.
Десять - квакнула лягушка.

***
Раз - Володя в школу шел.
Два – тянул телегу вол.
Три – волк узел завязал.
На четыре – развязал.
Пять – был белым колобок.
Шесть – упал под стул клубок.
Семь - лошадка побежала.
Восемь - белка поскакала.
Девять – сокол в облаках.
Десять - пчелы на лугах.

***
Раз – морковка в огороде.
Два – Егор забор городит.
Три - на море пароход.
На четыре – быстрый ход.
Пять – ворона на пороге.
Шесть - крапива вдоль дороги.
Семь – рисую натюрморт.
Восемь – режу бутерброд.
Девять – роет крот нору.
Десять жук грызет кору.

***
Раз - в корыте корм для хрюшки.
Два – нарвем скорей петрушки.
Три – картошку дружно жарим.
На четыре – рыбу варим.
Пять – сугробы во дворе.
Шесть – дрова горят в костре.
Семь - в грозу грохочет гром.
Восемь - строит Рома дом.
Девять – грузим грузовик.
Десять – вырос боровик.

Почему я называю свой способ легким и даже удивительно легким? Да просто потому, что более простого и надежного способа обучения малышей счету я пока не встречал. Вы сами в этом скоро убедитесь, если воспользуетесь им для обучения своего ребенка. Для ребенка это будет просто игрой, а все, что потребуется от родителей – это уделять этой игре по несколько минут в день, и если будете придерживаться моих рекомендаций, то раньше или позже ваш ребенок обязательно начнет считать наперегонки с вами. Но возможно ли такое, если ребенку всего три или четыре года? Оказывается, вполне возможно. Во всяком случае, я успешно делаю это более десяти лет.

Весь процесс обучения я излагаю далее очень подробно, с детальным описанием каждой обучающей игры, для того чтобы его смогла повторить со своим ребенком любая мама. А, кроме того, в Интернете на моем сайте «Семь ступенек к книжке» (сайт) я разместил видеозаписи фрагментов моих занятий с детьми, чтобы сделать эти уроки еще более доступными для воспроизведения.

Сначала несколько вступительных слов.

Первый вопрос, который возникает у некоторых родителей: а стоит ли начинать учить ребенка счету до школы?

Я считаю, что обучать ребенка нужно тогда, когда он проявляет интерес к предмету обучения, а не после того, как этот интерес у него угас. А интерес к счету и подсчитыванию проявляется у детей рано, его надо лишь слегка подпитывать и незаметно день ото дня усложнять игры. Если же ваш ребенок почему-то безразличен к пересчитыванию предметов, не говорите себе: «У него нет склонности к математике, я тоже в школе по математике отставала». Постарайтесь пробудить в нем этот интерес. Просто включите в его развивающие игры то, что вы до сих пор упускали: пересчитывание игрушек, пуговичек на рубашке, ступенек при ходьбе и т.п.

Второй вопрос: каким способом лучше обучать ребенка?

Ответ на этот вопрос вы получите, прочитав здесь полное изложение моей методики обучения устному счету.

А пока хочу предостеречь вас от применения некоторых способов обучения, не приносящих ребенку пользу.

«- Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно сначала к 2-м прибавить 1, получится 3, потом к 3-м прибавить еще 1, получится 4, и, наконец, к 4-м прибавить еще 1, в результате будет 5»;
«- Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно сначала отнять 1, останется 4, потом от 4-х отнять еще 1, останется 3, и, наконец, от 3-х отнять еще 1, в результате останется 2».

Этот, к сожалению, распространенный способ вырабатывает и закрепляет привычку к медленному подсчитыванию и не стимулирует умственное развитие ребенка. Ведь считать – значит складывать и отнимать сразу целыми числовыми группами, а не добавлять и убавлять по единичке, да еще и с помощью пересчитывания пальчиков или палочек. Почему же этот не полезный для ребенка способ так распространен? Думаю, потому что так проще учителю. Надеюсь, что некоторые учителя, ознакомившись с моей методикой, откажутся от него.

Не начинайте учить ребенка считать с помощью палочек или пальцев и следите, чтобы он не начал пользоваться ими позже по совету старшей сестрички или братика. Научить считать на пальцах легко, а отучить трудно. Пока ребенок считает по пальцам, механизм памяти не задействован, в памяти не откладываются результаты сложения и вычитания целыми числовыми группами.

И, наконец, ни в коем случае не используйте появившийся в последние годы способ счета «по линеечке»:

«- Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 2, отсчитать от нее вправо 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 5»;
«- Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 5, отсчитать от нее влево 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 2».
Этот способ счета с использованием такого примитивного «калькулятора», как линеечка, как будто нарочно придуман для того, чтобы отучить ребенка думать и запоминать. Чем так учить считать, лучше вовсе не учить, а сразу показать, как пользоваться калькулятором. Ведь этот способ, точно так же, как и калькулятор, исключает тренировку памяти и тормозит умственное развитие малыша.

На первом этапе обучения устному счету необходимо научить ребенка считать в пределах десяти. Нужно помочь ему прочно запомнить результаты всех вариантов сложения и вычитания чисел в пределах десяти так, как помним их мы, взрослые.

На втором этапе обучения дошкольники осваивают основные методы сложения и вычитания в уме двузначных чисел. Главным теперь уже является не автоматическое извлечение из памяти готовых решений, а понимание и запоминание способов сложения и вычитания в последующих десятках.

Как на первом, так и на втором этапе обучение устному счету происходит с применением элементов игры и состязательности. С помощью обучающих игр, выстроенных в определенной последовательности, достигается не формальное заучивание, а осознанное запоминание с использованием зрительной и тактильной памяти ребенка с последующим закреплением в памяти каждого усвоенного шага.

Почему я учу именно устному счету? Потому что только устный счет развивает память, интеллект ребенка и то, что мы называем смекалкой. А именно это и потребуется ему в последующей взрослой жизни. А писание «примеров» с длительным обдумыванием и вычислением ответа на пальчиках дошкольнику ничего, кроме вреда, не приносит, т.к. отучает думать быстро. Примеры он будет решать позже, в школе, отрабатывая аккуратность оформления. А сообразительность необходимо развить в раннем возрасте, чему способствует именно устный счет.

Еще до того как начать обучение ребенка сложению и вычитанию, родители должны научить его пересчитывать предметы на картинках и в натуре, считать ступеньки на лестнице, шаги на прогулке. К началу обучения устному счету ребенок должен уметь сосчитать хотя бы пять игрушек, рыбок, птичек, или божьих коровок и при этом освоить понятия «больше» и «меньше». Но все эти разнообразные предметы и существа не следует использовать в дальнейшем для обучения сложению и вычитанию. Обучение устному счету нужно начинать со сложения и вычитания одних и тех же однородных предметов, образующих определенную конфигурацию для каждого их числа. Это позволит задействовать зрительную и тактильную память ребенка при запоминании результатов сложения и вычитания целыми числовыми группами (см. видеофайл 056). В качестве пособия для обучения устному счету я применил набор небольших счетных кубиков в коробочке для счета (подробное описание – далее). А к рыбкам, птичкам, куклам, божьим коровкам и прочим предметам и существам дети вернутся позже, при решении арифметических задач. Но к этому времени сложение и вычитание любых чисел в уме уже не будет представлять для них сложности.

Для удобства изложения я разбил первый этап обучения (счет в пределах первого десятка) на 40 уроков, а второй этап обучения (счет в последующих десятках) еще на 10-15 уроков. Пусть вас не пугает большое количество уроков. Разбивка всего курса обучения на уроки приблизительна, с подготовленными детьми я прохожу иногда по 2-3 урока за одно занятие, и вполне возможно, что вашему малышу так много занятий не потребуется. Кроме того, уроками эти занятия можно назвать лишь условно, т.к. продолжительность каждого составляет лишь 10-20 минут. Их можно также совмещать с уроками чтения. Заниматься желательно два раза в неделю, а выполнению домашних заданий достаточно уделять по 5-7 минут в остальные дни. Самый первый урок нужен не каждому ребенку, он разработан лишь для детей, которые еще не знают цифры 1 и, глядя на два предмета, не могут сказать, сколько их, не подсчитав предварительно пальчиком. Их обучение необходимо начинать практически «с чистого листа». Более подготовленные дети могут начинать сразу со второго, а некоторые – с третьего или четвертого урока.

Я провожу занятия одновременно с тремя детьми, не более, чтобы удерживать внимание каждого из них и не давать им скучать. Когда уровень подготовки детей несколько отличается, приходится заниматься с ними поочередно разными задачками, все время переключаясь с одного ребенка на другого. На начальных уроках присутствие родителей желательно для того, чтобы они поняли суть методики и правильно выполняли несложные и коротенькие ежедневные домашние задания со своими детьми. Но разместить родителей надо так, чтобы дети забыли об их присутствии. Родители не должны вмешиваться и одергивать своих детей, даже если те шалят или отвлекаются.

Занятия с детьми устным счетом в небольшой группе можно начинать, приблизительно, с трехлетнего возраста, если они уже умеют подсчитывать пальчиком предметы, хотя бы до пяти. А с собственным ребенком родители вполне могут заниматься начальными уроками по этой методике и с двух лет.

Первый этап.
Обучение счету в пределах первого десятка (уроки №1 — №40).

Начальные уроки первого этапа (№1 — №5). Обучение счету в пределах пяти.

Для проведения начальных уроков потребуются пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и пять кубиков с размером ребра примерно 1,5-2 см, установленных в коробочке (см. рисунок 1 Приложения 1). В качестве кубиков я использую продающиеся в магазинах развивающих игр «кубики знаний», или “learning bricks”, по 36 кубиков в коробке. На весь курс обучения вам потребуются три таких коробки, т.е. 108 кубиков. Для начальных уроков я беру пять кубиков, остальные понадобятся позже. Если вам не удастся подобрать готовые кубики, то их несложно будет изготовить самостоятельно. Для этого нужно лишь распечатать на плотной бумаге, 200-250 г/м2, рисунок 2 Приложения 1, а затем вырезать из него заготовки кубиков, склеить их в соответствии с имеющимися указаниями, заполнить любым наполнителем, например, какой-нибудь крупой, и оклеить снаружи скотчем. Необходимо также изготовить коробочку для установки этих пяти кубиков в ряд. Склеить ее так же просто из распечатанного на плотной бумаге и вырезанного рисунка 3 Приложения 1. На дне коробочки начерчены пять клеток по размеру кубиков, кубики должны помещаться в ней свободно. А цифры 1, 2, 3, 4, 5 нужно вырезать из распечатанной на плотной бумаге таблицы 1 Приложения 2.

Вы уже поняли, что обучение счету на начальном этапе будет производиться с помощью пяти кубиков и коробочки с пятью клетками для них. В связи с этим возникает вопрос: а чем же способ обучения с помощью пяти счетных кубиков и коробочки с пятью клетками лучше обучения при помощи пяти пальцев? Главным образом тем, что коробочку учитель время от времени может накрывать ладонью или убирать, благодаря чему расположенные в ней кубики и пустые клетки очень скоро запечатлеваются в памяти ребенка. А пальцы ребенка всегда остаются при нем, он может их увидеть или нащупать, и в запоминании просто не возникает необходимости, стимулирование механизма памяти не происходит.

Не следует также пытаться заменять коробочку с кубиками счетными палочками, другими предметами для счета или кубиками, не составленными в коробочке в ряд. В отличие от кубиков, выстроенных в ряд в коробочке, эти предметы располагаются беспорядочно, не образуют постоянной конфигурации и потому не откладываются в памяти в виде запомнившейся картинки.

Урок №1

До начала урока выясните, какое количество кубиков ребенок способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Обычно к трем годам дети могут сказать сразу, не подсчитывая, сколько в коробке кубиков, если их количество не превышает двух или трех, и лишь некоторые из них видят сразу четыре. Но есть дети, которые пока могут назвать лишь один предмет. Для того чтобы сказать, что видят два предмета, они должны посчитать их, показывая пальчиком. Для таких детей и предназначен первый урок. Остальные присоединятся к ним позже.

Чтобы определить, какое количество кубиков ребенок видит сразу, ставьте попеременно в коробочку разное количество кубиков и спрашивайте: «Сколько кубиков в коробочке? Не считай, скажи сразу. Молодец! А сейчас? А сейчас? Правильно, молодец!» Дети могут сидеть или стоять у стола. Коробочку с кубиками ставьте на стол рядом с ребенком параллельно кромке стола.

Для выполнения заданий первого урока оставьте детей, которые пока могут определить только один кубик. Играйте с ними поочередно.

1.Игра «Приставляем цифры к кубикам» с двумя кубиками.

Положите на стол карточку с цифрой 1 и карточку с цифрой 2. Поставьте на стол коробочку и вложите в нее один кубик. Спросите ребенка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит «один», покажите ему и назовите цифру 1 и попросите положить ее рядом с коробочкой. Добавьте в коробочку второй кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком. После того как ребенок скажет, что в коробочке уже два кубика, покажите ему и назовите цифру 2 и попросите убрать от коробочки цифру 1, а на ее место положить цифру 2. Повторите эту игру несколько раз. Очень скоро ребенок запомнит, как выглядят два кубика, и начнет называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифры 1 и 2 и будет придвигать к коробочке цифру, соответствующую количеству кубиков в ней.

2.Игра «Гномики в домике» с двумя кубиками.

Скажите ребенку, что сейчас будете играть с ним в игру «Гномики в домике». Коробочка – это понарошку домик, клеточки в ней – комнатки, а кубики – гномики, которые в них живут. Поставьте один кубик на первую клеточку слева от ребенка и скажите: «Один гномик пришел в домик». Потом спросите: «А если к нему придет еще один, сколько гномиков будет в домике?» Если ребенок затрудняется ответить, поставьте второй кубик на стол рядом с домиком. После того как ребенок скажет, что теперь в домике будет два гномика, позвольте ему поставить второго гномика рядом с первым на вторую клеточку. Затем спросите: «А если теперь один гномик уйдет, сколько гномиков останется в домике?» На этот раз ваш вопрос не вызовет затруднения и ребенок ответит: «Один останется».

Потом усложните игру. Скажите: «А теперь сделаем домику крышу». Накройте коробочку ладонью и повторите игру. Каждый раз, когда ребенок скажет, сколько гномиков стало в домике, после того как один пришел, или сколько их в нем осталось, после того как один ушел, убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубик и убеждаться в правильности своего ответа. Это способствует подключению не только зрительной, но и тактильной памяти ребенка. Убирать всегда нужно последний кубик, т.е. второй слева.

Играйте в игры 1 и 2 поочередно со всеми детьми в группе. Скажите родителям, присутствующим на уроке, что дома они должны играть со своими детьми в эти игры ежедневно один раз в день, если только дети сами не просят больше.

Урок №2

На втором уроке к играм могут присоединиться дети, которые при тестировании на уроке №1 сумели сказать сразу, не подсчитывая, что в коробочке два кубика. Если таких детей окажется много, желательно разбить их на группы по три ребенка. Играйте с детьми поочередно.

1.Игра «Приставляем цифры к кубикам» с тремя кубиками.

Положите на стол три карточки с цифрами 1, 2 и 3. Поставьте на стол коробочку и вложите в нее два кубика. Спросите ребенка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит «два», попросите его положить рядом с коробочкой цифру 2 (цифры 1 и 2 он уже знает). Добавьте в коробочку третий кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком. После того как ребенок скажет, что в коробочке уже три кубика, покажите ему и назовите цифру 3 и попросите убрать от коробочки цифру 2, а на ее место положить цифру 3. Затем уберите из коробочки два кубика и спросите, сколько кубиков осталось. После того как ребенок ответит «один», попросите его убрать от коробочки цифру 3, а на ее место положить цифру 1. Повторите эту игру несколько раз. Очень скоро ребенок запомнит, как выглядят три кубика, и начнет называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифру 3 и теперь будет знать уже цифры 1, 2, 3 и придвигать к коробочке цифру, соответствующую количеству кубиков в ней.

2.Игра «Гномики в домике» с тремя кубиками.

Играйте так же, как и на уроке №1 (см. урок №1, п. 2), но на этот раз гномики будут приходить в домик и уходить из него и по одному, и по два. Начинайте игру с открытой коробочкой, а потом делайте крышу, накрывая коробочку ладонью. Проиграйте с каждым ребенком все возможные варианты сложения и вычитания в пределах трех. Можете также спросить: «А если три уйдут, сколько останется?» Когда ребенок ответит, что ни одного не осталось, скажите ему, что «ни одного» иначе называется ноль. Покажите ему цифру 0, которую для этого тоже можно вырезать из таблицы 1 Приложения 2. Каждый раз после ответа ребенка убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубики и убеждаться в правильности своего ответа. Убирать всегда нужно последние кубики, считая их слева направо от ребенка.

3.Игра в «Карты» с цифрами 1, 2 и 3.

Бросайте ребенку вразброс карточки с цифрами 1, 2, 3. Если назвал правильно – выиграл, если ошибся, вы называете цифру правильно, забираете ее себе, а через один ход опять даете ее ребенку. Когда выиграет все, попросите его сложить цифры в столбик по порядку.

Играйте в игры 1, 2 и 3 поочередно со всеми детьми в группе. Скажите родителям, присутствующим на уроке, что дома они должны играть со своими детьми в эти игры ежедневно один раз в день, если только дети сами не просят больше. Примечание. Не переходите к следующему уроку, если после урока №2 ребенок не хочет сказать сразу, не подсчитывая, что в коробочке три кубика. Чтобы помочь такому ребенку преодолеть привычку к подсчету с помощью пальчика, повторяйте с ним какое-то время игры урока №2.

Урок №3

На третьем уроке к играм могут присоединиться дети, которые при тестировании на уроке №1 сумели сказать сразу, не подсчитывая, что в коробочке три кубика. Если таких детей окажется много, желательно разбить их на группы по три ребенка. Играйте с детьми поочередно.

1.Игра «Приставляем цифры к кубикам» с четырьмя кубиками.

Положите на стол четыре карточки с цифрами 1, 2, 3 и 4. Поставьте на стол коробочку и вложите в нее три кубика. Спросите ребенка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит «три», попросите его положить рядом с коробочкой цифру 3 (цифры 1, 2 и 3 он уже знает). Добавьте в коробочку четвертый кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком. После того как ребенок скажет, что в коробочке уже четыре кубика, покажите ему и назовите цифру 4 и попросите убрать от коробочки цифру 3, а на ее место положить цифру 4. Затем уберите из коробочки два кубика и спросите, сколько кубиков осталось. После того как ребенок ответит «два», попросите его убрать от коробочки цифру 4, а на ее место положить цифру 2. Затем уберите еще один кубик и спросите, сколько кубиков осталось. Ребенок уже понял смысл этой игры. Он скажет, что в коробочке остался один кубик, отодвинет цифру 2 и придвинет к коробочке цифру 1. Повторите эту игру несколько раз. Очень скоро ребенок запомнит, как выглядят четыре кубика, и начнет называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифру 4 и теперь будет знать уже цифры 1, 2, 3, 4 и придвигать к коробочке цифру, соответствующую установленному в ней количеству кубиков.

2.Игра «Подели пополам» с четырьмя кубиками.

Поставьте в коробочку четыре кубика и попросите ребенка поделить их между вами и им поровну, чтобы у каждого было одинаковое количество кубиков. Когда ребенок возьмет себе два кубика и даст вам столько же, попросите его сказать, сколько кубиков у него и сколько у вас.

3.Игра «Гномики в домике» с четырьмя кубиками.

Играйте так же, как и на предыдущих уроках, но на этот раз гномики будут приходить в домик и уходить из него и по одному, и по два, и по три. Начинайте игру с открытой коробочкой, а потом делайте крышу, накрывая коробочку ладонью. Если при накрытой коробочке ребенку еще сложно догадаться, сколько всего гномиков окажется в домике после того, как к уже имеющимся там добавятся еще два или три, поставьте эти два или три кубика рядом с накрытой коробочкой. Так ребенку будет легче мысленно сложить одни кубики с другими. А если при накрытой коробочке ему сложно догадаться, сколько гномиков останется в домике после того, как два или три уйдут, достаньте эти два или три кубика из коробочки так, чтобы не было видно, сколько в коробочке еще осталось кубиков, и поставьте их рядом с коробочкой. Например, в коробочке было четыре гномика, а ушли три. Ребенок еще не забыл, как выглядели те четыре, и, взглянув на три кубика, которые вы достали из-под ладони и поставили рядом, без всяких разъяснений догадается, что под крышей в домике остался один. Проиграйте с каждым ребенком все возможные варианты сложения и вычитания в пределах четырех. Можете также напомнить, что в пустой коробочке ноль кубиков. Начните игру с того, что установите все четыре кубика, накройте коробочку и спросите: «Сколько гномиков в домике сейчас? Правильно, четыре. А если два уйдут, сколько останется?» Если ребенок не сможет сразу ответить, напомните ему, как он только что делил четыре пополам: два кубика взял себе и два дал вам.

При сложении сначала прибавляйте к большему числу меньшее, а сразу после этого – наоборот, к меньшему большее. Сделайте это поначалу при открытой коробочке и наглядно покажите ребенку, что если, к примеру, к трем гномикам пришел один, то их станет четыре, а если к одному придут три, то тоже будет четыре. Не требуйте, чтобы ребенок понял и усвоил это объяснение с первого раза. До него это дойдет постепенно.

Каждый раз после ответа ребенка убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубики и убеждаться в правильности своего ответа (убирать всегда нужно последние кубики, считая их слева направо от ребенка).

Полное изложение можно скачать на левой панели этой страницы

 

 

Это интересно: