→ Благодатный огонь почему только в православную пасху. Провокация перед Пасхой: почему христиане дерутся из-за Благодатного огня. Современное неверие и чудеса

Благодатный огонь почему только в православную пасху. Провокация перед Пасхой: почему христиане дерутся из-за Благодатного огня. Современное неверие и чудеса

Праздник Пасхи отмечается последователями разных религий. Его название происходит от древнееврейского слова «Песах», которое означает «избавление», «исход», «пощада». Ветхозаветная Пасха отмечалась в память об освобождении евреев из египетского плена, хотя обычай ее празднования появился намного раньше.

У христиан же этот праздник приобрел иное значение – «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу». Эта главная дата в православном церковном календаре, недаром Пасху называют «праздником праздников и торжеством из торжеств».

Одна из традиций этого дня – схождение огня, который называют Благодатным. Он символизирует свет Божий, который просвещает все народы после Воскресения Христа.

На какую Пасху сходит Благодатный огонь в 2020 году?

Каждый год этот огонь зажигается на богослужении, совершаемом в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Эта церковь была построена в IV веке императором Константином и его матерью Еленой над местом распятия и погребения Иисуса Христа.

Здесь действуют несколько храмов и приделов, принадлежащих разным христианским конфессиям. В их числе – Алтарь, который принадлежит католическому ордену св. Франциска; храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии», относящийся к Армянской апостольской церкви; могила св. Иосифа Аримафейского – Эфиопской (Коптской) церкви.

Однако главные святыни – Голгофа, Кувуклия, Кафопикон (соборный Храм) – принадлежат Иерусалимской православной церкви. Сюда стекаются тысячи паломников, чтобы своими глазами увидеть чудо Господне.

На какую Пасху сходит Благодатный огонь в Иерусалиме? Это происходит во время празднования этой даты православными верующими, которая в 2020 году приходится на 19 апреля.

Церковную службу, которая начинается за сутки до праздника, проводят иерусалимский патриарх, армянское, коптское и сирийское православное духовенство. Верующие молятся, и через некоторое время внутри Кувуклии (часовни, расположенной над пещерой, где был похоронен Иисус) появляется свет, затем в храме раздается колокольный звон.

После схождения огня верующих охватывает ликование. Люди держат в руках пучки из тридцати трех свечей – по числу лет земной жизни Спасителя – и передают огонь друг другу, зажигая от свечей.

Богослужение транслируется в прямом эфире во многих странах, в том числе в России. Затем на самолетах огонь доставляют в Россию, Украину, Молдавию, Сербию, Грецию и другие государства.

Благодатный огонь встречают церковные деятели и государственные лидеры. После прибытия из Иерусалима его торжественно разносят по православным храмам в крупных городах. Лампады, которые зажигают от этого огня, верующие несут домой.

В каком году впервые сошел Благодатный огонь на Пасху?

Первые сообщения о появлении чудесного огня в Храме Гроба Господня относятся к IV веку, однако существуют и более ранние свидетельства. Так, согласно преданию, первыми увидели здесь чудесный свет апостолы Христа вскоре после того, как Он воскрес.

В I и II веках свидетелями появления благодатного огня были святой монах и православный патриарх. После возведения Кувуклии и проведения специального таинства это чудесное событие происходит постоянно.

Сходит ли Благодатный огонь на католическую Пасху?

Чтобы ответить на этот вопрос, стоит обратиться к истории. В прежние времена, до изгнания в 1187 году из Иерусалима крестоносцев, католические священники принимали «участие в церемонии схождения Благодатного огня и одновременно с православными вели в храме свою службу».

Подобный обряд по сей день существует в Римско-католической церкви. В католических храмах перед началом богослужений на пасхальной неделе зажигают пасхальную свечу – Пасхал, от которой затем зажигают свечи верующие.

В Германии разводят пасхальные костры для символического сожжения Иуды. Подобный костер также является символом огня, у которого грелся апостол Петр, поэтому возле него могут греться все желающие.

И все же Благодатный огонь на католическую Пасху не сходит, а Римско-католическая церковь не признает его явление чудом (хотя и не отрицает этого).

Папа Григорий IX выступил против признания этого явления сверхъестественным еще в 1238 году, через полвека после того, как католикам был запрещен доступ в Иерусалимский храм. К этому времени разделение Западной и Восточной церкви сложилось окончательно.

Что касается православных верующих, то они постоянно несли службу в Кувуклии; продолжается эта традиция и сегодня. Представители православных церквей (русской, украинской, армянской, греческой и ряда других) признают чудодейственный характер этого явления.

Возможно, в этом и заключается причина того, почему Благодатный огонь сходит только на православную Пасху. Бывали случаи, когда православных верующих изгоняли из этого храма или ограничивали проведение ими церемонии.

В результате огонь либо не сходил до вмешательства верующих, либо появлялся не там, где ранее, а на месте, где возносил молитвы православный Патриарх со священниками и прихожанами.

Другой причиной можно назвать убеждение этих верующих в правильности юлианского календаря. В православной церкви Пасха всегда отмечается после иудейской пасхи, так как Иисус Христос воскрес в первое воскресенье после нее.

Папа Григорий XIII ввел в 1583 году в Римско-католической церкви новую Пасхалию (григорианскую), в результате чего изменился весь календарь. В соответствии с ним Пасха отмечается в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия, иногда в один день с еврейской или даже раньше.

Когда и во сколько сойдет Благодатный огонь в 2020 году?

Документального подтверждения, откуда и как сходит Благодатный огонь, не существует. Разгадать этот феномен ученые до сих пор не могут, однако верующие каждый год наблюдают чудо, свидетельствующее о силе и милости Господа.

Многие паломники, посещающие храм в Иерусалиме, свидетельствуют о происходящих здесь чудесных явлениях: самовозгорании свечей, вспышках, молниях и др. Подобные рассказы передаются из уст в уста на протяжении столетий.

Схождение Благодатного огня происходит накануне Пасхи, в Великую субботу. В 2020 году это случится 18 апреля, по московскому времени примерно с 13.15 до 15.00 часов. Трансляцию этого события можно будет увидеть на телеканалах.

"Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр. 11, 1)

"Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим" (Ин. 20, 27).

Современное неверие и чудеса

Современный человек, напичканный донельзя установками своего в целом антирелигиозного образования, верит в самые необыкновенные "чудеса" эпохи "просвещения".

Верит в то, что род человеческий произошёл от обезьяны. Хотя "родоначальники" человеческого рода из животных существуют только в сочинениях дарвинистов, а самих реальных останков этих "праотцов" так никто и не нашёл. Но эта теория преподаётся во всех учебных заведениях как установленная научная истина.

Михаил Смолин и Аркадий Мамонтов: Чувства в предвкушении Пасхи

Современный человек верит в то, что всё разнообразие видимой и невидимой жизни произошло случайно, "самозародилось". Об этой глупости удачно выразился профессор Принстонского университета, зоолог Эдвин Конклин (1863-1952 гг.): "То предположение, что жизнь возникла посредством случайности, можно сравнить с предположением, что полноценный словарь является следствием взрыва в типографии".

Всё отрицание религии и всего чудесного можно сравнить с этой "атеистической верой" во "взрыв в типографии". Эта "вера" значительно более "сверхъестественна", чем обычная христианская вера, основанная на осуществлении ожидаемого, обещанного Богом Царствия Небесного.

Гордость верящих во "взрыв в типографии" и отрицающих чудеса Божии лучше всех выразил знаменитый вольнодумец Вольтер. Как говорят, он однажды сказал, что: "Если бы на площади Парижа перед глазами тысячи человек и моими собственными совершилось чудо, то я скорее бы усомнился в свидетельстве двух тысяч глаз, чем поверил бы свершившемуся".

Дела Божии не вмещаются в подобные горделивые человеческие умы.

Во-первых, всякое описание чудес не соответствует ни в коей мере их величию и многоплановому смыслу, заложенному свыше.

Во-вторых, как говорит Святитель Игнатий Брянчанинов:

Чудеса Христовы имели полную определённость. Можно относительно всех их сказать то, что сказал Господь апостолу Фоме: "Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим" (Ин. 20, 27). Чудеса Христовы были осязательны; они были ясны для самых простейших людей; ничего в них не было загадочного; всякий мог удобно рассмотреть их; для сомнения и недоумения, чудо ли это, или только представление чуда, не было места" (О чудесах и знамениях).

Вольтеровское сомнение граничит с безумием. С безумием, противящимся самоочевидным вещам, о которых могут свидетельствовать тысячи глаз, даже и свои собственные. Неверие может видеть и одновременно отрицать видимое, может слышать и не верить услышанному.

Эта слепоглухонемость человеческого ума закрывает современному человечеству возможность по-настоящему ценить земную жизнь и быть её устроителем.

Всё чаще человечество ценит и стремится к развитию таких смертельно-опасных научных направлений, как совершенствование ядерного и подобного оружия, химических отравляющих веществ, биологической генной инженерии, генно-модифицированных продуктов и т. д. Всё это — в какой-то мере суицидальные, безумные стремления.

Это своеобразный бунт против жизни. Мы стремимся вырваться из тех границ Земного мира, в который наши праотцы были помещены после изгнания из Рая.

Мы создали оружие, способное уничтожить человечество, мы стремимся без труда добывать хлеб, изменять физиологическую и половую заданность нашей жизни, хотим переселиться в неведомые внеземные миры.

Есть два слова, важнее которых в мире нет - "Христос Воскресе"!

И всё это стало реальностью нашего мира в последние сто лет, изобретших несколько губительнейших "сверхчеловеческих" проектов будущего: либеральный, коммунистический и национал-социалистический.

Люди попытались с их помощью выпрыгнуть из мира силы притяжения Божия в некое пространство, где человек хочет избежать его владычества и стать самому творцом с большой буквы, автономным от настоящего Творца мира и человека.

Это естественное в земных реалиях безумие человека с каждым веком ослабляет в нём чувствование сверхъестественных событий, называемых нами чудесами. Развивает духовное бесчувствие перед теми чудесными событиями, которые нарушают физические "законы природы" и не поддаются нашим слабым рациональным способностям их объяснить.

Схождение Благодатного огня (или по-другому Святого Света) в Великую Субботу в храме Воскресения Христова и изнесение его из Кувуклии Храма Гроба Господня — чудо, ежегодно происходящее многие столетия.

Схождение Благодатного огня. Фото: www.globallookpress.com

Чудо это не единственное в Святой Земле. Ежегодно чудесное явление происходит и на горе Фавор, где, будучи окутанными в облако перед своими тремя учениками, Господь преобразился и все услышали голос Отца Небесного: "Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте" (Мф 17, 1, 9). Так, каждое 19 августа по новому стилю, в день праздника Преображения Господня, над горой Фавор, на этом самом месте, в тот же самый день и только над православным храмом ежегодно появляется необычное облако и покрывает всех молящихся верующих, передавая им невообразимое чувство присутствия Божия. Хотя, по признанию неоднократно исследовавших это чудесное явление учёных-метеорологов, в этих местах и особенно в это время образование облаков невозможно.

Но чуду нет дела до наших учёных и его сверхъестественные, метафизические характеристики преодолевают физические границы земного бытия ежегодно и там, где Господь этого захочет...

Древние свидетельства о схождении Святого Света

Сложно сказать, всегда ли по Воскресении Христовом сходил Святой Свет у Гроба Господня. Но свидетельства о Святом Свете есть от первых веков.

Так, в IV веке Святой Григорий Нисский в своём слове о Воскресении утверждает, что апостол Пётр видел Святой Свет (Св. Григорий Нисский. Слово второе о Воскресении).

Знаменитый церковный историк Евсевий в том же веке описывал ситуацию при патриархе Наркиссе, во втором веке, когда не хватало масла в лампаде на Св. Пасху. И вместо масла налили воды из Святого Силоамского источника. И эта лампада была зажжена Благодатным Огнём и горела всю пасхальную службу (Евсевий Памфил. Церковная история. Книга 6, Глава 9).

Самовозгорание лампад в храме Гроба Господня происходило не только в Великую Субботу. Так, например, Император Феодосий Великий, посетивший тайно, как простой богомолец, Иерусалим, как только вошёл в Храм Гроба Господня, так все лампады зажглись сами собою. А удивлённому патриарху Ангел открыл, что под видом простого богомольца в храм вошёл Император.

О чудесно блиставшем свете на Святом Гробе в своих церковных песнопениях упоминал и Преподобный Иоанн Дамаскин в VIII веке (Октоих, воскресный седален, глас 8).

Фото: www.globallookpress.com

Чудеса на Святой Земле и католики

Интересно, что католические храмы и их клир на Святой Земле не удостаиваются этих чудес. Ни на горе Фавор, несмотря на то, что католический храм находится всего в каких-нибудь 500 метрах от православного, ни в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме, где католические кадила не загораются и при схождении Благодатного огня, хотя висят в том же храме.

Ещё более значимо, что именно со времен серьёзных разногласий между Православными Церквями Востока и католиками, с IX столетия, источники говорят не просто об обряде возжжения вечернего света. А именно о схождении Благодатного Огня как о чуде.

И одним из первых свидетельств об этом чуде мы имеем рассказ католического монаха Бернарда около 865 года.

В Святую Субботу, — свидетельствовал он, — которая есть канун Пасхи, служба начинается рано, и по совершении службы поётся «Господи помилуй» до тех пор, пока с пришествием Ангела возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом". (Дмитриевский А. А. Благодать святого Огня на Живоносном Гробе Господнем в Великую Субботу. СПб., 1908. С. VI).

Фото: www.globallookpress.com

После захвата Иерусалима крестоносцами в 1099 году католики попробовали оттеснить православных и других христиан от Гроба Господня, используя радикальные методы:

"Неудачно начал, — пишет один западный хронист, — первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии... Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошёл ещё дальше.

Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него... Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав..." (Стивен Рансимен. Восточная схизма. М., 1998. С. 69-70).

Есть и русские свидетельства о Благодатном Огне из времён владычества крестоносцев. Так, русский игумен Даниил, паломничавший в Святую Землю между 1106-1108 гг., оставил такие воспоминания о Благодатном Огне:

Упросил я ключника... и он открыл мне двери святые, велел мне снять сапоги и так, босого, ввёл меня одного в Святой Гроб Господень с лампадой, которую я нёс с собой, и повелел мне самому поставить лампаду на Гроб Господень. И я её поставил своими руками грешными в ногах, где лежали пречистые ноги Господа нашего Иисуса Христа. Ибо в головах стояла лампада греческая, на грудях же поставлена была лампада от святого Саввы и всех монастырей. Ведь такой здесь обычай: каждый год ставят греческую лампаду и от монастыря святого Саввы. И благодатию Божиею те три лампады загорелись тогда. А фряжские лампады повешены были сверху, и из тех ни одна не загорелась". (Житие и хождение игумена Даниила из Русской Земли).

Интересно, что вплоть до изгнания крестоносцев в 1187 году из Иерусалима, католики тоже служили свою службу в Великую Субботу, но из "фряжских лампад", то есть лампад католиков, так "ни одна и не загорелась".

Есть интересный рассказ русской писательницы Варвары Алексеевны Брюн де-Сент Ипполит (урожденной Копьевой) о реакции иезуитов, и в том числе самого знаменитого русского вероотступника, князя Гагарина, перешедшего из православия в католичество:

"В 10 часов утра, после обедни, наши православные на Гробе Господнем потушили лампады, а в церкви все свечи... На эту пеструю картину смотрели с любопытством католические монахи и иезуиты, между которыми находился и наш русский князь Гагарин... Лицо его мне хорошо было видно: оно выражало грусть. Гагарин пристально всматривался в Кувуклию...

Протоиерей Димитрий Смирнов о чуде явления Благодатного Огня

Вдруг из бокового отверстия показывается пук зажжённых свечей... Все кричат, радуются, крестятся, плачут от радости; сотни, тысячи свечей передают свет одна другой. Общего восторга описать нельзя, изобразить картину невозможно: это чудо неизобразимое. После солнца — тотчас облако, потом роса и вследствие росы — огонь...

Нечаянно я взглянула на князя Гагарина и вижу: у него градом текут слезы и радостью сияет лицо... Как с этим выражением в одном и том же человеке соединить его вчерашнюю проповедь на Голгофе, которую он произнёс на французском языке и заключил так: «Теперь остаётся пожелать одного — чтобы мы все сделались католиками и покорились папе!». Вчера превозносил он преимущества римского исповедания, а сегодня, поражённый видениями небесной благодати, даруемой только Православию, льёт слёзы.

Не есть ли это порыв преданной им веры, возбужденной общим восторгом? Не есть ли это поздний плод тайного раскаяния и отклик души, некогда православной, но легкомысленно отпавшей от Единой истинной и спасительной Церкви Христовой? Где же он, представитель искреннего своего убеждения? Там ли, на возвышении кафедры со словом поборничества за права Папы, или здесь — в толпе народа со слезами на глазах, как с невольной данью родному чувству, призывающему его воздать «Божие Богови»?" (Торжество Пасхи в Иерусалиме//Странник. 1860 г. Апрель. C. 115)

Армяне-монофизиты и Благодатный Огонь


Фото: www.globallookpress.com

Пробовали отодвинуть православных от Гроба Господня и армяне. Они подкупили турок и убедили их, что и при армянах будет сходить Святой Свет. "Наступила великая суббота: армяне все собрались в храм, а греков бедных турецкое воинство выгнало вон… как сам патриарх, так и все стояли со свечами, имели надежду — хотя от армян в окно получить благодать. Но Господь восхотел другое устроить и показать истинную веру Своим огненным перстом и утешить Своих истинных рабов, смиренных греков.

Уже пришло время, в которое сходит благодать, но её нет, армяне испугались, начали плакать и просить Бога, чтобы послал им благодать, но Господь не услышал их. Уже полчаса прошло и более, а святого света нет. День был чистый и красный. Патриарх сидел к правой стране. Вдруг ударил гром, и на левой стране средняя колонна мраморная треснула, и из трещины вышел огонь пламенем. Патриарх встал и зажёг свои свечи, и от него зажгли все православные христиане. Тогда все возрадовались и возвеселились, а православные арабы от радости начали прыгать и скакать и кричать:

Ты еси един Бог наш Иисус Христос; едина наша истинная вера — православных христиан!"

И начали бегать по всему Иерусалиму и сделали по всему граду шум и гам. Они и доднесь творят этому память, прыгают и кричат кругом Божия гроба, хвалят единого истинного Бога, Иисуса Христа, и ублажают православную веру. Воины же турки, кругом стоявшие на страже, видевши сие чудо, весьма удивились и ужаснулись. Из числа их один, именем Омир, стоявший у Авраамиева монастыря на страже, тотчас уверовал во Христа и закричал: «Един истинный Бог Иисус Христос; едина истинная вера — православных христиан!»

А сам прыгнул вниз к христианам, с вышины более 15 аршин, и ноги его ступили на твёрдый мрамор, как на мягкий воск, и доднесь видны два следа его, изображены, как на воску; хотя неправославные и стараются их загладить, но я ещё своими очами видел и своими руками осязал. И колонна с трещиной опаленная стоит. Воин же Омир, спрыгнув, взял своё оружие, железом воткнул в камень, как в мягкий воск, а сам беспрестанно прославлял Христа. За сие турки отсекли ему голову, а тело его сожгли; кости же его греки собрали, положили в раку и поставили в женском монастыре Великой панагии, где и доднесь источают благоухание. Армяне внутри у гроба Божия ничего не получили, остались с одним стыдом.

Паша Иерусалимский и прочие турецкие начальники весьма вознегодовали на них, хотели их всех изрубить, но убоялись султана; только наказали тяжко: говорят, давали каждому есть разной нечистоты при выходе из храма. (Инок Парфений (Агеев). Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженика Святой Горы Афонския)

Мусульмане и Святой Свет


Фото: www.globallookpress.com

До завоевания крестоносцами Иерусалим находился во власти мусульман, и, как пишет митрополит Кесарии Каппадокийской Арефа (X век), Благодатный Огонь сходил, даже когда мусульмане не пускали патриарха в Храм Воскресения Христова:

"Эмир Иерусалима стоит около Святого Гроба при запечатанном им же самим входе, а христиане стоят вне храма Святого Воскресения и восклицают «Господи помилуй». Тогда внезапно является молния, и кандила [лампады] возжигаются". (Православный палестинский сборник. Т. 13. Вып. 2. С. II.)

Гонения продолжились и тогда, когда мусульмане вновь отвоевали Иерусалим у крестоносцев. Но даже и они были потрясаемы чудом Благодатного Огня. Так, английский историк Готьер Винисоуф пишет о случившемся в 1187 году, когда Салах ад-Дин захватил Иерусалим и захотел посмотреть на чудо: "Когда он прибыл, небесный огонь загорелся внезапно и его помощники были глубоко поражены. Христиане проявили радость, восславляя величие Господа, сарацины же, напротив, говорили, что огонь, который как они только что увидели, снизошёл, был зажжён жульническими средствами.

Салах ад-Дин, желая на виду у всех произвести разоблачение, приказал, чтобы лампа, в которой загорелся огонь, ниспосланный с небес, была потушена, но (после этого) лампа сразу же опять загорелась. Он приказал второй раз, третий раз затушить лампу, но она загоралась опять, как будто сама". (Hvidt N.C. Miracles - Encounters Between Heaven And Earth, Gyldendal. Pp. 203-229).

Интересно, что после этого Салах ад-Дин обратил все храмы Иерусалима в мечети. Нетронутой оставил только Церковь Воскресения Христова — так был потрясён увиденным и лично "проверенным" чудом.

Свидетельства того, как выглядит Благодатный Огонь


Фото: www.globallookpress.com

Первенство православных в обретении Благодатного Огня признаётся и некоторыми символическими действиями самих инославных в Великую Субботу. Когда православный патриарх приходит в алтарь Храма Воскресения Христова и садится на патриаршем престоле, то все представители инославных вероисповеданий подходят к нему и прикладываются к его руке.

На то, как выглядит небесный огонь, существует разные свидетельства тех, кто видел его схождение. Зависит это, как кажется, и от степени духовного состояния свидетеля, и от самого Благодатного Огня, являющегося часто по-разному.

Иеромонах Мелетий, благочестивейший саровский старец (умер в 1805 г.), утверждает, что "явление святого Огня не от иначе, кажется, происходит, как только от самого Гроба, освящённого Плотию Христовою, который ежегодно источает оный в знамение сия истины и правоверия". Не будучи сам лично свидетелем схождения святого Огня, иеромонах Мелетий приводит слова архиепископа Мисаила, совершавшего служение, когда сам Мелетий был паломником в Иерусалиме: "Вшедшу мне, — говорил ему архиепископ Мисаил, — внутрь Святого Гроба, видим на всей крышке гробной блистающий свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде белого, голубого, алого и других цветов, который потом, соединяясь, краснел и претворялся в вещество огня ; но Огонь сей в течение времени, как только можно прочесть, не спеша, четыредесят крат «Господи, помилуй», не жжёт и не опаляет, и от сего-то Огня уготованные кадила и свечи возжигаются". "Но впрочем, — присовокупил архиепископ, — как, откуда явление сие бывает, сказать не могу". (Путешествие в Иерусалим СПб., 1798).

Фото: www.globallookpress.com

Благодатный огонь не всегда получался иерусалимскими патриархами, были целые периоды, когда это поручалось другим церковным иерархам.

Так, есть свидетельство Митрополита Петрского Мелетия, который в 1859 году получал Благодатный Огонь, переданный русской паломницей Варварой Брюн де-Сент Ипполит (урождённой Копьевой). Митрополит рассказал следующее: "Ныне благодать уже сошла на Гроб Спасителя, когда я вошёл в кувуклию : видно, вы все усердно молились, и Бог услышал ваши молитвы. Бывало, долго молюсь со слезами, и Огонь Божий не сходит с небес до двух часов, а на этот раз я уже увидел его, лишь только заперли за мною дверь".


Часть 1 – Источник Благодатного огня
Православные критики чудесного появления огня

Иерусалим, суббота в канун православной пасхи. В Храме Гроба Господня проводится церемония - Литания Святого Огня. Храм наполнен паломниками, посреди Храма построена часовня (Кувуклий), в которую заходят два священника (греческий патриарх и армянский архимандрит). Через некоторое время они выходят из Кувуклия с огнём, который передаётся верующим (см. раздел фото и видео ). В православной среде распространена вера в чудесное появление огня и приписываются ему различные удивительные свойства. Однако, еще в начале прошлого века, даже среди православных появляются сомнения в чудесной природе возникновения огня и наличия у него каких-то особых свойств. Эти сомнения были настолько распространены в обществе, что позволило ведущему востоковеду прошлого века, ИЮ Крачковскому в 1915 году заключить: «У лучших представителей богословской мысли и на востоке заметно то толкование чуда, которое позволяет проф. А. Олесницкому и А. Дмитриевскому говорить о "торжестве освящения огня при Гробе Господне"» (1 ). Основатель русской духовной миссии в Иерусалиме, епископ Порфирий Успенский , резюмируя последствия скандала с Благодатным огнём, повлекшего признание митрополита в подлоге, оставил в 1848 году следующую запись: «Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня» (2 ). Ученик упомянутого Крачковским профессора Дмитриевского - заслуженный профессор Ленинградской Духовной Академии Николай Дмитриевич Успенский в 1949 году выступил с актовой речью на ежегодном докладе Совета Ленинградской Духовной Академии, в которой подробно описал историю Благодатного огня, и на основе изложенного материала сделал следующий вывод: «Очевидно, когда-то, не дав своевременно энергичного разъяснения своей пастве о истинном смысле обряда св. огня в дальнейшем они оказались не в силах поднять этот голос перед все возраставшим в силу объективных условий фанатизмом темных масс. Если это не было сделано своевременно, то позднее стало невозможным делом, без риска за личное благополучие и, пожалуй, целость самих святынь. Им осталось – совершать обряд и молчать, утешая себя тем, что Бог «как ведает и может, так и вразумит и успокоит народы» (3 ). Достаточно много сомневающихся в чудесной природе благодатного огня и среди современных православных верующих. Здесь можно упомянуть протодиакона А. Кураева, который поделился впечатлениями о встречи российской делегации с: греческим патриархом Феофиломследующими словами: «Не менее откровенным был и его ответ о благодатном огне: «Это церемония, которая является representation, как и все другие церемонии Страстной седмицы. Как некогда пасхальная весть от гроба воссияла и осветила весь мир, так и ныне мы в этой церемонии совершаем репрезентацию того, как весть о воскресении от кувуклия разошлась по миру». Ни слова «чудо», ни слова «схождение», ни слов «благодатный огонь» в его речи не было. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог"» (4 ), другим примером является интервью о Благодатном Огне Архимандрита Исидора, начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, где он в частности напомнил слова местоблюститель Патриаршего престола Иерусалимской Церкви митрополита Петрского Корнилия: «…Это естественный свет, который зажигают от Неугасимой Лампады, хранящейся в ризнице храма Воскресения» (5 ). Ныне опальный РПЦ, диакон Александр Мусин (доктор исторических наук, кандидат богословия) в соавторстве с историком церкви Сергеем Бычковым (доктор исторических наук) издали книгу: " БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ ?", где они в частности пишут: «Дабы приподнять завесу над этим многовековым, но отнюдь не благочестивым мифом, мы решили издать небольшой труд известного петербургского профессора Николая Дмитриевича Успенского (1900-1987), посвященный истории обряда святого огня Великой субботы, а также забытую статью всемирно известного востоковеда академика Игнатия Юлиановича Крачковского (1883-1951) «Благодатный огонь» по рассказу Аль-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХШ вв.».
Разоблачению мифа о чудесном появлении благодатного огня посвящена серия работ протопресвитера Константинопольского патриархата Георгия Цецис, он пишет: «Молитва, которую возносит патриарх перед зажжением в святой Кувуклии, совершенно ясна и не допускает никаких неправильных толкований. Патриарх не молится о совершении чуда. Он лишь "воспоминает" о жертве и трехдневном воскресении Христа и, обращаясь к Нему, говорит: "Благоговейно приняв сей возжигаемый (*******) на светоносном Гробе Твоем огонь, раздаем верующим в свет истинный, и молимся Тебе, дабы Ты явил его даром освящения".Происходит следующее: патриарх зажигает свою свечу от негасимой лампады, которая находится на Святом Гробе. Точно так же, как и всякий патриарх и всякий клирик в день светлой Пасхи, когда получает свет Христов из негасимой лампады, которая находится на святом престоле, символизирующем Гроб Господень» (
6 ).
Не отстаёт и молодое поколение богословов, в 2008 году была защищена дипломная работа по Литургике на тему «Чинопоследование схождения благодатного огня в Иерусалиме», выполненная студентом 5 курса Института теологии БГУ Звездиным П., в которой он также развеивает миф чудесного появления огня (
7 ).
Однако, стоит лишь принять правоту упомянутых здесь, заслуживших почёт и уважение своим служением, православных деятелей, как придётся признать, что многие греческие патриархи и не менее знатные православные священнослужители лицемерно обманывали верующих, рассказывая о чудесном появлении огня и его необычных свойствах. Наверное, поэтому в апологических статьях, написанных известными российскими богословами, так часто вроде бы заслуженные православные деятели поливаются грязью, им приписывая еретические воззрения, тягу к коллекционированию небылиц в угоду своему предвзятому мнению и отсутствии научного подхода в своих критических работах в отношении Благодатного огня (8
а , б ; 9 ).

Какие же аргументы приводят критики чудесной природы появления Благодатного огня?
Практически всех скептиков смущает чёткая определённость времени получения огня и возможность изменять это время по приказу местных властей.
Из-за постоянных распрей между христианскими конфессиями, в 1852 году, стараниями властей, появился документ, так называемый СТАТУС-КВО, где досконально записана последовательность действий всех обрядов для всех конфессий в городе. По минутам расписана и служба благодатного огня, в частности, для обретения огня, вошедшим внутрь Кувуклия священникам, отводится время с 12.55 до 13.10 (10 ). И вот уже 8 лет прямых трансляций это время безукоризненно соблюдается. Только в 2002 году, из-за драки патриарха и архимандрита внутри Кувуклия, огонь начали раздавать значительно позже определённого времени (11 ). Т.е. задержка была по вине священников, а не из-за отсутствия огня. Эта драка имела серьёзные последствия, уже несколько лет внутрь Кувуклия вместе с армянским архимандритом и греческим патриархом, первым, входит израильский полицейский, зорко следящий за тем, чтобы высокопоставленные духовные лица вновь не подрались в этом святом и почитаемом ими месте (12 ). Скептицизма предаёт и ещё один факт связанный с временем появления огня, о который повествует проф. АА Дмитриевский, ссылаясь на проф. АА Олесницкого, в 1909 году он пишет: «Некогда праздник огня при Гробе Господнем соединялся непосредственно с пасхальною заутренею, но вследствие некоторых беспорядков, случавшихся при этом торжестве, по требованию местной власти он был перенесён к предшествующему дню» (13 ). Оказывается, время появления божественного чуда ещё и может определяться распоряжениями исламской администрации.
В принципе, Бог способен выполнить любой приказ любой администрации, так как Он всесильный и может делать, что угодно, и как угодно свои чудеса планировать. Однако, столь чётко определённое по времени чудо является единственным примером. Скажем в евангельском примере с купальней, на который ссылаются апологеты чуда (Ин. 5: 2–4) исцеления происходят не в строго определённое время, а как пишет евангелист: « <…> ибо ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал <…> ». Также другие ежегодные православные чудеса, например, схождение Благодатного облака на горе Фавор в день преображения Господня или появление ядовитых змей в храме Успения Пресвятой Богородицы (на Острове Кефалония) в день Успения Пресвятой Богородицы, также не имею строго определённого временного промежутка. Кстати, схождения облака на горе Фавор и появление ядовитых змей происходит на виду у людей, в то время как огонь возникает в закрытом от паломников Кувуклие. Такая доступность очень способствует выяснению истинной природы этих явлений, например, оказывается, что змей приносят сами священнослужители и они совершенно не ядовиты (
14 ). В отношении горы Фавор, тоже всё относительно просто. В это время года практически ежедневно на горе образуются туманы, и паломники лишь становятся свидетелями зарождения такого тумана (15 ). Зрелище действительно красивое, а обладая повышенной религиозностью, увиденному, легко приписать чудесные свойства.

Версия скептиков о появлении огня
С точки зрения скептиков, греческий патриарх и армянский архимандрит возжигают свои свечи от неугасимой лампады, которую вносит хранитель гроба незадолго до входа патриарха. Возможно, лампада ставится не на гроб, а в нишу за иконой из которой патриарх её достаёт, возможно, внутри происходят ещё какие-то дополнительные манипуляции. К сожалению, этого увидеть нам не дают.
Вспомним последовательность действий во время церемонии (16 , ссылка на видео).

1. Осматривают Кувуклию (два священника и представитель власти).
2. Запечатывают входные двери Кувуклия большой восковой печатью.
3.Появляется хранитель гроба, который вносит внутрь Гроба большую, накрытую колпаком лампаду. Перед ним снимают печать, он входит внутрь Квуклия, а через несколько минут выходит.
4. Появляется торжественная процессия во главе с греческим патриархом, она обходит троекратно вокруг Кувуклия. С патриарха снимают одежды патриаршего достоинства и он вместе с армянским архимандритом (и израильским полицейским) входит внутрь Кувуклия.
5. Через 5-10 минут греческий патриарх и армянский архимандрит выходят с огнём (до этого успев раздать огонь через окошки Кувуклия).

Естественно, что человек с накрытой колпаком лампадой, заинтересует скептиков. Кстати, в колпаке лампады есть отверстия для воздуха, так что в ней может гореть огонь. К сожалению, апологеты чуда практически никак не разъясняют внесение данной лампады внутрь Кувуклия. Они обращают внимание на осмотр Кувуклия представителями власти и священниками перед опечатыванием. Действительно, после осмотра огня внутри не должно быть. Затем апологеты чуда обращают внимание на обыск греческого патриарха, перед его входом внутрь Кувуклия. Правда на видео ясно видно, что одежды с него снимают исключительно греческие священники и при этом своего патриарха не обыскивают, но это не важно, в связи с тем, что ранее туда проник другой представитель греческой ПЦ, чтобы поставить лампаду на плиту Гроба и его никто не осматривает.

Интересны слова патриарха Феофила о Благодатном огне:
«Патриарх Иерусалимский Феофил: Это очень древняя, очень особенная и уникальнаяцеремония (ceremony) Иерусалимской Церкви. Эта церемония Благодатного Огня (ceremony of the Holy Fire) происходит только здесь, в Иерусалиме. И это происходит благодаря самому Гробу Господа нашего Иисуса Христа. Как вы знаете, эта церемония Благодатного Огня – это, так сказать, изображение (enactment), которое представляет собой первую Благую Весть (the first good news), первое Воскресение Господа нашего Иисуса Христа (the first resurrection). Этопредставление (representation) – как и все священные церемонии. Как в Страстную Пятницу у нас обряд погребения, не так ли? Как мы погребаем Господа и т.д.
Итак, эта церемония проходит в святом месте, и все другие Восточные Церкви, которые делят Гроб Господень, хотели бы принять в этом участие. Такие как армяне, копты, сирийцы приходят к нам и получают наше благословение, потому что они хотят принять Огонь от патриарха.
Теперь, вторая часть вашего вопроса это собственно о нас. Это опыт (experience), который, если хотите, аналогичен опыту, который человек испытывает, когда получает Святое Причастие. То, что происходит там, это же относится и к церемонии Святого Огня. Это значит, что определенный опыт нельзя объяснить, выразить словами. Поэтому все, кто принимает участие в этой церемонии -- священники или миряне, или мирянки – у каждого свой непередаваемый опыт».

Подобный ответ настолько не понравился апологетом чуда, что появилось даже, на мой взгляд, подложное интервью с патриархом Феофилом ( ).

Наиболее важные свидетельства чудесного появления огня.
Вновь хочу обратить внимание, что доверившись православным скептикам, мы тем самым признаем обман со стороны греческих патриархов и ряда видных российских православных деятелей. Приведу эти свидетельства.
- Инока Парфения, записал рассказы беседовавших с митрополитом Заиорданским (1841-1846 либо 1870-1871), в которой он рассказывает о самовозгорании лампады: "Иногда я взойду, а она уже и горит; тогда и я скоро вынесу, а иногда взойду, а лампада еще не горит; тогда я паду на землю от страха и со слезами начинаю просить милости от Бога. Когда встану, лампада уже горит, и я зажигаю два пука свечей, выношу и подаю" (24).
- Наместник Петр Мелетий, чьи слова нам передаёт паломница Варвара Брюн де-Сент Ипполит, путешествующая около 1859 году, которая оставила следующую запись: "Ныне благодать уже сошла на Гроб Спасителя, когда я взошел в Кувуклию: видно, вы все усердно молились, и Бог услышал ваши молитвы. Бывало долго молюсь со слезами, и огонь Божий не сходил с небес до двух часов, а на этот раз я уже увидел его, лишь только заперли за мною дверь" (24).
- Иеромонах Мелетий приводит слова принимавшего огонь архиепископа Мисаила: «Вшедшу мне сказывал он, внутрь ко cв. Гробу, видим бе на всей крыше Гробной блистающ свет, подобно разсыпанному мелкому бисеру, в виде белаго, голубаго, алаго и других цветов, который потом совокупляяся краснел, и претворялся в течение времени в вещество огня; но Огнь сей, в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредесять крат "Господи помилуй!" не жжет и от сего то огня уготованныя кандила и свещи»(24).
- Патриарх Диодор в 1998 г говори:« Я пробираюсь сквозь темноту во внутреннее помещение, и падаю там на колени. Здесь я возношу особые молитвы, что дошли до нас через столетия и, прочитав их, жду. Иногда я жду несколько минут, но обычно чудо происходит сразу же, как только я прочитаю молитвы. Из среды самого камня, на котором Иисус лежал, изливается неописуемый свет. Он обычно голубого оттенка, но цвет может изменяться и приобретать много разных оттенков. Его невозможно описать человеческими словами. Свет поднимается из камня, подобно тому, как туман поднимается из озера - выглядит почти так, как будто камень покрыт влажным облаком, но это свет. Этот свет каждый год ведет себя по-разному. Иногда он покрывает только камень, а иногда заполняет всю Кувуклию, так что если бы люди, стоящие снаружи, заглянули внутрь, то увидели бы ее наполненной светом. Свет не обжигает - я ни разу не обжег бороду за все шестнадцать лет, что я был Патриархом Иерусалимским и принимал Благодатный Огонь. Свет другой консистенции, чем обычный огонь, горящий в масляной лампе.
- В определенный момент свет поднимается и приобретает форму колонны, в которой огонь уже другой природы, так что я уже могу зажечь от него свечи. Когда таким образом я зажигаю огнем свечи, я выхожу и передаю огонь вначале Армянскому Патриарху, а потом Коптскому. Затем я передаю огонь всем людям, присутствующим в храме» (25 ).
- Авраам Сергеевич Норов, бывший министр Народнаго Просвещения в России, известный русский писатель, путешествовавший в Палестину в 1835 году:
«В часовню Гроба Господня вошли за митрополитом, только один из греческих епископов, архиерей армянский (недавно получивший на это право), Русский консул из Яффы и мы трое путешественников. За нами затворились двери. Никогда неугасающия лампады над Гробом Господним, были уже потушены, одно слабое освещение проходило к нам из храма сквозь боковыя отверстия часовни. Эта минута торжественна: волнение в храме утихло; все исполнилось ожидания. Мы стояли в приделе Ангела, пред отваленным от вертепа камнем; один только митрополит вошел в вертеп Гроба Господня.&

Последние публикации на сопряженные темы

  • О том, что христиане первых веков не верили в божественность Иисуса Христа (Логоса) и в «Никео-Цареградскую» Троицу
  • «Гламурный батюшка» или Гвоздодёр в Руце Божьей

    Пришествий на страницу: 2997 

  • Тем, что лишь на православную Пасху сходит с неба Благодатный огонь (при условии, что в храме Гроба Господня служит православный патриарх по православному календарю), Бог свидетельствует об истинности православной веры, Православной Церкви.

    Немного истории:

    Разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта. Найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви.

    В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Произошел раскол христианской церкви, на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную - на Востоке с центром в Константинополе.

    В течение нескольких веков Иерусалим находился под контролем Восточной церкви. И не было ни одного случая, когда бы благодатный огонь не сошел бы на христиан.

    В 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами. Римская церковь, получив поддержку герцогов и баронов и считая Православных за вероотступников, принялись буквально попирать их права и православную веру. Православным христианам было запрещено входить в Храм Гроба Господня, их изгоняли из храмов, у них отбирали имущество и церковные здания, унижали и притесняли, вплоть до применения к ним пыток.

    Вот как описывает этот момент английский историк Стивен Рансимен в своей книги «Падение Константинополя»:

    «Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков (ред: православных христиан) из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии…».

    Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него…

    Скоро грянуло Божье возмездие. В 1101 году в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав.

    Средние века

    В 1578 году, после очередной смены турецкого градоначальника Иерусалима, армянские священники договорились с новоиспеченным «мэром» о том, что право получения Благодатного Огня вместо Иерусалимского Православного Патриарха получит представитель Армянской церкви. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху...

    В Великую Субботу 1579 года Православного Патриарха Софрония IV со священнослужителями не пустили в Храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями Храма с внешней стороны. Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и приступили к молитвенным призывам к Господу о схождении Огня. Но их молитвы не были услышаны.

    Стоящие у закрытых дверей Храма православные священники также обращались ко Господу с молитвами. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха. С великой радостью православное священство вошло в Храм и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенных слева от входа.

    Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника.

    «Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: «Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера - вера православных христиан» - писал инок Парфений.

    Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня.

    Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор. Кстати, это была не единственная попытка мусульманских властей, воспрепятствовать схождения Благодатного огня. Вот что пишет известный исламский историк ал-Бируни (IX-X вв.): «...однажды губернатор приказал заменить фитили медной проволоки, надеясь что лампады не загорятся и само чудо не произойдет. Но тогда же когда огонь сошел, медь загорелась».


    ОН ВИДЕЛ ЧУДО..

    141-й Патриарх Иерусалимский Феофил III. Полный титул: Блаженнейший и Всесвятейший Кир Феофил, Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, обонпол Иордана, Каны Галилейской и святого Сиона. Раз в год, на богослужении совершающемся во Храме Гроба Господня в Великую субботу, накануне православной Пасхи, ровно в 12:55 он, вместе с армянским архимандритом, входит в Гроб Господень. Там, стоя на коленях перед Ложем Спасителя, они читают молитву, после чего возжигают свои пучки свечей от явившегося чудесным образом огня, и выносят его ожидающему народу.

    XX век

    Согласно укоренившейся за 2000 лет традициям обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен, монахи лавры преподобного Саввы Освященного и местные православные арабы.

    В Великую Субботу, через полчаса после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем, сидя верхом друг на друге врывается в Храм и начинает песни и пляски. О времени установления этого ритуала нет свидетельств. Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке.

    По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918–1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа: Огонь не сошел. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел...

    А вот, что пишет английский историк Стивен Рансимен о гонениях на православных после взятия Иерусалима крестоносцами в 1099 году.

    Факты основаны на западных хрониках: "Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии… Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы… Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него… Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав… "
    Говорят также об одном случае. Благодатный огонь не появился в печальную Пасху, в 1923 году. В это время патриарх Тихон был отстранен от управления Русской Православной Церковью.
    Однажды турки, овладевшие Иерусалимом, запретили православным служить, и те, не допущенные в храм, стояли у его входа, плакали и молились - Благодатный огонь вдруг вырвался из одной из колонн храма, оросив православный люд.


    Эта трещина в колонне, образованная вопреки всем законам природы, доныне служит свидетельством торжества Православия.

    Каждый год с наступлением Пасхи православную публику охватывает тяга к чудесам. И ей в очередной раз такое чудо показывают – схождение Благодатного огня. С трансляцией в прямом эфире федеральных российских каналов. Функционеры Фонда Андрея Первозванного организуют дистрибуцию Благодатного огня во всероссийском масштабе.

    О том, что Благодатный огонь есть дело рук человеческих, говорилось не раз, начиная с раннего Средневековья. Первыми разоблачителями чуда были, разумеется, мусульмане, заинтересованные в дискредитации христианства (а мусульмане владели Иерусалимом чуть меньше двенадцати веков – с 637-го по 1917-й с двумя перерывами). Исламские богословы и путешественники оставили такие свидетельства.

    Ибн-ал-Каланиси (середина 12 века) : «Когда они находятся на Пасху там… то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамового дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. Он обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку… и натирают ее бальзамовым маслом, скрывая это от взоров… Когда они молятся и наступает время нисхождения, открываются двери жертвенника… Они входят и зажигают много свечей… Кто-нибудь из стоящих старается приблизить огонь к нити, он…переходит по всем лампадам от одной к другой, пока не зажигает все. Кто смотрит на это, думает, что с неба сошел огонь…»

    Ал-Джаубари (первая половина 13 века) : «Дело в том, что в вершине купола есть железная шкатулка, соединенная с цепью, на которой подвешена. Она укреплена в самом своде купола, и ее не видит никто… А когда наступает вечер субботы света, монах поднимается к шкатулке и кладет в нее серу… а под ней огонь, рассчитанный до того часа, когда ему нужно нисхождение света. Цепь он смазывает маслом бальзамового дерева и, когда наступает время, огонь зажигает состав в месте соединения цепи с этой прикрепленной шкатулкой. Бальзамовое масло собирается в этой точке и начинает течь по цепи, спускаясь к лампаде. Огонь касается фитиля лампады…и зажигает его».

    Ибн-ал-Джаузи (середина 13 века) : «Я исследовал, как зажигается лампада в воскресение – праздник света… Когда же солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью, открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из лампад и восклицает: «Сошел свет и смилостивился Христос»…»

    Упомянутая наместником Мисаилом «движущаяся мраморная икона» закрывает «нишу в углу часовни», о которой шестью веками ранее писал Ибн-ал-Джаузи.

    Разумеется, для христианина свидетельства иноверца не дорого стоят. Но и в христианском мире отношение к чуду Благодатного огня тоже местами было скептическое. В 1238 году папа Григорий IX отказался признавать его чудесную природу, и с тех пор Римская католическая церковь придерживается мнения, что Благодатный огонь – «фокусы восточных схизматиков».

    Православные иерархи и сами избегают заявлений о природе Благодатного огня, предоставляя возможность высказаться «простым людям». Но даже люди духовного звания писали о рукотворности огня. Так, основатель и первый глава Русской Духовной Миссии в Иерусалиме епископ Порфирий (Успенский) записал два рассказа: «Иеродиакон, забравшись в часовню Гроба в то время, когда по общему верованию, сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая никогда не угасает, и так Благодатный огонь не есть чудо. Об этом сам он говорил мне сегодня», – со слов иеродиакона Григория , «Книга Бытия моего», ч.1.

    «Когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме… Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова… Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5 000 пунгов (2 500 000 пиастров), а в случае лжи пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня.

    После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим-паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал… Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба…» – со слов митрополита Дионисия , «Книга Бытия моего», ч. 3.

    Уже в наше время имеется свидетельство Феофила, Патриарха Иерусалимского – в чьем ведении находится Храм Гроба Господня. В апреле 2008-го, принимая делегацию Фонда Андрея Первозванного, он, помимо прочего, ответил и на вопрос о природе Благодатного огня. Вот как описывает это участвовавший во встрече дьякон Андрей Кураев: «Не менее откровенным был и его ответ о благодатном огне: «Это церемония, которая является representation, как и все другие церемонии Страстной седмицы. Как некогда пасхальная весть от гроба воссияла и осветила весь мир, так и ныне мы в этой церемонии совершаем репрезентацию того, как весть о воскресении от кувуклия разошлась по миру». Ни слова «чудо», ни слова «схождение», ни слов «благодатный огонь» в его речи не было. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог».

    Почему отцы церкви не хотят признать рукотворный характер огня и продолжают вести разговоры о «необычном и чудесном явлении»? Видимо, видят в чуде средство укрепления веры и умножения численности паствы. Между тем, истинная вера не имеет причин и, как следствие, не нуждается в чудесах как средстве укрепления. Несколько лет назад представители Фонда христианского просвещения и милосердия имени св. Луки (Войно-Ясенецкого) обратились к патриарху Кириллу с просьбой дать «богословскую, литургическую и историческую оценку как самому «огню Великой Субботы», возжигаемому в Иерусалиме, так и распространившейся практике его чрезмерного почитания в дни празднования Светлого Христова Воскресения». Ответа не последовало.

    Тайна места. Кувуклия – вовсе не Гроб Господень

    Какой бы ни была природа Благодатного огня, он, возможно, представляет ценность уже потому, что зажжен у Гроба Господня. Проблема, однако, в том, что Кувуклия – это вовсе не Гроб Господень.

    Как известно, после снятия с креста тело Спасителя было положено в пещеру, располагавшуюся на участке, который принадлежал Иосифу Аримафейскому – члену Синедриона, приятелю Пилата и тайному последователю Христа. Этот участок в садах за городской стеной Иосиф прикупил для будущего погребения членов своей семьи, но к моменту распятия похоронить там еще никого не успели.

    В 41 году – менее чем через 10 лет после распятия Иисуса – Ирод Агриппа затеял очередное расширение Иерусалима. К 44 году и Гроб Господень, и все ближайшие к нему захоронения оказались внутри новой – третьей – городской стены. Поскольку по тогдашним иудейским представлениям кладбище не могло находиться внутри города, захоронения были перенесены на новое место, а освободившаяся территория стала интенсивно застраиваться.

    В 66 году – через 33 года после распятия Иисуса началась знаменитая Иудейская война, представлявшая собою затейливое сочетание освободительной войны иудеев против римлян и гражданской войны иудеев между собой – секарии с зелотами занимались взаимоистреблением, убивая попутно всех попавших под руку. В ходе междоусобиц они сожгли большую часть Иерусалима. Немногое оставшееся доломали римляне, взявшие город. Уже тогда место расположения Гроба Господня можно было указать лишь очень приблизительно. Но этим дело не кончилось.

    В 132 году грянуло восстание Бар-Кохбы. В 135-м оно было подавлено. Иерусалим был в очередной раз сожжен, а его население – включая тех, кто мог хранить память о месте расположения Гроба Господня, – вырезано. После этого евреям под страхом смерти было запрещено даже приближаться к месту, где находился город. Было запрещено само название Иерусалим. На его развалинах по приказу императора Публия Элия Адриана начал строиться новый город Элия Капитолина. Участок между остатками второй и третьей стен был отведен для строительства казарм. Местность была выровнена – возвышения стесали, углубления засыпали, пространство между строениями замостили камнем. На месте, где некогда – предположительно – находился Гроб Господень, был построен храм Венеры, рядом с ним прошла центральная улица нового города – Кардо Максимус.

    Можно ли было после всего этого отыскать место погребения Христа?

    Императрица Елена – мать императора Константина, основателя Византийской империи, – решила, что можно. В 325 году она организовала раскопки, направленные на поиски Гроба Господня. В 326-м была открыта пещера, которую решено было считать Гробом Господним.

    На месте Гроба Господня, вернее, над этим местом, был выстроен внушительный храмовый комплекс. Но в 637 году Иерусалим захватили мусульмане. Три с лишним лет они демонстрировали невероятную веротерпимость, но в 1009 году Храм Гроба Господня был разрушен, а сам Гроб Господень полностью уничтожен: небольшое каменное возвышение с нишей – той самой пещерой, где некогда покоилось тело Христа, – было расколото на множество камней, камни разбиты в щебенку, щебенка растерта в пыль, пыль развеяна по ветру…

    Таким образом, неизвестно, то ли место нашла императрица Елена, а если то – значит, реальный Гроб Господень уничтожили десять веков назад.

    Максим Трошичев

     

     

    Это интересно: