→ Что такое конспект про писателя. План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой Тема «Детские писатели – Н. Носов, Е. Ча

Что такое конспект про писателя. План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой Тема «Детские писатели – Н. Носов, Е. Ча

Конспектирование можно отнести к тем умениям, которые достаточно высоко ценятся в образовательных учреждениях. Этот навык является особо важным в учебном процессе, так как обучающимся постоянно необходимы лекции для подготовки к занятиям, зачетам и экзаменам. Поэтому нет ничего странного в появлении вопроса о том, как писать конспект.

Какие цели нужно преследовать?

Для чего может потребоваться умение конспектирования? Следует перечислить основные пункты, которые ответят на этот вопрос.

В чем смысл такого понятия?

Прежде чем понять, как писать конспект, надо разобраться, что это такое. Термин включает в себя два корня. Одним из них является слово «кон», означающее начало, сужение области действий, предел. В подобном сужении, сокращении и свертывании поступающих данных и скрыт основной смысл конспектирования.

Под конспектом необходимо понимать вторичное создание источников в совершенно другой форме - свернутой и сжатой. Весь процесс может напоминать такую процедуру, как сепарирование молока, от которого отделяются сливки. В данном случае информация выступает в роли молока, а конспект - в виде сливок. Во всех словарях конспектирование определяется с позиции краткого изложения, краткой записи.

Основные требования, которые необходимо учитывать

Если вы хотите разобраться, как писать конспект, то должны понимать, что далеко не все виды кратких записей могут считаться конспектированием. Под термином подразумевается объединение конкретного плана, выписок и важных тезисов. Главное требование, которое во все времена предъявлялось к конспектам, - запись должна характеризоваться систематичностью, логичностью, связностью. Исходя из этого, можно сказать, что те выписки с несколькими пунктами плана, которые не отражают всей логики определенного произведения, не имеют смысловой связи, не могут считаться конспектом. Это следует понимать. Особенно если вы хотите разобраться, как правильно писать конспект.

Текст может быть использован другими людьми

Краткая, сжатая, логически предоставленная информация, написанная кем-то одним, может быть использована другими людьми. Это связано с универсальностью данных. В связи с этим можно сказать, что к конспекту можно обратиться даже через некоторое количество лет после его написания, так как он обладает наиболее доступной формой в отличие от других записей. Во время работы с ним очень трудно заблудиться в чьих-то мыслях.

Следует отметить, что если обучающийся хочет впоследствии предоставить кому-то свои конспекты, то он должен более аккуратным образом их вести. Кроме того, это позволит ему самому обратиться к своим записям через некоторое количество лет.

Какие особенности необходимо учесть?

Хотите разобраться, как правильно писать конспект? Тогда надо ознакомиться с некоторыми особенностями его составления.

  1. Для определения полноты раскрытия темы должно хватить беглого просмотра. При этом читающий конспект человек должен понять характер текста, выявить его сложность по наличию специфических терминов. Подобное знакомство с предоставленными в кратком виде данными помогут осознанно сделать выбор в пользу определенного конспекта.
  2. При конспектировании надо тщательно перерабатывать предоставленную информацию. При этом поможет повторное чтение и анализ, при котором можно разделить текст на несколько частей, отделив все ненужное.
  3. В конспекте должны быть выделены главные мысли - тезисы. Понятия, категории, определения, законы и их формулировки, факты и события, доказательства и многое другое. Все это способно выступить в роли тезиса.

Основные характеристики конспекта

Хотите понять, как писать конспект по литературе? Для этого вся предоставленная информация должна быть пересказана в связной форме. Однако при этом не надо забывать про такие важные качества, как ясность и краткость. Кроме того, одним из связующих элементов должна выступать внутренняя логика, которая не может быть заменена пространными переходами.

Как уже было сказано, конспект должен обладать обязательной краткостью. И при этом он обязан основываться не только на главных положениях и выводах, но и на фактах. Надо приводить доказательства, примеры. Если утверждение не будет подкрепляться всем этим, то и убедить оно не сможет. Соответственно, его будет очень трудно запомнить.

Поэтому, если вы хотите разобраться, как писать конспект урока, то надо понять, что не только основные положения должны быть записаны. Не надо пытаться избегать повторений. Особенно если они будут подводить к вопросу с другой стороны, или более выразительно его освещать. Это такой своеобразный «аромат стиля», с помощью которого можно более подробно разобраться в предоставленном материале и, соответственно, запомнить его.

Конспектирование условно делится на несколько типов. Следует более подробно поговорить о них.

Как писать план?

Конспект, который называется плановым, легко можно получить. Особенно если предварительно составить план определенного произведения. При этом он может быть сформирован снова, с самого начала. А можно воспользоваться уже ранее спроектированным планом для нового написания конспекта.

На каждый вопрос подобного расписания должна отвечать определенная часть написанного текста. Однако бывают и такие случаи, когда пункт плана не должен сопровождаться какими-либо дополнениями и разъяснениями. Это можно назвать одной из особенностей планового конспекта.

Приобретя специальный навык, можно ответить, к примеру, и на вопрос о том, как писать конспект по истории. Написанный текст будет обладать простотой, краткостью и ясностью по своей основной форме. Такое преимущество также способно помочь в написании доклада и в подоготовке выступлений. Следует также понимать, что конспектирование будет более качественным, если и план будет таковым.

Записывать цитаты тоже надо уметь

Хотите ответить на вопрос о том, как писать конспект по литературе? В этом вам поможет текстуальное конспектирование. Оно базируется в основном на цитатах и отрывках. Выписки могут связываться друг с другом посредством логических переходов. Можно также составить план и включить в конспект отдельные тезисы.

Текстуальный конспект способен стать прекрасным источником практически дословных высказываний автора, а также тех фактов, которые были им приведены. Подобное конспектирование наиболее популярно при изучении литературной критики.

Конспект подобного рода не является трудносоставимым. Даже несмотря на то, что для его написания требуются определенные навыки, с помощью которых можно быстро выписывать основные цитаты.

Если вы хотите ответить на вопрос о том, как писать конспект статьи или литературного произведения, то должны знать об основном недостатке такого вида конспектирования. Оно не будет способствовать активизации внимания и памяти. Автоматическая перепись цитат не способствует усвоению текста, его содержания.

Основной смысл свободного конспектирования

Не знаете, как правильно писать В этом вам поможет составление текста свободного типа. Такой конспект содержит выписки, цитаты и тезисы. Часть его также может быть составлена по определенному плану.

Свободный конспект может быть написан правильно в том случае, если автор умеет самостоятельно, четко и кратко выносить на запись основные положения. Соответственно, требуется более глубокое осмысление предоставленного материала. Такой вид конспекта считается наиболее полноценным. Он в высшей степени сможет поспособствовать качественному усвоению урока. Главная забота учащегося в данной ситуации - правильно осмыслить, а потом четко и логично записать все необходимое.

В чем смысл тематического конспектирования?

С помощью тематического конспекта можно получить полный ответ на сформулированный вопрос-тему. В связи с этим им и было получено такое название. Основной его смысл скрыт в необходимости разработки определенной темы. Для этого могут быть использованы самые разные источники. Тематический конспект может при этом не отображать содержание тех произведений, которые были использованы для его написания.

Конспектирование подобного рода способствует изучению темы, всестороннему анализу. Оно может заметно упростить работу над определенной темой. Однако для этого следует использовать некоторые источники.

Если вы не знаете, как писать конспект по параграфу, статье, историческому тексту, литературному произведению и т. д., то необходимо ознакомиться с некоторыми рекомендациями.

Конспектирование должно сопровождаться не только логичным изложением, но и отличной организацией текста. Это может повлиять на содержание записи и на удобное использование ее.

Написанию конспекта, анализу свертываемого текста способны помочь аббревиатуры. Это сокращенные слова и словосочетания, а также знаки, которые могут быть использованы вместо слов.

Заключение

Если вы постигнете особую технику переработки информации, то составить новый документ, который будет логическим, связным, вы сможете легко и просто. Соответственно, вы сможете разобраться, как правильно конспектировать.

Корней Иванович Чуковский (Николай Иванович Корнейчуков) родился в Петербурге в 1882 году в бедной семье. Свое детство он провел в Одессе и Николаеве. В одесской гимназии он познакомился и подружился с Борисом Житковым, в будущем также знаменитым детским писателем. Чуковский часто ходил в дом к Житкову, где пользовался богатой библиотекой, собранной родителями Бориса. Но из гимназии будущего поэта исключили по причине "низкого" происхождения, так как мать Чуковского была прачкой, а отца уже не было.

Заработки матери были настолько мизерными, что их едва хватало, чтобы как-то сводить концы с концами. Но юноша не сдался, он занимался самостоятельно и сдал экзамены, получив аттестат зрелости.

Интересоваться поэзией Чуковский начал с ранних лет: писал стихотворения и даже поэмы. А 1901 году появилась его первая статья в газете "Одесские новости".

Он писал статьи на самые разные темы – от философии до фельетонов. Кроме этого, будущий детский поэт вел дневник, который был его другом в течение всей жизни. В 1903 году Корней Иванович отправился в Петербург с твердым намерением стать писателем.

Он ездил по редакциям журналов и предлагал свои произведения, но везде получил отказ. Это не остановило Чуковского. Он познакомился со многими литераторами, привык к жизни в Петербурге и нашел-таки себе работу – стал корреспондентом газеты "Одесские новости", куда отправлял свои материалы из Петербурга. Наконец, жизнь вознаградила его за неиссякаемый оптимизм и веру в свои способности.

Он был командирован "Одесскими новостями" в Лондон, где соврешенствовал свой английский язык и познакомился с известными писателями, в числе которых был Артур Конан-Дойль и Герберт Уэллс. В 1904 году Чуковский вернулся в Россию и стал литературным критиком, печатая свои статьи в петербургских журналах и газетах. В конце 1905 он организовал (на субсидию Л. В. Собинова) еженедельный журнал политической сатиры "Сигнал". За смелые карикатуры и антиправительственные стихи он даже подвергался аресту. А в 1906 году стал постоянным сотрудником журнала "Весы".

К этому времени он уже был знаком с А. Блоком, Л. Андреевым А. Куприным и другими деятелями литературы и искусства. Позднее Чуковский воскресил живые черты многих деятелей культуры в своих мемуарах ("Репин.

Горький. Маяковский. Брюсов. Воспоминания", 1940; "Из воспоминаний", 1959; "Современники", 1962). И ничто, казалось, не предвещало, что Чуковский станет детским писателем.

В 1908 году он выпустил в свет очерки о современных писателях "От Чехова до наших дней", в 1914 - "Лица и маски". В 1916 году Чуковский стал военным корреспондентом газеты "Речь" в Великобритании, Франции, Бельгии.

Вернувшись в Петроград в 1917 году, Чуковский получил предложение от М. Горького стать руководителем детского отдела издательства "Парус". Тогда же он стал обращать внимание на речь и бороты маленьких детей и записывать их. Такие записи он вел до конца своей жизни.

Из них родилась известная книга "От двух до пяти", которая впервые вышла из печати в 1928 году под названием "Маленькие дети. Детский язык. Экикики. Лепые нелепицы" и только в 3-емиздании книга получила название "От двух до пяти". Книга переиздавалась 21 раз и с каждым новым изданием пополнялась.

Однажды Чуковскому надо было составить альманах "Жар-птица". Это была обыкновенная редакторская работа, но именно она явилась причиной рождения детского писателя. Написав к альманаху свои первые детские сказки "Цыпленок", "Доктор" и "Собачье царство", Чуковский выступил в совершенно новом свете. Его работы не остались незамеченными. А. М. Горький решил выпустить сборники детских произведений и попросил Чуковского написать поэму для детей к первому сборнику.

Чуковский вначале очень переживал, что он не сможет написать, поскольку никогда ранее этого не делал. Но помог случай. Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал.

Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о том эпизоде, а сын запомнил все, сказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась сказка "Крокодил" , опубликованная в 1917 году. С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем.

Яркие, необычные образы, четкая рифма, строгий ритм делали его стихотворения быстро запоминающимися. За "Крокодилом" стали появляться все новые и новые стихотворения: "Мойдодыр" (1923 г.), "Тараканище" (1923 г), "Муха-цокотуха" (1924 г. под названием "Мухина свадьба"), "Бармалей" (1925 г.), "Федорино горе" (1926 г.), "Телефон" (1926 г.), "Айболит" (1929 г., под названием "Приключения Айболита"). А замечательную сказку "Чудо-дерево", написанную в 1924 году, он посвятил своей маленькой дочери Муре, рано умершей от туберкулеза.

Но Чуковский не ограничился только собственными сочинениями, он стал переводить для детей лучшие произведения мировой литературы: Киплинга, Дефо, Распэ Уитмена и др., а также библейские сюжеты и греческие мифы. Книги Чуковского иллюстрировали лучшие художники того времени, что делало их еще более привлекательными. В послевоенные годы Чуковский часто встречался с детьми в Переделкино, где построил загородный дом. Там он собирал вокруг себя до полутора тысяч детей и устраивал им праздники "Здравствуй, лето!

" и "Прощай, лето!" В 1952 году Чуковский опубликовал монументальный литературоведческий труд "Мастерство Некрасова", который был удостоен Ленинской премии.

А в 1962 году стал почетным доктором литературы Оксфордского университета. В 1969 году писателя не стало.

Конспект НОД с детьми 5-6 лет. Тема: «Откуда пришла книжка?»

Основной вид деятельности. Познавательно – исследовательская деятельность.
Форма деятельности. Совместная деятельность взрослых и детей.
Форма проведения. Презентация и беседа.
Цель. Развитие познавательного интереса детей, интереса к книгам.
Интеграция содержания образовательных областей.
Познание. Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Формировать представление детей о том, что любая вещь создана трудом взрослым. Воспитывать бережное отношение к книге – источнику знаний и мудрости.
Труд. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Дать знание о труде типографских работников. Воспитывать уважение к людям, создателям книг.
Коммуникация. Развивать умение поддерживать беседу. Упражнять детей в подборе прилагательных к существительному, образовывать глаголы из существительных. Помочь детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
Предварительная работа. Игровая ситуация «Выставка книг – такие разные книги».
Материалы к занятию. Коробка с деревянными предметами и книгой внутри, книги, презентация «История, рассказанная книгой».
Ход деятельности.
1. Мотивация на деятельность.
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
- Дети, мне подарили набор предметов. Здесь написано, сделано из дерева. Посмотрим, что лежит внутри? Дети рассматривают предметы в коробке.
Игра «Какой, какая, какое, какие»
ложка, какая? (деревянная)
солдатик, какой? (деревянный)
матрёшка, какая? (деревянная)
яйцо, какое? (деревянное)
кубики, какие? (деревянные)
- А как же книга оказалась среди этих предметов? (Предположения детей)
Педагог берёт книгу в руки и подносит к уху.
- Дети, книга рассказала мне удивительную историю. Оказывается она пришла к нам из леса и её сделали из дерева. Точнее не книгу, а бумагу, из которой сделана книга. Хотите, я расскажу вам эту историю.
2. Презентация «История, рассказанная книгой».
- Родилась я в лесу. Лесорубы деревья спилили, из леса вывезли. Деревья привезли на бумажную фабрику, очистили от коры, распилили, измельчили в опилки. Опилки сварили, чтобы получить массу, похожую на жидкое тесто. Древесное тесто раскатывают в длинные широкие полосы. Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие высушивают ленту, третьи полируют. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и скатывается в огромные бумажные рулоны. Затем бумагу разрезают специальной машиной на листы нужного размера.
Так переходя из машины в машину, дерево превращается в бумагу.
На бумажной фабрике сделали бумагу. Но этого не достаточно, чтобы появилась книга.

- Кто поможет белую бумагу превратить в волшебную книжку? (ответы детей)
- Кто придумает интересные рассказы и сказки, напишет стихи? (ответы детей)
- Каких писателей и поэтов вы знаете? (ответы детей)
- Кто нарисует красивые картинки в книгах? (ответы детей)
- Каких художников – иллюстраторов вы знаете? (ответы детей)
- Итак, начинается волшебное превращение белой бумаги в книгу. Писатель пишет рукопись. Рукопись – это то, что написано рукой человека. Писатель приносит свою рукопись редактору. Редактор внимательно читает книгу и редактирует её. Редактирует, значит, поправляет рукопись, исправляет ошибки. Редактор передаёт книгу художнику. Художник читает рукопись и рисует рисунки к тексту – иллюстрирует.
- К какой сказке Рачёв Евгений Михайлович рисует иллюстрацию? (ответы детей)
- Писатель написал рассказ или сказку. Художник иллюстрировал книгу. Но это только одна книга. А в нашей стране очень много детей, и все они мечтают прочитать эту книгу. Как же быть? (ответы детей)

Есть такое удивительное место – типография. Здесь печатаются книги, журналы, газеты. Сначала книгу готовят к печати. Редактор редактирует, художник иллюстрирует, корректор корректирует текст, дизайнер продумывает дизайн книги. Наборщик и печатник создают макет книги (образец). Когда макет книги готов, можно его тиражировать, печатать. В России детские книги выпускаются большим тиражом.
- Печатают в типографии на больших листах, сразу несколько страниц. Напечатали, а читать неудобно, что же делать? Листы будущей книги на специальной машине складывают, собирают в одну книгу. Но что-то не хватает? Нужна обложка и переплёт!
Разные сложные машины помогают работникам типографии печатать книги.
- Сейчас мы с вами немного отдохнём. Представьте, что вы в лесу. В лесу свежий, приятный воздух. Вдохните его глубоко, глубоко и медленно выдохните. (Дыхательное упражнение 3-4 раза)
Физкультминутка «Лес»
Мы с вами входим лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли, покачали,
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они плавно садятся, покажем -
Крылья сложили назад.
Наклонились и присели.
Дружно в гнёзда полетели.
Дети берут книги и рассматривают их.
- Чтобы листы в книге не перепутались, на листочках пишут номер страницы (показ нумерации страниц в книге). Сложенные листы сшивают, склеивают или скрепляют скребками. В вашей книге, как соединены листочки? (ответы детей)
- Обложка у книги может быть мягкая или твёрдая (из картона) (показ обложки книг). Если книга толстая, обложки соединяет переплёт (показ переплёта).
Игра «Добавь словечко».
- Добавляйте слова в рифму и по смыслу
Есть у книжицы одёжка,
Называется - …. (обложка) .
Книги есть в саду и дома
Из бумаги и … (картона) .
Наши книги – не просты,
По порядку в них …. (листы),
Чтоб при чтении не сбиться,
Нумерованы…. (страницы) .
Страницы все наперечёт,
Их скрепляет…. (переплёт) .
- На обложке книги пишут, как зовут автора и название книги (показать). Иногда пишут фамилию художника. А в конце книги, (показать) обязательно указывается типография, в которой напечатана эта книга и фамилии некоторых людей, кто помогал напечатать эту книгу. К сожалению, нельзя в книгу написать фамилии всех работников типографии, кто участвовал в создании этой книги. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Правильно, очень много людей трудиться над созданием одной маленькой книги. Если печатать все фамилии, книга получится очень толстая и тяжёлая, и дети не смогут её поднять.
- Мы с вами вспомним тех, кто создал наши книги.
Игра «Кто что делает».
Писатель (пишет, сочиняет)
Иллюстратор (иллюстрирует, рисует)
Редактор (редактирует)
Корректор (корректирует)
Наборщик (набирает текст)
Печатник (печатает книгу)
- Когда все дети уходят домой, в группе становится тихо-тихо. Однажды я услышала, о чём шептали книги. Хотите узнать, о чём шептали книги?
Не берите меня, пожалуйста, грязными руками, мне будет стыдно, если я буду грязная или в пятнах! - шептала одна книга
Не перегибайте мой переплёт. Я могу потерять самые интересные страницы! - говорила другая книга.
Пользуйтесь, пожалуйста, закладкой и не загибайте мои страницы, они порвутся!
Я люблю чистоту, но боюсь воды. Защитите меня от дождя и снега!
Не рисуй, пожалуйста, на моих страницах ни ручкой, ни карандашом. Другим детям будет трудно меня читать!
- Вы запомнили просьбы книг? Постарайтесь их выполнять!
- Вот, что говорят в народе о книгах.
Хорошая книга – лучший друг.
Золото добывают из земли, а знания из книги.
Книгу читаешь, на крыльях мечты летаешь.
Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает.
Книга поможет в труде, выручит и в беде.
3. Результат деятельности.
- Что нового, интересного вы сегодня узнали? (ответы детей)
- Что бы вам хотелось ещё узнать? (ответы детей)
- Кто поможет нам найти новые знания? (ответы детей)
- Спасибо, мне была приятно беседовать с вами.
Аутотренинг.
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощание
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!










Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Книга – лучший друг» в старшей группе

(ОО «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Художественно-эстетическое» развитие)

Составил: Кучеренко Ирина Анатольевна-Воспитатель МБДОУ № 21 Краснодарский край г. Армавир

Цель: Сформировать у детей понятие, что книга - это источник информации знаний.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с историей возникновения книги.
Развивающие:
- Развивать нравственные чувства детей.
- Развитие воображения и творческого подхода.
- Развивать познавательные процессы.
- Развивать умение выражать свои мысли словами.
- Развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение детей к книге.
Место проведения: группа (музыкальный зал)
Оборудование: ММ установка, слайд шоу «История возникновения книги», разрезные картинки (животные, времена года, птицы…), «Книга Знаний».
Использование педагогических технологий:
«Игровые технологии» социально- игровой стиль общения (В.М. Букатов);
-«Технологии проблемного обучения» личностно- ориентированного обучения в современной школе» (И.С. Якиманска);
Здоровьесберегающие технологии «Здоровый дошкольник (Ф. Змановский)
Словарная работа: папирус, пергамент, береста

Ход НОД:

Iчасть
1. Организационный момент
Воспитатель приглашает детей в группу, дети рассаживаются на стулья.

Воспитатель предлагает детям побеседовать об увлечениях. Вы хотите?
-Чем вы любите заниматься?
(Ответы детей)
- Я тоже люблю читать книги.
Воспитатель:
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг!
Чтобы делал человек,
Если б не было бы книг.
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей.
От волшебных добрых сказок,
Да веселых новостей.
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книгой руку,
А ее на полке нет!
Нет! Нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник.
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.

Воспитатель: Ребята, представьте, что исчезли все книги, что будет? Что может заменить книгу?
Ответы детей:
-Телевизор, интернет.

Воспитатель: Ни что нам не заменит добрую старую книгу.
Часто говорят: "Книги - наши друзья". Почему книгу считают другом? Как вы думаете зачем нужны книги?

(Ответы детей)

Книги рассказывают о земле и космосе.
- О жизни детей.
- Знакомят нас с миром природы.
- С помощью книг мы можем совершить интересные путешествия.
- Читая книги мы узнаем стихи.
- Загадки, пословицы и поговорки.
Воспитатель : Не зря говорит пословица: "Книга - источник знаний".

IIчасть
1.
Из-за полки доносятся звуки:
Книга: Ох-хо-хо!

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то вздыхает? Кому-то нужна помощь.

Книга: Лежу, я, забытая, заброшенная! А ведь давным-давно любили и ценили книгу, читатели, увлекшись чтением, засыпали в обнимку с книгой.

Книга: Как верно вы заметили! Что "Книга - источник знаний". Я - Энциклопедия, а еще меня называют – книгой знаний. Я предлагаю вам полистать мои разноцветные странички. И получить ответы на все интересующие вас вопросы.

Воспитатель: Нам очень интересно узнать об истории создания книги и бережном отношении к ней, правда, ребята?

Воспитатель: Ребята, вам интересно, что приготовила нового и интересного наша гостья?
У вас есть вопросы? Задавайте!

1. Ребенок: - Уважаемая Энциклопедия, скажите, пожалуйста, а книги были всегда?

Книга: Об этом вы узнаете на моей первой страничке.
(Воспитатель открывает первую страницу, показывает слайды и рассказывает детям об истории возникновения книги.)

2. История возникновения книги.
Воспитатель: Было время, когда не было книг и наши предки рисовали рисунки на скалах. По ним мы можем узнать, как они жили, охотились.

Позднее научились делать дощечки из глины, и писали уже на них. Вот перед вами библиотека из таких дощечек, которую перевозили из одного города в другой на верблюдах.

Прошло время, и люди придумали выделывать шкуру молодых телят и на ней писали, называли это - пергаментом.

При раскопках нашли кусочек бересты, и на этом кусочке была написана записка одного крестьянина другому.

Египтяне спустя время догадались писать на папирусе. Папирус - это растения с большими листьями, их складывали под пресс, выдерживали и писали затем на них.

Сейчас этот секрет изготовления известен всем, и на бумаге печатают замечательные книги.

Воспитатель: И жизнь без них мы не можем представить.
2. Ребенок: - Уважаемая Энциклопедия, я думаю, что читать скучно, я люблю играть.
Вы знаете интересные игры?

Книга: На второй страничке игры с художественным словом.

(Воспитатель открывает вторую страницу).
Воспитатель: Какие интересные игры, в одну из них мы сейчас поиграем.

3. Подвижная игра: «Тень – тень - потетень»

3. Ребенок: - Уважаемая Энциклопедия, скажите пожалуйста, а может и загадки у Вас есть?

Книга: Конечно есть, только они сложные, откройте третью страницу и попробуйте их отгадать.
(Воспитатель открывает третью страницу).

4.Загадки о книге.

Воспитатель: Действительно трудные загадки, но я думаю, вы ребята справитесь.
1. Ты беседуй с ней почаще - будешь вчетверо умней. (Книга).
2. Кто говорит молча. (Книга).
3. Поле белое - овцы черные. (Бумага и буквы).
4. Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга).
Ребенок: - Уважаемая Книга знаний, скажите, пожалуйста, а о чем еще можно узнать, читая Энциклопедию?

Книга: У меня много интересного, на разные темы.
А узнаете вы, о них выполнив задание на страничке номер четыре.

(Воспитатель открывает четвертую страницу).

5. Игра "Собери картинку"
Детям раздаются разрезные картинки с изображением животных, растений, профессий, космос, инструменты и т.д. Необходимо собрать все картинки, чтобы узнать, что содержит в себе Энциклопедия.

Воспитатель спрашивает, что изображено на каждой картинке и обобщает, что обо всем этом можно узнать в Энциклопедии.

Воспитатель: Чтобы книги стали настоящими нашими друзьями, надо с ними бережно обращаться. Кто скажет мне, чего нельзя делать с книгой.
(ответы детей)
III часть
Воспитатель: Сегодня мы много нового узнали о книгах, поняли, что она лучший нам помощник и друг. Значит, мы должны любить и уважать книги и бережно к ним относиться.
Воспитатель: Большое спасибо, Вам Уважаемая Энциклопедия, за познавательную беседу. Ребята тоже приготовили для вас стихи.
Приходит книга в дом любой.
Коснись её страниц,
Заговорит она с тобой,
Про жизнь зверей и птиц.
Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот,
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.
Ей вьюга злая не страшна,
И не страшна распутица,
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.
Ну, а взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший верный друг,
Развеет скуку книжка.

(по произведениям К.И. Чуковского)

Задачи :

I. Обучающие:

  • Закрепить в памяти детей произведения К.И.Чуковского;
  • Учить воспроизводить фрагменты знакомых сказок Чуковского, узнавать их;
  • Учить использовать в речи разные виды предложений, правильно согласовывать слова в предложениях;

II. Развивающие:

  • Развивать память, сообразительность, находчивость и быстроту реакции;

III. Воспитывающие:

  • Воспитывать любовь к художественней литературе, бережное отношение к книгам.

Предварительная работа : организовать в группе (книжном уголке) выставку произведений К.И.Чуковского, подобрать художественные иллюстрации к этим произведениям, просмотр фильма: «Откуда пришла книга».

Педагог встречает детей в книжном уголке.

Педагог (загадывает детям загадку про книгу):

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает.

Дети (отгадывают загадку).

Педагог: Правильно, дети, это книга. Мы часто говорим: «Книги - наши друзья».

Почему книгу считают другом? (отвёты детёй)

Педагог: Кроме загадок, есть пословицы и поговорки о книгах. Какие может быть

вспомните и вы? (Дети перечисляют).

1. Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

2. Книги для ума, что теплый дождик для всходов.

3. Кто много читает, тот много знает/

4. Книга подобна воде - дорогу пробьет везде.

Педагог рассматривает с детьми книги, которые живут в книжном уголке.

Педагог: Посмотрите, ребята, сколько у нас здесь разных книге известными рассказами, стихами, загадками и с нашими любимыми сказками.

Педагог: Книги как добрые, мудрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир- рассказывают о земле, космосе, жизни в нашей стране и других странах, знакомят с миром природы, рассказывают о жизни растений, животных, птиц. Не зря говорит пословица: «Книга- источник знаний!».

Педагог: Дети, а вы помните, какой фильм про книгу мы смотрели недавно.

(Дети называют фильм: «Откуда пришла книга!»).

Вот какой нелегкий путь совершает книга и поэтому обращаться с книгами нужно
бережно.

(дети перечисляют известные им правила обращения с книгами):

1. Не рвать, не мять.

2. Не есть за столом.

4. Ничего не ставить на книги/

5. Вовремя их «лечить»

Педагог: Вспомните, пожалуйста, кто пишет все книги.

Дети называют.

Педагог: Правильно, это писатель.

Педагог вместе с детьми рассматривает писателя.

Педагог: В нашем книжном уголке есть портрет писателя, которому бы исполнилось в этом году 130 лет. Этот писатель написал много сказок, а также стихов. И зовут его

Корней Иванович Чуковский.

Педагог: Ребята, вспомните, пожалуйста, какие вы знаете произведения К.И.Чуковского (читали дома или в детском саду).

Кто на все вопросы мне ответит?

Кто расскажет про дела вокруг?

Да, такой волшебник есть на свете:

Книга - лучший спутник мои и друг.

Дети перечисляют известные им произведения К7И.Чуковского.

Педагог проводит с детьми игру: «Угадай-ка».

Педагог: Как хорошо вы знаете и помните произведения Чуковского. И сейчас вы должны угадать из какого произведения Чуковского данные строчки:

1. Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно.

(Краденое солнце).

2.. .... А лисички взяли спички,

К морю синему пошли

Море синее зажгли.

(Путаница).

3. ...Вдруг из подворотни

Страшный великан,

Рыжий и усатый

Та-ра-кан!

Звери задрожали, в обморок упали.

(Тараканище).

4. ...Таня, Ваня задрожали -

Бармалея увидали.

Он по Африке идет,

На всю Африку поет.

(Бармалей).

Педагог: Молодцы, ребята, справились с этим заданием.

Педагог проводит игру: «Чьи это слова?»

Педагог: А теперь, вы должны отгадать кому принадлежат слова:

1. «Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил»

(Сороки - белобоки из Краденого солнца)

2. «Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу».

(Муха-Цокотуха).

3. «Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросенок!»

(Мойдодыр).

4. «Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!»

(кит из Путаницы)

5. «Ой, вы, бедные сиротки

Утюги и сковородки».

(Федора)

6. «Погодите, не спешитё?

Я вас мигом проглочу!

Проглочу, проглочу, не помилую»

(Тараканище)

7. «И мне не надо ни Мармелада, ни шоколада,
А только маленьких детей»

(Бармалей) - чую»

Педагог проводит игру: «Да - нет »ище)

Педагог: Хорошо вы справились сзаданием.

Я утверждаю, что все эти сказки написал К.И. Чуковский. Так ли это?

Айболит............ (высказывания детей)

Винни-Пух................ (противоречие)

Колобок................ (это русская народная сказка).

Дети отвечают.

Педагог проводит игру: «Назовите имя? »

Педагог : А сейчас я начну, а вы продолжите:

Доктор................... (Айболит)

Акула............................. (Каракула)

Разбойник, злодей, ужасный.......................... (Бармалей)

Великий умывальник........................... (Мойдодыр)

Муха......................... ..(Цокотуха)

Бабушка................. .(Федора)

Имена детишек Крокодила.,,(Тотоша и Кокоша).

Педагог проводит игру: «Собери героев в одну сказку».

Педагог: Посмотрите - ка, беда, герои сказок потерялись и не могут найти свою сказку. Поможем им найти друг друга? (ответы детей)

Дети получают карточки с изображением героев сказок Чуковского. Педагог дает им время, для того, чтобы дети объединились в одну сказку (правильно нашли героев и назвали книжку)

Звучит музыка . Дети выполняют задание.

Давайте знакомые книжки откроем

И снова пройдем от страницы к странице

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, узнать, подружиться.

1. «Муха-Цокотуха» (паук- злодей, жучок, паучок)

2. «Айболит» (медведь, лиса, заяц, корова)

3. «Телефон» (цапля, медведь, мартышка)

4. «Мойдодыр» (грязнуля, умывальник, мойдодыр)

5. «Федорино горе» (курица, бабушка, самовар )

Педагог : Сегодня мы с вами вспомнили сказки Чуковского. А теперь посмотрите на иллюстрации к каждой сказке и скажите, как вы думаете, кто их нарисовал? Ответы детей.

Педагог: Правильно, все иллюстрации в книгах рисует художник. Самое интересное занятие - делать картинки к детским книжкам.

Педагог : Мы сейчас станем на какое-то время художниками - иллюстраторами и нарисуем свое любимое произведение К.И.Чуковского.

Звучит музыка, дети рисуют рисунки, которые педагог оформляет общей выставкой на тему «Сказки дедушки Ко рнея».

 

 

Это интересно: