→ К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия. Основные свойства и закономерности ощущений Основные свойства памяти

К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия. Основные свойства и закономерности ощущений Основные свойства памяти

Ощущения

    Понятие «ощущение»

    Виды ощущений: экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные

    Закономерности ощущений: пороги, адаптация, взаимодействие, синестезия.

Требование : уметь классифицировать виды ощущений.

1. Понятие «ощущение»

Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Органы чувств - это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга.

*Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой, но осознавать свои ощущения могут только те из них, у кого есть головной мозг с высокоразвитой корой. Если последняя временно отключается (с помощью наркоза или наркотиков), то индивид утрачивает способность осознанно реагировать даже на сильнодействующие болезненные раздражители

2. Виды ощущений: экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные

Английский физиолог И. Шеррингтон выделил три основных класса ощущений:

1) экстероцептивные , возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела.

2) интероцептивные (органические) , сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т. п.);

3) проприоцептивные , расположенные в мышцах и сухожилиях, с помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию: о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т. п.

3. Закономерности ощущений: пороги, адаптация, взаимодействие, синестезия

Пороги ощущений

Нижний порог ощущения -та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. (Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора).

Верхний порог ощущения - та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться. (Человек слышит, например, 20 000 колебаний в 1 сек. Абсолютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощущений меняется с возрастом. На величину абсолютного порога может влиять характер деятельности человека, его функциональное состояние, сила и длительность раздражения и др.)

Разностный порог ощущения (порог различения) - тa минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. (Для того, чтобы эту разницу уловить, необходимо, чтобы она достигла определенной величины. Например, звуки в 400 - 402 колебания в 1 сек. воспринимаются как звуки одинаковой высоты; 2 груза весом 500 и 510 г кажутся одинаково тяжелыми. Чем меньше величина разностного порога, тем выше дифференцировочная способность данного анализатора различать раздражения).

Адаптация

Адаптация - повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем не одинакова: высокая адаптируемость отмечается при обонянии, в тактильных ощущениях (человек быстро перестает замечать давление одежды на тело) и значительно медленнее происходит зрительная и слуховая адаптация. Наименьшей степенью адаптации отличаются болевые ощущения: боль - это сигнал об опасных нарушениях в работе организма, и понятно, что быстрая адаптация болевых ощущений могла бы грозить ему гибелью.

Взаимодействие ощущений, синестезия

Повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений или появления других раздражителей называется сенсибилизацией . Чувствительность анализатора может быть повышена с помощью фармакологических средств, а также при деятельности других анализаторов.

Синестезия - иногда под действием одного раздражителя могут возникать ощущения, характерные для другого. (Например, у некоторых людей музыка вызывает цветовые ощущения, а некоторые цветовые сочетания в свою очередь влияют на температурную чувствительность).

К закономерностей ощущений относятся:

Пороги ощущений;

Адаптация;

Сенсибилизация;

Взаимодействие ощущений: компенсация; синестезия.

Первая из указанных закономерностей является психофізичною , то есть касается отношений между психикой и физическим миром; другие психофизиологическим , т.е. касаются взаимодействия психики и нервной системы человека.

Пороги ощущение делятся на абсолютные и относительные (дифференциальные, різнісні) ; абсолютные пороги бывают верхними и нижними. Все виды ощущений возникают при воздействии соответствующих раздражителей. Однако чтобы вызвать ощущение, необходимо, чтобы интенсивность раздражителя была достаточной. Переход от неосязаемых стимулов к ощутимым происходит не постепенно, а скачками. Минимальная силу раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущений . Дальнейшее увеличение в силу раздражителей, действующих на рецепторы, вызывает или исчезновение ощущения, или болезненное ощущение (например, громкий звук, яркость, что ослепляет глаза). Верхним абсолютным порогом называется максимальная сила раздражителя, при которой еще сохраняется адекватное действующем раздражителю ощущение .

За величину абсолютного порога принимается значение стимула, примерно соответствующее 50% случаев возникновения и отсутствия ощущений. Нижний порог дает количественное выражение для ощущений, что положительно обратной зависимостью: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Величина абсолютных порогов меняется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния анализатору, силы и продолжительности раздражение и т.п.

Кроме величины абсолютных порогов, ощущения характеризуются также относительным (дифференциальным или різнісним) порогом. Это величина, на которую должен быть изменен восходящий стимул, который уже вызывает ощущение, чтобы человек заметила, что он действительно изменился . Для раздражителей средней интенсивности эта величина является постоянной. Так, в ощущении давления величина приложении, необходимого для получения едва заметной разницы, всегда должна равняться примерно 1/30 исходного веса, для действия звука 1/10, для действия света 1/100.

Перейдем к изложению психофизиологических закономерностей ощущение .

Адаптация, или приспособление органа к длительному воздействию раздражителю выражается в изменении чувственности - снижении или повышении ее . Различают три разновидности этого явления:

Полное исчезновение ощущений в процессе длительного воздействия раздражителя. Например, четкое исчезновения обоняния, связанное с любым продолжалось действующим запахом, в то время как чувственность в других запахов сохраняется

Притупление чувства под влиянием в силу сильного раздражителя. Например, световая адаптация, связана со снижением чувствительности глаза при интенсивном световом раздражении, когда с полутемную комнату попадаешь в ярко освещенное пространство

Повышения чувственности под влиянием в силу слабого раздражителя. Например, для зрительного анализатора - это адаптация к темноте, а для слухового анализатора - адаптация к тишине.

С адаптацией тесно связано и явление контраста , что отражается в изменении чувственности под влиянием предшествующего раздражителю (или сопровождает его). Так, действие контраста обостряет ощущение кислого после ощущение сладкого, ощущение холодного после горячего и др. Следует отметить также свойство рецепторов задерживать ощущение, что выражается в более-менее продолжительной последействия раздражений. Благодаря этому происходит слияние отдельных ощущений в единое целое, как, например, при восприятии мелодии, картины и др.

Сенсибилизацией называют стойкое повышение чувствительности определенных органов чувств путем их тренировки. Сенсибилизация в ее генезисе привычно является связанным с взаимодействием ощущений.

Взаимодействием ощущений называется изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других анализаторов. Это взаимодействие анализаторов оказывается в таких явлениях:

Раздражение одного анализатора влияет на пороги чувствительности другого. Например, чувственность зрительного анализатора повышается при слабых звуковых раздражителям и снижается при громких шумах; слуховые ощущения усиливаются при слабых световых раздражениях и ослабляются при силу интенсивных световых раздражителей; под влиянием слабых болевых раздражений повышаются тактильные, обонятельные, слуховые, зрительные ощущения. Обонятельные ощущения влияют на пороги зрительных и др. Общая закономерность в том, что слабые раздражители повышают, а сильные снижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии . Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов также иногда называют сенсибилизацией (другое понимание этого термина).

Взаимосвязь ощущений проявляется и в синестезии-слиянии качеств различных сфер чувственности, когда любой раздражитель, действуя на соответствующий орган ощущения, вызывает не только чувство специфическое для данного органа чувств, но в то же время еще и дополнительное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств . Известно, что Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин владели цветным слухом. В языке встречаются выражения, отражающие синестезию разнообразных видов ощущений: «яркий цвет», «повышенный вкус», «теплый или холодный колорит», «мелодичный голос» и др. Теоретическая природа этого явления не вполне выяснена.

Компенсацией называется явление, когда один анализатор берет на себя функции другого . В условиях полного выпадения или частичного снижения чувствительности к некой модальности раздражителей возрастает чувствительность к раздражителям другой модальности. Так у слепых людей возрастает чувствительность слухового анализатора. Компенсационный взаимосвязь ощущений наглядно наблюдается в случаях сенсорной депривации. Сенсорная депривация - длительное, более-менее полное лишение человека сенсорных впечатлений . В состоянии сенсорной депривации у человека может вырасти нав"язуваність, нарушится концентрация внимания и нормальная течение мыслей, возникнуть депрессивное состояние и галлюцинации. Информационный нужда организм пытается компенсировать за счет анализаторных систем, что остались, путем повышения их чувствительности.

Разнообразные виды ощущений характеризуются не только особенностями, но и общими для них характеристиками. К ним относятся:

Модальность (качественная характеристика);

Интенсивность, или сила (количественная характеристика);

Продолжительность (временная характеристика);

Локализация (пространственная характеристика).

Модальность как качественная характеристика ощущение, является главным в определении специфики ощущений. Она зависит от особенностей и назначения рецептора и от специфических особенностей раздражителя.

Интенсивность ощущение его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора .

Продолжительность ощущений является их временной характеристикой, она зависит от продолжительности действия раздражителя и от инерции ощущение (ощущение возникает позже встречи рецептора с раздражителем и держится дольше).

В локализации раздражителя в пространстве большую роль играет взаимодействие ощущений. Пространственный анализ, осуществляемый дистантними рецепторами (зрительный, слуховой, обонятельный), позволяет судить о расположении раздражителя в пространстве как таковом. Контактные ощущение (тактильные, болезненные, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на которую влияет раздражитель.

Временная и пространственная характеристики выступают предпосылкой для формирования способности оценки пространственно-временных характеристик предметов и явлений в восприятии.

Общими свойствами ощущений является качество, интенсивность, продолжительность и локализация.

Качество - это свойство ощущения, которое отличает его от других. Качественно отличаются ощущения одного вида от другого, а также различные ощущения в пределах одного и того же вида. Примерами качеств, ощущений есть разные цветовые тона и оттенки, звуки различной высоты, различные запахи, вкусы и т.д. Качество каждого ощущения определяется свойством того объекта, который его вызывает. Каждый анализатор отражает большой диапазон качеств. Образ восприятия отражает предметную определенность мира. Качества, данные в ощущениях, входят как составная часть в предметную характеристику восприятий.

Интенсивность ощущений - это их количественная характеристика. Ощущение одного и того же качества всегда бывают сильнее или слабее. Интенсивность определяется силой раздражителя. Количественная и качественная характеристика раздражителя тесно связаны между собой.

Для каждого ощущения характерна также продолжительность , что представляет собой его временную характеристику. Продолжительность ощущения зависит от продолжительности действия раздражителя.

Ощущениям характерна локализация . Это означает, что любой образ ощущения имеет элементы пространственного расположения раздражителя. Цвет, свет, звук соотносятся с источником. Тактильные, болевые, температурные ощущения - с той частью тела, которая вызывает данное ощущение. При этом локализация болевых ощущений бывает более размытой и менее точной.

Общие закономерности ощущений Пороги чувствительности

Раздражитель, действуя на анализатор, не всегда вызывает чувство. Прикосновения пушинки к телу нельзя почувствовать. Если действует очень сильный раздражитель, может наступить момент, когда ощущение перестают возникать. Звуков с частотой более 20 тысяч Герц мы не слышим. Слишком сильный раздражитель может вызвать боль. Следовательно, ощущения возникают при действии раздражителя определенной интенсивности.

Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущений и силой раздражителя выражает понятие порога чувствительности. Есть такие пороги чувствительности: нижний абсолютный, верхний абсолютный и порог чувствительности различения.

Та наименьшая сила раздражителя, которая, действуя на анализатор, вызывает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности . Нижний порог характеризует остроту чувствительности анализатора.

Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует наглядное отношение: чем ниже порог, тем выше чувствительность, и наоборот. Наши анализаторы являются очень чувствительными органами. Они возбуждаются очень малой силой энергии соответствующих им раздражителей. Это касается в первую очередь слуха, зрения и обоняния. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих ароматных веществ не превышает 8 молекул. А для того чтобы вызвать вкусовые ощущения, необходимо по крайней мере в 25 000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения. Та самая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом чувствительности . Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Эту психологическую закономерность должен предусмотреть учитель, особенно начальных классов. Некоторые дети имеют пониженную слуховую и зрительную чувствительность. Чтобы они хорошо видели и слышали, необходимо создавать условия для наилучшего отображения языка учителя и записей на доске. С помощью органов чувств мы можем не только констатировать наличие или отсутствие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их силе, интенсивности и качеству.

Минимально увеличить силу действующего раздражителя, который вызывает едва заметные различия между ощущениями, называется порогом чувствительности различения .

В жизни мы постоянно замечаем изменение в освещенности, увеличении или уменьшение звука. Это и есть проявления порога различения или дифференциального порога.

Если попросить двух-трех человек разделить пополам линию длиной около метра, то увидим, что у каждого будет своя точка деления. Надо измерить результаты линейкой. Кто разделил точнее, у того и лучшая чувствительность различения. Отношение определенной группы ощущений к увеличению величины первоначального раздражителя является постоянной величиной. Это установил немецкий физиолог Э. Вебер (1795-1878).

На основе учения Вебера, немецкий физик Г. Фехнер (1801 - 1887) экспериментально показал, что рост интенсивности ощущения не прямо пропорционален росту силы раздражителя, но медленнее. Если сила раздражителя возрастает в геометрической прогрессии, интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии. Это положение формулируется еще и так: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Оно получило название закона Вебера-Фехнера.

Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. При действии очень сильного раздражителя может наступить момент, когда перестают возникать ощущения. Звуки с частотой выше 20 тысяч герц мы не слышим. Сверхсильный раздражитель вместо ощущения данного вида вызывает боль. Следовательно, ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога ощущений, или порога чувствительности.

Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой.

Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные – понижают. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией.

Контраст ощущений . Контраст – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст.

Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

Явление синестезии. Синестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Взаимодействие ощущений, происходящее в центральных ядрах анализатора, приводит к тому, что у человека под давлением, например, звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода. Такое взаимовлияние получило название синестезии.

Восприятие, его классификация, основные свойства образа восприятия

Восприятие - психический процесс отражения предметов или явлений, складывающийся целостно. Это не пассивное отражение реальности, а осмысленное.

Виды восприятия :
зрительное
слуховое
восприятие движения
восприятие времени
полное / неполное
глубокое / поверхностное
точное / иллюзорное
быстрое / медленное (в зависимости от типа темперамента).

Классификация видов восприятия:
1) в зависимости от форм отражения:
пространства
времени
движения
2) в зависимости от цели:
преднамеренное/непреднамеренное
организованное (учебный процесс)/неорганизованное (стихийное)

Свойства восприятия:
1) избирательность - выделение одного предмета или явления на фоне других;
2) предметность - способность человека воспринимать мир в форме отдельных друг от друга предметов;
3) апперцепция - зависимость нашего восприятия от прошлого опыта;
4) осмысленность;
5) контрастность - восприятие по цвету, форме;
6) целостность - восприятие объекта в целом, а не отдельных его свойств;
7) константность - человек воспринимает окружающий мир постоянным.

О механизмах восприятия времени в психологии известно меньше, чем о пространстве. Предполагается, что в организме человека есть «биологические часы» - строго ритмические, точно выверенные во времени биологические процессы, анализируя которые мы судим о времени. Также человек может жить в настоящем, прошедшем и будущем времени, тем самым замедляя либо ускоряя ход своей жизни.

Психологические особенности восприятия времени:
интересные события проходят быстро, а неинтересные – медленно.
пустые отрезки далекого прошлого кажутся мгновенными, а интересные воспринимаются по временной длительности.
человек с восприятием времени рождается, но пониманию времени он обучается.

Пространство – то, что окружает человека. Предметы, расположенные в пространстве, имеют форму, величину, место расположения. Они также характеризуются расстоянием от человека и собственными параметрами: ширина, высота, глубина. Оценка и восприятие всего этого с помощью органов зрения называется восприятием пространства.

Особенности восприятия пространства:
следует воспринимать «личное» и «общественное» пространство, которое играет особую роль в общении человека. Личное пространство человека зависит от жизненной ситуации (по возрасту, особенностям жизненного уклада).
иллюзорное восприятие действительности. Иллюзия – мнимое искажение предметов.

Память. Виды, процессы и свойства памяти.

Память хранит и частично перерабатывает всю информацию, которая поступает к нам из внешнего мира и от сознания.

Основные процессы памяти.

1. Сохранение – это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Это необходимо для обогащения опыта, пополнения новыми знаниями.

2. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную.

3. Узнавание – это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия.

Виды памяти:

Виды памяти классифицируют по следующим признакам: степень осознанности запоминаемой информации (образов), характер психической активности, продолжительность сохранения образов, цели исследования, характер связи с целями деятельности.

Характер психической активности зависит от того, какие виды анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга включены в процессы памяти. Исходя из этого выделяют память: образную, двигательную, эмоциональную, словесно-логическую.

Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Различают подвиды образной памяти: зрительную (визуальную),слуховую (звуковую, аудиальную), вкусовую, обонятельную; тактильную.

Двигательная (она же моторная) память - это способность запоминать, сохранять и воспроизводить различные характеристики движения, их амплитуду, быстроту, темп, ритм, последовательность (езда на велосипеде, плавание, игра в волейбол и пр.).

Эмоциональная память - это память на. Пережитые и сохраненные в памяти эмоциональные состояния выступают как сигналы либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Словесно-логическая (семантическая) память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги. Данный вид памяти по степени участия мышления делят на механическую и логическую.

Основные свойства памяти:

1) емкость (объем)- пространственная характеристика памяти, определяемая предельно возможным количеством информации, сохраняемой памятью.

2) скорость запоминания - это временная характеристика памяти, заключающаяся в быстроте усвоения и закрепления в памяти поступающей информации.

3) длительность хранения - это временная характеристика памяти, определяемая периодом от поступления информации в память до ее исчезновения или значительного искажения, изменяющего суть соответствующих сведений.

4) точность воспроизведения - это информационная характеристика памяти, отражающая степень безошибочности воспроизведения информации и характеризуемая степенью различия между исходно поступившей в память информацией (на «входе») и ее аналогом при воспроизведении (на «выходе»).

5) скорость воспроизведения - это временная характеристика памяти, обусловленная быстротой извлечения нужной информации из памяти.

6) помехоустойчивость - это энергетическая характеристика памяти, заключающаяся в способности памяти противостоять воздействиям, побочным по отношению к ее работе с актуально значимым мнемическим материалом и препятствующим его полноценному запоминанию, хранению или воспроизведению.

1. Количественнаяхарактеристика /интенсивностьощущений (громко/тихо, остро/слабо) – зависит от силы воздействия и функционального состояния рецептора.

2. Качественнаяхарактеристика (вариация ощущений – оттенки цветов, тонкости во вкусовых ощущениях, разная высота звуков) – это основная характеристика ощущения, которая отличает его от др. видов ощущений, и которая варьирует его в пределах данного вида ощущений.

3. Продолжительность - временные характеристики.

В зависимости от продолжительности действия раздражителя, продолжительность ощущений будет различной.

Ощущения возникают не сразу, а через некоторое время после воздействия раздражителя.

Латентное время – между началом воздействия и началом возбуждения.

Латентный период:

Тактильные – 130 млсек.

Болевые – 370 млсек.

Вкусовые – 50 млсек.

Ощущение с опозданием (начало действовать – ощущение приходит чуть позже);

Явление последействия (= инерция ощущения) – после прекращения воздействия раздражителя ощущение сразу не исчезает (звук закончился, а ощущение звучания осталось на некий короткий срок) – переход ощущения в память (элементарная сенсорная память). Продолжается в виде последовательных образов (пр: б/я последовательным образам смотрим фильмы).

Последовательные образы характерны для любых видов ощущений.

4. Пространственнаялокализацияраздражителя - пространственная характеристика (далеко/близко, большое/маленькое, где, на какую часть тела воздействует). Получаем информацию о локализации раздражителя в пространстве.

5. Эмоциональныйфон - эмоциональный компонент (сильный запах, острый звук).

Определенные виды ощущений могут вызывать определенные эмоции.

Пороги и чувствительность ощущений.

Существуют границы взаимодействия, за пределами которых человек не отражает (тихий звук).

Виды порогов:

Абсолютный.

Разностный.

Абсолютный порог.

12-22 тыс. Гц – слуховые ощущения.



Менее 12 Гц – не воспринимаются.

Более 22 тыс. Гц – могут вызывать болевые ощущения.

Нижний – минимальная величина раздражителя, которая впервые вызывает ощущения.

абсолютная чувствительность.

Подпороговые раздражители – реакция организма есть, но субъективно мы не ощущаем.

Верхний – самый сильный раздражитель, при котором возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. При дальнейшем повышении силы раздражителя -> болевые ощущения.

Нижнему абсолютному порогу соответствует абсолютная чувствительность.

Абсолютная чувствительность – способность воспринимать минимальные воздействия.

Чем слабее раздражитель, вызывающий ощущение, тем выше чувствительность, и наоборот (обратная зависимость).

Величина абсолютного порога зависит от характера действия, состояния анализатора, силы, длительности раздражителя, возраста Ч., и т.д.

Разностная чувствительность.

Это способность к различению минимальных различий между раздражителями.

Разностный порог.

Это минимальное изменение раздражителя, которое ощущается.

Чем слабее раздражитель, тем меньше нужно изменение – меньший разностный порог.

Величина РП зависит от индивидуальных различий, от исходной величины раздражителя (чем > величина первоначального раздражителя, тем > нужно изменение).

Соотношение изменений исходной величины:

Зрительный – 1/100

Слуховой – 1/10

Тактильный – 1/30

Соотношение между разностным порогом и разностной чувствительностью – обратная зависимость.

Чем меньше разностный порог, тем больше чувствительность и наоборот (чувствительность – разностная/различительная/относительная).

Закон Вебера-Фехнера (основной психофизический закон).

K,C – постоянные

S – интенсивность ощущений

I – сила раздражителя

Этот закон отражает связь между интенсивностью ощущений и силой раздражителя.

Согласно этому закону:

Интенсивность ощущений пропорциональна логарифму силы раздражителя.

При увеличении силы раздражителя в геометрической прогрессии, интенсивность увеличивается в арифметической прогрессии.

Следовательно – ощущения растут гораздо медленнее по отношению с силой раздражителя.

Развитие чувствительности.

Условия:

1. Необходимость компенсации сенсорных дефектов.

2. Деятельность (специфические требования профессии).

Примеры:

1. При утрате зрения обостряется осязание.

Слух ->

2. Черный цвет – 40-60 оттенков (на текстильных фабриках).


Билет 11.

Закономерности ощущений (адаптация, контраст, взаимодействие ощущений). Развитие чувствительности.

1. Адаптация – это изменение чувствительности под влиянием (измененной) обстановки.

Разновидности:

Негативная ад.

1. Адаптация, как полное исчезновение ощущений в процессе продолжающегося действия раздражителя.

2. Адаптация, как притупление чувствительности под влиянием сильных раздражителей.

Позитивная ад.

3. Повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.

Адаптация обеспечивает более гибкое приспособление, сохранность органов чувств (биологическое значение).

2. Контраст – повышение чувствительности под влиянием противоположенного раздражителя.

Виды:

1. Одновременный (пр: белый на черном).

2. Последовательный (пр: холод -> тепло).

3. Взаимодействие ощущений .

(Кравков, Лазырев - изучали).

Это изменение чувствительности одного анализатора под влиянием раздражителя на др. органы чувств.

А) Синестезия - ощущение одной модальности переходит в ощущение другой модальности (обоняние -> вкус).

Б) Сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием работы другого анализатора (в темноте слух обостряется). Раздражение слабое или умеренное.

В) Интерференция – понижение чувствительности под влиянием сильного раздражителя в другом анализаторе.

Развитие чувствительности.

Условия:

3. Необходимость компенсации сенсорных дефектов.

4. Деятельность (специфические требования профессии).

Примеры:

3. При утрате зрения обостряется осязание.

Слух -> вибрационная чувствительность.

Специфическая сенсорная организация , когда одни виды чувствительности отстают, а другие достигают высокого уровня развития.

Не типична, присуща конкретному Ч., имеет вынужденный характер.

4. Черный цвет – 40-60 оттенков (на текстильных фабриках).

Музыка – повышение звуковой чувствительности.

(Резкое возрастание).


Билет 12.

Понятие о восприятии. Виды восприятия. Физиологические основы восприятия.

Понятие о восприятии.

Сенсорно-перцептивный уровень, чувственная ступень познания.

Непосредственное отражение.

Целостное отражение предметов и явлений.

Более высокая ступень в пределах чувственного познания.

Происходит переход от отражения отдельных характеристик к отражению их совокупности.

Включает в себя ощущения и основывается на них.

При восприятии происхидит синтез отдельных ощущений.

Восприятие = комплекс ощущений, комбинация взаимосвязанных между собой ощущений.

Воображение не сводится к сумме ощущений. Это качественно новая ступень познания:

Соотнесенность целостного образа с предметом.

Более сложный познавательный процесс:

Участвует опыт.

Участвует мышление (особенно в затруднительных случаях (пример: относительность движения). Происходит поиск, выделение главных существенных характеристик/признаков -> отнесение к какой-либо категории. * имеет место рассуждение. * наблюдение – думающее восприятие (произвольный осмысленный процесс)).

Память (в памяти происходит поиск аналогичного воспринимаемому предмета -> происходит узнавании предмета).

Перцептивные операции/действия.

Активность. Определенная работа (проявляется в моторике – глаз бегает; слуховые – вытягиваем шею, настраиваем ухо (при помехах); речь – что-то проговариваем; музыка – внутреннее пропевание).

Моторный компонент.

В процессе моторики происходит выделение главных характеристик (за счет активного исследования предмета).

Виды восприятия.

I. По преобладающей роли анализатора.

1. Зрительное.

2. Слуховое.

3. Осязательное.

4. Обонятельное.

5. Вкусовое.

6. Двигательное

Б) Сложные виды восприятий – сочетание работы разных анализаторов.

II. По степени произвольных усилий в процессе восприятия.

1. Произвольное (пр: наблюдение).

2. Непроизвольное.

III. По особенностям воспринимаемого объекта.

1. Восприятие речи (устное, письменное).

2. Музыки.

3. Предметов.

4. социальная перцепция (восприятие человека человеком).

VI. По формам существования материи.

1. Восприятие разных пространственных характеристик (некоторые или все анализаторы + умозаключение (форма, величина, удаленность, и т.д.)).

2. Восприятие движения (скорость, направление движения, и т.д.).

3. Восприятие времени (протяженность процесса (пр: что-то долго или коротко давит на руку)).

V. По продолжительности.

1. Симультанное (одномоментное).

2. Сукцессивное (продолжительное, последовательное, развернутое по времени).

Примеры: зрительное – узнавание быстрое или медленное.

Осязательное – длительное.

Физиологические основы восприятия.

Работа анализаторов.

2. Временные нервные связи , который образуются в коре БП при воздействии комплексного раздражителя (предметов и явлений окружающего мира).

В мозговом конце анализатора ® анализ и синтез воздействий комплексного раздражителя.

Анализ ® выделение предмета из фона.

® осуществляется синтез (отдельные свойства ® целостный образ).

Без анализа невозможно осмысленное восприятие.

Синтез ® объединение звуков в слова, и т.д.

Основа синтеза – установление временных связей.

Нервные связи:

Внутрианализаторные (в анализаторном центре; в пределах одного анализатора);

Межанализаторные (на основании опыта; в пределах разных анализаторов);

Þ объединение отдельных элементов в целостный образ.

При воздействии комплексного раздражителя одной модальности ® внутрианализаторные связи (пр: мелодия).

Комплексный раздражитель ® на разные анализаторы ® межанализаторные связи (пр: лекция, лимон) ® вохникают ассоциации + доюавляется слуховой образ слова.

При построении целостного образа возникает внутрианализаторные и межанализаторные связи.

3. II блок мозга .

Вторичные зоны – целостные образы (частично работают первичные зоны – блики. Отдельные звуки). Слияние элементов в образы.

Третичные зоны – связываются мозговые концы разных анализаторов (взаимодействие анализаторов Þ целостность восприятия).

4. III блок мозга – регуляция восприятия.

5. Вторая сигнальная система (по Павлову) – речь. Придает определенную направленность процессу восприятия.

Восприятием модно манипулировать, управлять.

Установка влияет на восприятие (пр: 1 портрет = ученый/преступник Þ выделение разных черт).

6. Рефлекторные системы /механизмы.

Ориентировочный рефлекс (на новизну);

Рефлексы на комплексные раздражители (пр: рефлекс на сочетание звука и света);

Рефлексы на отношения – реакция не на отдельные воздействия, а на соотношения между предметами (пр: опыт с курицами и приклеенными зернами).


Билет 13.

Свойства восприятия.

1. Целостность – отражение предмета в целом, совокупность свойств. Даже когда к-то элементы отсутствуют воспринимается целостный образ. Некоторые детали не замечаются (студунт – студент; сипендия - стипендия).

2. Предметность – соотнесение образа восприятия с предметом (обозначения… нечто вижу - дерево). Способность Ч. отражать мир в виде отдельныхпредметов.

3. Выделение предмета из фона .

Предмет восприятия – воспринимается то, на чем сосредоточено восприятие на данный момент.

Фон восприятия - то, что отступает на задний план, воспринимается менее ясно (может восприниматься на уровне ощущений).

Предмет и фон – явления динамичные.

То, что было фоном, может стать предметом и наоборот (пр: рисунок с 2-мя профилями и вазой).

Чем больше фон и объект отличаются, тем легче происходит выделение.

Затрудняется выделение предмета из фона, если предмет находится среди схожих предметов.

Гештальт-психологи.

Законы гештальта = условия, которые способствуют объединению элементов в целое и выделению предметов из фона (Вертгеймер - выделил законы).

Законы гештальта:

1. фактор близости – то, что ближе находится, объединяется быстрее.

2. фактор замкнутости – замкнутые элементы обнаруживают тенденцию к объединению.

3. фактор сходства – сходные элементы обнаруживают тенденцию к объединению.

4. фактор хорошей линии/ хорошего продолжения .

5. фактор группировки без остатка – то, что группируется без остатка ® тенденция к объединению (фактор близости здесь не работает).

6. ф . общей судьбы – элементы, объединенные по общему характеру изменения (пр: птицы летят в одну сторону ® воспринимаем как целое).

7. ф . прошлого опыта (пр: 3 линии ® треугольник).

8. ф . объективной установки (пр: 3 точки ® треугольник).

· Восприятие целого зависит от восприятия частей (пр: параллелограмм + 2 одинаковые линии в нем).

· Восприятие элементов зависит от восприятия целого (пр: рисунок со старухой и девушкой).

4. Осмысленность – присутствие мышления в процессе восприятия.

Относим предмет к какой-то категории (пользуемся понятиями) - категориальность .

Рассуждения, гипотезы (пример: ожидание кого-то в темноте).

Обогащение восприятия 2 сигнальной системой.

5. Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Зависит от особенностей субъекта - интересы, мотивы, цели, деятельность. Из массы всех объектов выбираем необходимую информацию.

6. Апперцепция – приращение к восприятию. Влияет опыт, профессия, состояние человека, эмоции, и т.д. (пр: три палки ® треугольник; у страха глаза велики).

7. Константность – постоянство образа восприятия при изменении некоторых характеристик (примеры: цвет при сумерках и свете; удаление объекта; при движении: на камере – объект прыгает, в восприятии человеком – стоит на месте).

Восприятию доверять можно. Без константности значительно затруднилась бы ориентировка.

8. Структурность – в объекте компоненты/элементы воспринимаются не как попало расположенными; элементы организованно расположены, стуктурированы.

Воспринимаются не только элементы, но и их соотношения, связи, и т.д.

(Структурированность – характеристика целостности).


Билет 14.

Восприятие пространства.

Отражение разных пространственных характеристик.

Пространственные характеристики.

1. Величина.

2. Удаленность объекта.

3. Объемные характеристики.

4. Форма объекта, и т.д.

Величина.

(Ананьев)

Совместная работа разных анализаторов.

1. зрительный анализатор (главный).

2. осязание.

3. слуховой анализатор (пр: движение поезда – короткий/длинный состав).

Момент осмысленности (умозаключение, мышление).

Зрительный анализатор – изображение на сетчатке:

Механизмы:

Аккомодация – изменение кривизны хрусталика.

Конвергенция – сведение зрительных осей.

Восприятие глубины (объемности) и удаленности.

Аккомодация и конвергенция дают в ограниченном количестве восприятия.

Механизмы:

Бинокулярное зрение – работа 2-х глаз одновременно (важная роль (один глаз – плоский объект)).

Оптимальная диспаратность.

Диспаратность – расхождение в изображении на 2-х сетчатках.

Корреспондирующие точки – совпадающие точки дают эффект плоскости (нет объема).

Если изображение на диспаратные точки, то изображение объемное.

Если сильное расхождение на диспаратные точки, то изображение двиться.

Оптимальная диспаратность (дисперити – неравенство, несоответствие) – в силу некоторых расхождений ® объемный эффект (работа обоих глаз одновременно), эффект глубины.

Форма.

Зрительная или осязательная.

Объект имеет четкие характеристики, выделяется из фона.

Для определения формы – активные движения.

Форма лучше видна, когда есть контрастные отношения между предметом и фоном.

На восприятие формы также влияет освещенность и расстояние.

Иллюзия – ошибка пространственных характеристик.


 

 

Это интересно: