→ Автоматическая налогово-бюджетная политика. Бюджетно-налоговая политика Бюджет и налоги фискальная политика

Автоматическая налогово-бюджетная политика. Бюджетно-налоговая политика Бюджет и налоги фискальная политика

Налогово-бюджетная политика - это воздействие государства на уровень деловой активности по­средством изменения государствен­ных расходов и налогообложения.

Налогово-бюджетная политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объема про­изводства и занятости, а также на уро­вень цен; она направлена против неже­лательных изменений экономической конъюнктуры, связанных как с безрабо­тицей, так и с инфляцией.

Государственный бюджет представляет собой финансовый счет, в котором представле­на сумма доходов и расходов государства за определенный пери­од (обычно за год). Государственный бюджет можно рассматривать на стадии его окончательного утверждения законодательной властью как сумму ожидаемых налоговых поступлений и предполагаемых государ­ственных расходов.

Налогово-бюджетный федерализм - разделение полномочий в области налогообложения и расходов между бюджетами разного уровня.

Основным источником поступлений в доходную часть бюджета являются налоги.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц.

Объектом налогообложения называется имущество, на стоимость которого на­числяется налог.

На­логовая ставка представляет собой размер налога на единицу обло­жения.

По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвен­ные. Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Примерами прямых налогов могут служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество.

Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств го­сударству. Примеры: НДС, налог с продаж, акцизы.

По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответ­ственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, рег­рессивные и пропорциональные.

При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога.

Регрессивный налог - это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, т. е. составляет бульшую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные налоги: при покупке облагаемого акцизом товара (например, черной икры) государство не может установить, а продавец получить с покупа­теля с более высоким уровнем дохода сумму по более высокой ставке налога.

Пропорциональный налог - это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложе­ния.

Система налогообложения в России, закрепляемая Налоговым Кодексом, представляет собой три уровня: федеральный, региональный и местный.

Функции налогов:

    Фискальная (попол­нение доходов казны).

    Регулирующая (влияние на структуру экономики и поведение экономических субъектов).

Кривая Лаффера описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет. В кривой речь идет о подоходном налоге.

Согласно концепции американского экономиста Артура Лаффера, стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговый пресс, может привести к противоположным результатам.

Лаффер считал, что, если экономика находится, например, в точке К, то сокращение налоговых ставок будет приближать налоговую выруч­ку к уровню точки М, т. е. к максимальному уровню доходов государ­ственного бюджета. Этот результат, по Лафферу, связан с тем, что бо­лее низкие налоговые ставки могут повысить стимулы к труду, сбереже­ниям и инвестициям и в целом приведут к расширению налоговой базы. Снижение налоговых ставок, вызывая стимулы к расширению производ­ства и занятости, уменьшит необходимость трансфертных выплат, напри­мер, пособий по безработице, уменьшится социальная нагрузка на бюджет. Таким образом, если экономика находится в той области кривой Лаффера, которая выше точки М, мероприятия по снижению налоговых ставок при­ведут к увеличению доходов госбюджета. Повышение же налоговых ста­вок целесообразно лишь в той области, которая находится ниже точки М, например, в точке L. НА ПРАКТИКЕ КРИВАЯ ПРИМЕНЯЕТСЯ С ТРУДОМ =)))

Снижение налогового бремени не дает крат­косрочного эффекта (в смысле быстрого наполнения доходов госу­дарственного бюджета) и проявляется в полной мере (при прочих равных условиях) лишь в долгосрочном аспекте.

Бюджетный дефицит и способы его финансирования

Расходы государственного бюджета и его доходы не все­гда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство стал­кивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т. е. пре­вышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком.

Первичный дефицит - это общий дефицит государ­ственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по госу­дарственному долгу.

Принято также различать фактический, структурный и циклический дефицит государственного бюджета.

Фактический дефицит - это отрицательная разница между факти­ческими (действительными) доходами и расходами правительства.

Структурный дефицит - это разность между доходами и расхода­ми государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государствен­ных расходах в экономике наблюдалась бы полная занятость.

Циклический дефицит - это разница между фактическим и струк­турным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла.

Экономическая теория рассматривает два основных способа финан­сирования бюджетного дефицита:

1. Выпуск новых денег, или эмиссионный способ финансирования.

2. Займы (внутренние и/или внешние), что принято называть не- эмиссионным способом финансирования бюджетного дефицита.

Дискреционная и недискреционная (автоматическая) налогово-бюджетная политика

Дискреционная налогово-бюджетная политика - это сознатель­ное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономи­ческой активности. В этом определении важно обратить внимание на то, что законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расхо­дов, ставок налогообложения, введения новых налогов и т. п.

Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная по­литика предполагает рост государственных расходов и/или снижение налоговых ставок. Дискреционная сдерживающая налого­во-бюджетная политика предполагает снижение государственных рас­ходов и/или рост ставок налогов.

Автоматическая налогово-бюджетная политика - это автомати­ческие изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от приня­тия решений правительством. Автоматическая налогово-бюджетная политика является результатом действия автоматических, или встроенных стабилизато­ров, т. е. механизмов в экономике, которые уменьшают реакцию реаль­ного ВВП на изменения совокупного спроса. Главные из них - пособия по безработице и прогрессивное налогообложение.

Налоговый мультипликатор:

m t = ΔY/ΔT = - МРС / (1 - МРС), или – MPC/MPS

Теорема Хаавельмо: увеличение государственных расходов, сопровождаемое увеличением налогов для балансирования бюджета, вызовет рост дохода на ту же са­мую величину. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1, независимо от величины МРС.

НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) ПОЛИТИКА

Понятие финансов. Финансовая система государства. Бюджетная система страны. Государственный бюджет, его доходы и расходы.

Государственный долг и его последствия. Регулирование государственного долга. Дефицит бюджета и способы его финансирования. Профицит. Дефолт и секвестр.

Налоги. Функции налогов. Принципы и основные элементы налогообложения. Классификация налогов по различным критериям:

· способ изъятия : прямые и косвенные;

· характер начисления на объект обложения : пропорциональные, прогрессивные и регрессивные;

· государственное устройство и бюджетная структура : федеральные, региональные и местные.

Кривая Лаффера. Налогово-бюджетная политика: цели и инструменты. Дискреционная и недискреционная (автоматическая) фискальная политика.

Основные понятия, которые должен знать студент

Финансы – это система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств.

Государственный бюджет – это финансовый план доходов и расходов государства, принятый в законодательном порядке на определенный период (обычно на год).

Внебюджетные фонды – это денежные средства, имеющие целевое назначение (Пенсионный фонд, фонд государственного медицинского страхования и т.д.).

Дефицит бюджета – это превышение расходов над доходами за год.

Профицит бюджета – это ситуация, обратная дефициту, т.е. превышение доходов над расходами за год.

Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за этот период бюджетных профицитов.

Дефолт – отказ государства выплачивать проценты и погашать свои обязательства перед внутренними и внешними инвесторами.

Секвестр - пропорциональное сокращение расходов, за исключением социальных, в случае недобора налогов.

Налогово-бюджетный федерализм – разделение полномочий в области налогообложения и расходов между бюджетами разного уровня.

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц.

Прямые налоги взимаются непосредственно с владельца объекта налогообложения (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество и дарение).

Косвенные налоги – это налоги, взимаемые через надбавку к цене (НДС, акциз, пошлина и т.д.).

Прогрессивные налоги – это налоги, ставка которых увеличивается по мере возрастания стоимости объекта налогообложения.

Пропорциональные налоги – это налоги с единой ставкой на все размеры объекта налогообложения.

Регрессивные налоги – это налоги, ставки которых уменьшаются по мере возрастания стоимости объекта налогообложения. К регрессивным налогам также относятся косвенные налоги, которые в денежном выражении равны для всех плательщиков, но составляют большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода.

Принципы налогообложения : принцип справедливости по вертикали, принцип получаемых благ, принцип платежеспособности.

Фискальная функция налогов заключается в пополнении доходов казны для содержания государства.

Регулирующая функция налогов заключается в способности государства влиять как на структуру национальной экономики, так и на экономическое поведение людей.

Социальная функция налогов связана с перераспределением доходов с целью уменьшения их дифференциации.

Кривая Лаффера показывает зависимость между ставкой налога и доходами государственного бюджета.

t – налоговые ставки; T – доходы государственного бюджета; t1 - оптимальный размер налоговой ставки; T1 - максимальные поступления в государственный бюджет.

Налогово-бюджетная политика – это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и системы налогообложения.

Дискреционная налогово-бюджетная политика – это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Эта политика является результатом действия встроенных стабилизаторов, т.е. механизмов, которые уменьшают реакцию реального ВВП на изменения совокупного спроса. Главный из них – это пособия по безработице и прогрессивное налогообложение.

Практические задания

Тесты

1. Правительственная политика в области расходов и налогообложения называется…

1) монетарная политика;

2) фискальная политика;

3) кредитно-денежная политика;

4) налогово-бюджетная политика;

5) налогово-кредитная политика.

2. К прямым налогам относится налог:

1) на прибыль предприятия;

2) на добавленную стоимость;

3) на золотые изделия;

4) государственная пошлина.

3. Налог на добавленную стоимость относится к:

1) прогрессивным налогам;

2) регрессивным налогам;

3) пропорциональным налогам.

4. Прогрессивный налог применяется, т.к.:

1) нельзя допустить слишком большого разрыва в доходах, поскольку он может вызвать социальный взрыв в обществе;

2) он значительно увеличивает поступления в государственный бюджет;

3) этим чиновники уравнивают свои фиксированные заработки с растущими предпринимательскими доходами.

5. Пропорциональный налог – это налог, при котором:

1) средняя ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода;

2) средняя ставка понижается по мере возрастания дохода;

3) средняя ставка повышается по мере возрастания дохода.

6. Налоги на бензин идут на усовершенствование автострад. Это пример:

1) применения принципа платежеспособности;

2) применения принципа получаемых благ;

3) прогрессивного налога;

4) налога на добавленную стоимость.

7. Если с ростом дохода растет и доля этого дохода, выплачиваемая в виде налога, то такой налог носит название...

1) прогрессивного;

2) регрессивного;

3) прямого;

4) косвенного.

8. «Прогрессивные налоги являются справедливыми, а регрессивные -несправедливыми.» Если придерживаться этого мнения, то акцизы на автомобили и ювелирные изделия...

1) «справедливы», т.к. деньги взимаются с богатых и перераспределяются в пользу бедных;

2) «справедливы», т.к. чем выше акцизы, тем меньше будет миллионеров;

3) «несправедливы», т.к. деньги взимаются с бедных, а достаются богатым;

4) «несправедливы», т.к. деньги отбирают у людей, их заработавших, а расходуют неизвестно на что.

9. Предположим, что в стране с прогрессивным подоходным налогом цены на все без исключения товары и услуги выросли в 2 раза. Как это скажется на реальных располагаемых доходах плательщиков подоходного налога?

1) Реальные располагаемые доходы всех плательщиков подоходного налога уменьшатся.

2) Реальные располагаемые доходы всех плательщиков подоходного налога вырастут.

3) Реальные располагаемые доходы всех плательщиков подоходного налога останутся неизменными.

4) Реальные располагаемые доходы уменьшатся у тех плательщиков, у которых рост цен вызовет повышение маржинальной ставки выплачиваемого налога.

10. Налог на импортируемые в страну товары и услуги носит название:

1) таможенная пошлина;

2) подоходный налог;

3) налог на добавленную стоимость;

4) гербовый сбор.

11. Взаимосвязь между ставкой налогов и величиной налоговых поступлений в государственный бюджет показана на:

1) кривой Лаффера;

2) кривой Филлипса;

3) кривой Оукена.

12. Инструментом фискальной политики в деле стабилизации экономики является:

1) повышение нормы резервов;

2) понижение нормы резервов;

3) операции на открытом рынке;

4) операции на закрытом рынке;

5) увеличение государственных расходов;

6) уменьшение государственных расходов.

13. Ярко выраженная антиинфляционная фискальная политика предполагает:

1) повышение уровня налогообложения и сокращение государственных расходов;

2) сокращение и налоговых поступлений, и государственных расходов;

3) рост налогов и более высокий уровень государственных расходов;

4) снижение налогов и более высокий уровень государственных расходов;

5) постоянство уровня и государственных расходов, и налоговых поступлений.

14. Если правительство предполагает повысить уровень реального ЧНП, оно может:

1) снизить налоги;

2) снизить государственные закупки товаров и услуг;

3) уменьшить трансфертные платежи;

4) снизить уровень бюджетного дефицита;

5) верно 1) и 4).

15. Какая из перечисленных мер НЕ является фискальной?

1) Изменение ставок налогов на прибыль банков.

2) Изменение Центральным банком нормы банковского резерва.

3) Введение налоговых льгот для предприятий, осуществляющих инвестиции в новое производство.

4) Увеличение социальных выплат малоимущим из госбюджета.

16. Какое из приведенных ниже определений лучше всего отражает сущность фискальной политики?

1) Фискальная политика - это любая деятельность государственных органов, результатом которой является изменение предложения денег в стране.

2) Фискальная политика - это действия Центрального банка страны, направленные на регулирование курса национальной валюты.

3) Фискальная политика - это действия Центрального банка страны по изменению предложения денег и доступности кредита, предпринимаемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста.

4) Фискальная политика - это меры по регулированию государством величины своих расходов и/или доходов, применяемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста.

17. Увеличение ставок таможенных пошлин на товары, ввозимые «челноками», может привести к тому, что...

1) предложение этих товаров возрастет, цены понизятся. Доходы государства от взимания пошлины обязательно повысятся;

2) предложение этих товаров снизится, цены вырастут. Доходы государства от взимания пошлины обязательно повысятся;

3) предложение этих товаров снизится, цены вырастут. Доходы государства от взимания пошлины могут снизиться;

4) предложение этих товаров снизится, цены вырастут. Доходы государства от взимания пошлины обязательно уменьшатся.

Задачи

При доходах 100, 1000 и 10000 ден. ед. для их получателей вводится единый по величине налог – 10 ден. ед. Определить, какой это налог?

По данным, приведенным в таблице, определить тип системы налогообложения.

Допустим, предприниматель приобрел товар по цене 150 тыс. ден. ед. (за единицу); цена, по которой он реализовал товар – 200 тыс. ден. ед.; количество приобретенного, а затем реализованного товара – 2000 шт.; ставка налога – 40%. Определить, какую сумму НДС должен перечислить предприниматель в госбюджет в виде налога?

Государственные расходы на приобретение товаров и услуг (G ) – 500 у.е.. Налоговая функция имеет вид: , функция трансфертов . Уровень цен равен 1. федеральный долг- 1000 у.е. при ставке процента 0,1. Реальный объем производства – 2000 ед., потенциальный – 2500 ед. Рассчитать фактическое сальдо госбюджета. Какова величина циклического дефицита госбюджета?

Под бюджетно-налоговой (фискальной) политикой понимается система регулирования экономики посредством формирования величины и структуры государственных расходов и налоговых платежей. Ее основными целями как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются: обеспечение устойчивого экономического роста; достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.

Методы бюджетно-налоговой политики различаются в зависимости от того, какая цель признается главной: стабилизация в краткосрочном периоде или достижение макроэкономического равновесия в долгосрочном периоде для создания условий экономического роста.

Долгосрочные и краткосрочные цели. Стимулирующая бюджетно-налоговая полигика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов Т или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции,1 особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода, в том числе и в России.

Фискальная экспансия -- правительственная политика в области государственного бюджета и налогообложения, направленная преодоление циклического спада в экономике страны, предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочном периоде позволяет стимулировать совокупный спрос, в долгосрочном - расширить предложение факторов производства и увеличить темпы экономического роста.

Фискальная Рестрикция - Это государственная политика, результатом которой является увеличение разницы между государственными доходами и государственными расходами. Она обычно направлена на ограничение экономического бума, точнее, на борьбу с вызванной этим бумом инфляцией.

Мультипликатор государственных расходов - это показатель, отражающий в какой степени вырастет совокупный доход в ответ на увеличение государственных расходов.

В открытой экономике на величину мультипликатора государственных расходов, так же как и на налоговый мультипликатор, повлияет предельная склонность к импортированию. Чем выше эта величина, тем ниже мультипликационный эффект.

Значение мультипликатора, рассчитанного для открытой экономики, будет меньше, чем для закрытой. Это объясняется тем, что расходы на импорт продукции, также как и сбережения, перестают быть составляющей частью совокупного спроса на внутренний продукт.

Налоговый мультипликатор -- отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению налогов.

Уменьшение налогов в модели «кейнсианского креста» на ДТ увеличит планируемые расходы на С y ДТ. Равновесие переместится из точки А в точку В, а доход увеличится с Y 1 до Y 2 на величину, равную ДY.

ДY = -ДT* (C y /(1-C y)),

m t = ДY/ДT = -C y /(1-C y)

Модель налогового мультипликатора в закрытой экономике при прогрессивной системе налогообложения имеет

m t = -C y /(1-C y (1-t))

где t -- предельная налоговая ставка.

Мультипликатор сбалансированного бюджета -- численный коэффициент, равный единице.

Норвежский экономист Т. Хаавельмо доказал, что при кейнсианской функции потребления даже при сохранении сбалансированного бюджета возникает мультипликационный эффект, при этом мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице, ДУ = ДО = ДТ. Этот вывод получил название теоремы Хаавельмо и объясняется тем, что мультипликатор государственных расходов больше налогового.

Эффект мультипликатора в открытой экономике

В открытой экономике налоговый мультипликатор определяется по формуле:

Cy / (1-C y (1-t)+m")

а бюджетный мультипликатор -- по формуле:

1 / (1-C y (1-t)+m")

где m" -- предельная склонность к импортированию.

Дискреционная фискальная политика - сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса (AD) в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения G или снижения T . В период подъема создается бюджетный излишек.

Государственные расходы оказывают влияние на AD и обладают мультипликативным эффектом

ВНП = k g G,

где k g = 1/1-MPC - мультипликатор государственных расходов.

Действие налогов , подобно G , обладает мультипликативным эффектом

ВНП = - k t T,

где k t = MPC/MPS - мультипликатор налогов.

k g > k t , так как, например, при сокращении Т потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста G оказывает прямое воздействие на величину ВНП.

Недискреционная фискальная политика - предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся - пособия по безработице; соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику, играют налоги.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами. Профицит бюджета - превышение доходов над расходами.

Причины возникновения бюджетного дефицита: спад производства, выпуск «пустых» денег, значительные социальные программы, возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций.

Способы покрытия бюджетного дефицита: государственные займы, ужесточение налогообложения, производство денег - сеньораж. В настоящее время сеньораж не означает печатание денег, так как это способствует росту инфляции, но реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.

Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами (G) и налогообложением (T) с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции.

Автоматические стабилизаторы (Automatic stabilizers ) - это инструменты автоматической фискальной политики , которые образуют бюджетный дефицит во время спада экономики и увеличивают доходные статьи бюджета во время экономического роста .

К основным автоматическим стабилизаторам относятся такие категории, как пособия по безработице, а также прогрессивный подоходный налог.

Рост реального объема производства приводит к увеличению доходов населения страны, в результате чего существенная доля населения переходит на следующую ступень в шкале налогов и их налоговые выплаты возрастают. В основном эти сдвиги будут сдерживать увеличение совокупного спроса в период экономического роста, а во время спада экономики прогрессивная ставка подоходного налога обеспечит сдерживающий эффект падения совокупного спроса.

По тому же принципу будет действовать система пособий по безработице. В период экономического роста будет происходить сокращение выплат, что затормозит рост совокупного спроса, а во время спада увеличение пособий не даст снизиться совокупному спросу до минимальных размеров.

Различают структурный , циклический и фактический бюджетный дефицит. Структурный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения:

Циклический дефицит - это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:

Во время спада фактический дефицит больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический, так как при рецессии Y < Y*. В период подъема фактический дефицит меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита, поскольку при буме Y > Y*. Структурный дефицит является следствием стимулирующей дискреционной фискальной политики, а циклический дефицит - это результат автоматической фискальной политики, следствие действия встроенных стабилизаторов.

Выделяют также текущий дефицит бюджета и первичный дефицит . Текущий бюджетный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит - это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга.

Способы финансирования дефицита государственного бюджета

Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами: 1) за счет эмиссии денег; 2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг); 3) за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом , а второй и третий - долговым способом финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Этот способ заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга . Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга . В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда - МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.

При высокой ставке подоходного налога (более 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения. Кривая Лаффера (рис. 31.1) отражает зависимость поступлений в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога.

Суть «эффекта Лаффера» в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (r a ) в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном - к их увеличению, так как возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности (выход из «теневой экономики»).

Объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог.

Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика (англ.Fiscal policy) - правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Фискальную политику в стране проводит правительство государства. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть:налоги,трансфертыи государственные закупки товаров и услуг.

Фискальная политика, помимо монетарной политики, является исключительно важной составляющей работы государства как распределителя в экономике. Будучи инструментом правительства, фискальная политика имеет несколько целей. Первая цель - стабилизация уровнявалового внутреннего продуктаи, соответственно, совокупного спроса. Затем, необходимо государству поддерживатьмакроэкономическое равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы. В итоге, вместе со сглаживанием параметров государственного бюджета, стабилизируется и общий уровень цен. Под влияние фискальной политики попадает каксовокупный спрос, так исовокупное предложение[

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов (влияние на национальный доход и ВВП). К фискальной (налогово-бюджетной) политике относятся только такие манипуляции с государственным бюджетом, которые не сопровождаются изменением количества находящихся в обращении денег.

Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения реальных социальных задач.

Фискальная политика включает:

1) дискреционную политику, основанную на жестком сознательном вмешательстве в экономику;

2) недискреционную (автоматическую) политику, основанную на автоматической стабилизации экономики.

Дискреционную политику называют активной фискальной политикой, она означает законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым – изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.

Выделяют два вида дискреционной политики (в зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика):

1. Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада, депрессии. Имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Она приводит к дефициту бюджета.

2. Рестриктивная (сдерживающая) фискальная политика осуществляется в период бума и инфляции (при перегреве экономики). Имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов. Она приводит к избытку госбюджета.

Таким образом, главное назначение дискреционной фискальной политики состоит в противодействии циклическим колебаниям экономики посредством стимулирования или ограничения совокупного спроса. Поэтому она называется антициклической (стабилизационной).

Автоматическая фискальная политика - это пассивная фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.

К автоматическим стабилизаторам относятся:

1) подоходный налог (включающий в себя налог на доходы домохозяйств и налог на прибыль корпораций);

2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

3) пособия по безработице;

4) пособия по бедности.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид:

где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, Y – величина совокупного дохода (выпуска), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются.

Ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны.

Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика.

Фискальная политика представляет собой воздействие государства на экономику посредством формирования и изменения величины и структуры государственных расходов, объема трансфертных выплат и системы налогообложения. Различают дискреционную и недискреционную (автоматическую) фискальную политику .

Дискреционная фискальная политика – политика, которая основана на сознательном вмешательстве в налоговую систему и изменении объема государственных расходов с целью воздействия на экономичес­кий рост, безработицу и инфляцию. Примеры дискреционного вмешательства можно найти в практике любого правительства.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спадацеленаправленно создаетсядефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создаетсябюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства связана со значительнымивнутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

Автоматическая фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры.

Т.е. при недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникаютавтоматически, в результате действиявстроенных стабилизаторов экономики.

«Встроенный» (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

Наиболее известными встроенными стабилизаторами являются прогрессивная система налогообложения и система социальных пособий .

В период подъема вследствие роста доходов налоги начинают взиматься по более высоким ставкам, вследствие чего темп роста располагаемого дохода начинает отставать от темпа роста национального дохода, что сдерживает рост потребительского спроса (рост покупательной способности населения), предотвращая дополнительные предпосылки к возникновению инфляции.

Кроме того, в результате роста доходов снижаются затраты государства на социальные пособия. В результате рост совокупного спроса сдерживается.

В период спада, наоборот, совокупный спрос стимулируется.

Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение)чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

Таким образом, автоматические стабилизаторы сглаживают резкие колебания совокупных доходов и расходов и предотвращают резкие и плохо контролируемые изменения величин макроэкономических показателей.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит (излишек) – дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.

В фазе циклического подъема Y 2 >Y 0 , и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается (см. рис. 5.).

В фазе циклического спада Y 1

Рисунок 5. Бюджетные излишки и дефициты.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета – разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Фискальную политику можно интерпретировать как налогово-бюджетную политику, так как она сводится к формированию и расходованию средств государственного бюджета.

Государственный бюджет (госбюджет) , по определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

По сути же, государственный бюджет – это план расходов государства и источников их финансирования на год.

Доходы госбюджета обеспечивают:

1) налоги на физических и юридических лиц, акцизы, гербовый сбор, фискальные и протекционистские таможенные сборы;

2) доходы от государственных предприятий и операций с объектами государственной собственности;

3) поступления во внебюджетные или в целевые фонды – для решения конкретных, наиболее актуальных социальных и экономи­ческих проблем.

Госбюджет расходует собранные денежные ресурсы страны на:

1) государственное управление;

2) оборону;

3) социально-экономические цели;

4) хозяйственную деятельность государства;

5) внешнеэкономическую деятельность.

Конечно, каждая строка указанных расходов, в свою очередь, расшифровывается более подробно. Например, третья строка – расходы на социально-экономические цели – включает в себя затраты государства на здравоохранение, образование, пособия, субсидии, субвенции и т. д.

Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете.

Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю за их исполнением называется бюджетным процессом .

В принципе, предполагается, что бюджет должен быть сбалансирован (доходы и расходы должны быть равны), но так бывает не всегда. Возможны два варианта:

дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.

профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами.

Является ли дефицит государственного бюджета (что случается довольно часто) проблемой для экономики страны, есть ли необходимость в постоянном балансировании бюджета? Нельзя дать однозначный ответ. Все зависит от текущей экономической ситуации, в частности от того, на какой стадии экономического цикла находится экономика.

В случае кризиса скорее всего будет наблюдаться дефицит бюджета. С таким дефицитом нет смысла бороться; наоборот, государство часто намеренно входит в такой дефицит увеличивая государственные расходы: так как надо снижать социальную напряженность, поддерживать промышленность (вероятно снижение налогов и выделение субсидий).

В более благоприятное время, когда экономика находится на подъеме, государство может начать проведение ограничительной фискальной политики и снизить дефицит государственного бюджета, за счет увеличения налогов.

Способы финансирования дефицита госбюджета:

1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

2) выпуск займов;

1) увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

В случаемонетизации дефицита нередко возникает сеньораж – доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в формеотсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок.

Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпускагосударственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично – к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.

Вытеснение, выталкивание с рынка происходит следующим образом:

Государство проводит экспансивную фискальную политику и ради этого испытывает дефицит бюджета. Чтобы покрыть дефицит, государство делает заимствования и чтобы привлечь к себе финансовые ресурсы, повышает процентную ставку по займам. В результате многие фирмы оказываются не в состоянии занимать по новым ставкам и остаются без инвестиций. Государственные расходы вытесняют, таким образом, частные инвестиции.

Проблемаувеличения налоговых поступлений в государственный бюджет разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплекснойналоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения.

Ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным.

Бюджетной системой называется совокупность бюджетов всех уровней (в России – федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, т.е. бюджетов органов местного самоуправления) и государственных внебюджетных фондов.

Государственные внебюджетные фонды – это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Эти средства находятся в распоряжении центральных и территориальных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Примерами могут быть российские Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования. Внебюджетные фонды создаются в основном в социальных целях и финансируются за счет социальных налогов и субсидий из бюджета. Подобные фонды расширяют возможности вмешательства государства, в экономику минуя бюджет и, следовательно, парламентский контроль. Кроме того, за счет государственных внебюджетных фондов можно создать видимость уменьшения дефицита бюджета.

Понятие бюджетного федерализма (межбюджетных отношений) употребляется для обозначения тех отношений, которые возникают между бюджетами разных уровней: федеральным, региональными, местными.

Основа бюджетного федерализма – автономность всех трех уровней бюджета, например, через закрепление за ними собственных налогов. Однако она редко достигается полностью из-за того, что налоговые поступления обычно не могут обеспечить все расходы региональных и местных бюджетов. В результате бюджеты более высокого уровня обычно субсидируют бюджеты более низкого уровня. И чем больше зависят бюджеты от таких субсидий, тем больше проблем возникает в меж бюджетных отношениях.

Функции бюджета .

Бюджетная система выполняет три основные функции:

1) фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности, который составляет, например, в США 6–7 % доходов государственного бюджета);

2) функция экономического регулирования – это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей экономической политики;

3) социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.

Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста . Путем изменения уровня государственных расходов правительство может регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов) и тем самым влиять на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры. В связи с этим различают:

1) экспансивную (расширительную, стимулирующую) бюджетно-налоговую политику (фискальную экспансию ), которая в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление экономического кризиса (циклического спада экономики), ускорение экономического роста и предполагает:

1) увеличение госрасходов G ;

2) снижение налогов T ;

3) комбинирование этих мер.

В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной денежно-кредитной политикой Центрального банка и изменением оптимизации структуры государственных расходов.

2)рестриктивную (ограничительную, сдерживающую) бюджетно-налоговую политику (фискальную рестрикцию) , которая имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики (т.е. ослабление инфляции и нормализацию хозяйственной конъюнктуры) и предполагает:

1) снижение госрасходов G ;

2) увеличение налогов T ;

3) комбинирование этих мер.

В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства.

В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции , особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода, в том числе и в России.

Использование государством бюджета в качестве одного из рычагов воздействия на экономику опирается на ряд теоретических концепций .

На протяжении многих десятилетий в развитых странах господствовала концепция «нейтрального бюджета» , отвечающая интересам экономики только в том случае, если не требовалось коренного изменения сложившегося под воздействием рынка «естественного порядка». Концепция «нейтрального бюджета» привязывала всю бюджетную политику государства к задаче обеспечения сбалансированности бюджета и предусматривала «нейтральное» отношение к ходу воспроизводственного процесса. Считалось, что нормальное функционирование финансов и есть эффективное функционирование экономики. Собственно бюджет решал чисто финансовые задачи (изъятие и распределение денежных средств).

Но политика жесткого соизмерения расходов и доходов бюджета имела свои недостатки :

а) она ограничивала размах экономических операций, время их проведения (крупномасштабные и долговременные операции);

б) снижала эффективность экономических операций, так как налоговые льготы предприятиям часто уравновешивались действенными с финансовой, но не с экономической точки зрения операциями;

в) снижала и без того малую эластичность государственного бюджета, лишала возможности быстро реагировать на изменение экономической обстановки;

г) сокращение государственных расходов в период спада увеличивало вероятность депрессий, а увеличение в фазе подъема вело к «перегреву» экономики.

Кейнсианский рецепт использования государственного бюджета впервые признал за бюджетными инструментами, помимо финансовых, функции по стабилизации экономики . В основе его лежит концепция «функциональных финансов» , согласно которой формирование и реализация бюджетной политики включают как финансовую, так и экономическую сторону дела, причем последней отдается предпочтение. Главное – сбалансированность экономики. При этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как положительным сальдо бюджета, так и возрастанием бюджетного дефицита. И хотя дефицит бюджета рассматривается как негативное явление, но не настолько, чтобы проводить финансовое оздоровление экономики в ущерб экономическому, особенно в фазах кризиса и депрессии.

Согласно концепции «функциональных финансов» решение проблемы дефицита бюджета в долгосрочном периоде невозможно без кардинального решения вопроса экономической стабильности. В этом состоит экономический подход к бюджетной политике государства.

Кейнсианская стратегия бюджетного регулирования, а затем теория «экономики предложения» (80-90-е годы) превратили концепцию «функциональных финансов» в реализуемые на практике модели экономического регулирования в развитых странах.

 

 

Это интересно: